Краткая аннотация урока |
|
Класс, профиль | 4 - В класс Психология |
Тип урока | Информационно - практический |
Цели урока: | - Расширить представление учащихся по
тематике занятия; - Развивать умение учащихся творчески мыслить; - Закрепить у школьников навыки работы с тестовым материалом через средства ИКТ; - Способствовать дальнейшему сплочению группы и углубление процессов самораскрытия и самовыражения. |
Задачи урока: | Познакомить учащихся со всем спектром существующих способностей человека, дать возможность ребятам выборочно апробировать и открыть в себе различные виды способностей |
Формируемые умения: | Умение младших школьников работать с
тестовым материалом в компьютерной обработке; Умение учащихся работать в программе Paint |
Цели использование ИКТ: | Повысить мотивацию учащихся к уроку Исследование познавательных, коммуникативных способностей школьников |
Этап урока, на котором использовалось ИКТ | Вводная часть: дискуссия с
использованием презентации Практическая часть: "Проверим свои способности?" Британский тест Керна Рассела "Улучши свой интеллект" Программа Paint "Социальный атом" Заключительная часть: Анкета "Рефлексия" - "Наши вопросы - ваши ответы" |
Формы организации работы детей | Фронтальная, индивидуальная |
Формы организации работы учителя | Фронтальная, индивидуальная |
Технологические особенности | Урок требует предварительной
подготовки:
|
Используемое оборудование | Компьютер, интерактивная доска |
Разработанные цифровые образовательные ресурсы | - Британский тест Керна Рассела "Улучши
свой интеллект" (адаптирован к начальной школе) - Презентация "Способности человек или грани моего "Я"" |
Методическая часть
Элемент ИКТ | Работа с интерактивной доской | Работа учащихся с тестом в компьютерной обработке | Работа учащихся в программе Paint |
Как используется этот элемент в уроке? | Презентация 11 слайдов - Дискуссия - Завершающая часть. Анкета "Рефлексия" |
Британский тест Керна Рассела "Улучши свой интеллект" в компьютерной обработке (Из 10 вопросов) | Выполнение теста "Социальный атом" |
Какие цели преследуются применением конкретно этого элемента на уроке | Активизировать внимание учащихся к тематике урока | Исследование познавательных способностей школьников | Исследование коммуникативных способностей школьников |
Каким образом этот элемент усиливает эффективность достижения названных целей, могли ли они достигнуты без его применения | Работа с интерактивной доской даёт возможность сделать демонстрационный материал зримым и доступным для взора каждого ученика | Индивидуальная работа учащегося на
компьютере даёт школьнику возможность самостоятельно исследовать свои познавательные способности. Отсутствие данного |
Индивидуальная работа учащегося на
компьютере даёт школьнику возможность самостоятельно исследовать свои коммуникативные способности |
Работа на компьютере даёт возможность учащемуся достаточно быстро решить поставленную перед ним задачу. |
Цель:
- Расширить представление учащихся по тематике занятия;
- Развивать умение учащихся творчески мыслить;
- Закреплять у школьников навыки работы с тестовым материалом через средства ИКТ;
- Способствовать дальнейшему сплочению группы и углублению процессов самораскрытия и самовыражения.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся со всем спектром существующих способностей человека;
- Дать возможность ребятам выборочно апробировать и открыть в себе различные виды способностей.
Вводная часть. Дискуссия.
Ведущий предлагает учащимся догадаться, какая тема будет предложена на уроке для рассмотрения.
"Вы, наверное, уже знаете, что означает слово "наследство"? Наследство-это когда от одного человека к другому что-то переходит в собственность.
Например, младшим братьям и сестрам передаются одежда или игрушки старших - те, из которых старшие выросли, но которыми еще можно пользоваться. Взрослые люди часто наследуют от своих родственников или близких более значительные ценности - квартиру, машину, дачу, деньги. Но так происходит не только с вещами. Часто бывает так, что сын выбирает (наследует) ту же профессию, что и его отец (а иногда и более старшие родственники), потому что она ему нравится и подходит больше всего остального. Таким образом, складываются профессиональные династии спортсменов, военных и так далее."
Вопрос: "Так что же унаследуют люди от своих предков? Например, дети от родителей?"
Ответ: "От своих родителей ребенок может унаследовать их особенности поведения, склонности, способности."
Вопрос:
- "Что означает термин "способности"?
- "Для чего необходимо развивать человеку свои способности?"
- "Положительно или отрицательно влияние способностей человека на развитие цивилизованного мира?"
- "Можно ли развить в себе способности?"
Способность - это проявление таланта человека в каком-нибудь виде деятельности.
Личности, способной удивляться и познавать, умеющей находить правильное решение в нестандартных ситуациях, нацеленной на открытие нового - предстоит творить наше будущее (А. Фромм).
Способности проявляются у разных людей, в разных видах деятельности, то есть проявление таланта человека в той сфере, где он чувствует, что у него какое-либо дело получается лучше, чем у других.
Информационные сообщения учащихся. Странички истории.
"Какими способностями обладали знаменитые люди? (Александр Македонский, В Моцарт, греческий оратор Демосфен и т.д)"
Давайте вместе с вами подумаем, какие виды способностей мы с вами наблюдали. Я вам буду сейчас приводить примеры, а вы мне будете сами называть виды способностей (сопровождается презентацией).
Например:
1) Человек придумывает мелодию, а из мелодии составляет песню или вальс.
Ведущий задает вопрос: "Как нам назвать этот вид способностей?" (Музыкальные)
2) Человек создает красивые картины, пейзажи, натюрморты, умеет изобразить точный портрет другого человека.
Ведущий задает вопрос: "Как называется этот вид способностей?" (Художественные)
3) У человека наблюдается умение разыгрывать разнообразные сцены, выступать перед публикой, выразительно рассказывать стихи. Назовите третий вид способностей. (Артистические)
4) Человек умеет хорошо и быстро бегать, далеко метать копье, высоко прыгать. Как нам назвать данный вид способностей? (Спортивные)
5) Умение запоминать цифры, правильно вести подсчеты. Назовите, данный вид способностей? (Математические)
6) У человека развито внимание. Если он идет по лесу, он замечает след любого зверя, может сказать, куда этот зверь направился, сытый он был или голодный. Как нам назвать данный вид способностей? (Исследовательские).
7) Коммуникативные способности.
Практическая часть. Проверим свои способности.
Тестовое задание "Социальный атом". Коммуникативные способности.
Цель: определить уровень коммуникативных способностей через самодиагностику учащихся.
Инструкция: составить свой социальный атом в виде геометрических фигур. Геометрические фигуры - это символы, каждый символ обозначает лиц, которые входят в постоянный круг твоего общения.
Круг - это женский пол, треугольник - это мужской пол, квадрат - это домашнее животное. Время выполнения 4 минуты.
Подведение итогов. Анализируем созданный социальный атом.
Тест на эрудицию, интеллектуальные способности.
Авторы Кен Рассел, Филипп Картер (сокращённый вариант).
Время выполнения 7 минут.
Цель: определить уровень эрудированности через самодиагностику учащихся.
Заключительное занятие.
Рефлексия "Анкета". Опрос проводится с помощью интерактивной доски.
1. Что такое способности?
Способность - это проявление таланта человека в каком-нибудь виде деятельности.
2. Передаётся ли способность по наследству?
Да, способности имеют такую особенность передаваться из поколения в поколение.
3. Можно ли развить способности?
Да, история знает немало примеров, когда человек, путём упорного труда развил в себе определённую способность.
4. Как можно развить в себе коммуникативные способности?
Развивать свой кругозор.
5. Развивать способность умения слушать собеседника.
Стремиться обходить острые углы в конфликтных ситуациях.
6. С помощью чего можно развить в себе интеллектуальные способности?
Специальных упражнений на развитие памяти, внимания, мышления