По мере развития социально-политической и культурной жизни интеллектуальный труд будет рассматриваться, как мастерство выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП). Критическое мышление (КМ) означает вовсе не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям. Для людей, мыслящих критически, понимание информации является отправной точкой, а не завершающим этапом обучения.
Основное в технологии РКМЧП: - данная технология удачно согласуется с традиционными формами преподавания;
- некоторые элементы "критического мышления" хорошо знакомы педагогам;
- преобладающий тип и характер взаимоотношений - субъект-субъектный;
- характер и стиль взаимодействия - демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность;
- ведущий тип деятельности - продуктивный, творческий, проблемный;
- способы усвоения - поисковая мыслительная деятельность, рефлексия;
- формы организации - индивидуальные, коллективные;
- методы обучения - проблемные, частично-поисковые, исследовательские, рефлексивные;
- технология формирует гибкость мышления, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, умение обоснованно предпочесть одну идею другой, аргументировано вести спор, вырабатывать оригинальную точку зрения.
Технология РКМЧП разработана в середине 90-х годов XXв. американскими учеными и педагогами Дж. Стил, К.Мередит, Ч.Темпл. Технология содержит в своем арсенале огромное количество приемов (стратегий), способствующих воспитанию и обучению вдумчивых читателей. Множество приемов дает возможность делать урок разнообразным, ярким.
Технология РКМЧП включает три этапа или стадии. Это "Вызов - Осмысление - Рефлексия".Начало формы
Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: а) актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме б) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; в) побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия - осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику: а) получить новую информацию б) осмыслить ее; в) соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является:
а) целостное осмысление, обобщение полученной информации;
б) присвоение нового знания, новой информации учеником;
в) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо "вызова" более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А "осмысление" ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы (стратегии).
Я вижу большую эффективность данной технологии в процессе обучения ребят, так как она содержит такие приемы (стратегии), которые позволяют побуждать интерес к теме, работать непосредственно с материалом и учат обобщать материал. Особый акцент я хотела бы сделать на то, что благодаря данной технологии интенсивно развивается умение работать с письменным текстом.
Благодаря данной технологии у ребят повышается самооценка, развивается рефлексия, появляется потребность в познании нового. Технология РКМЧП выводит учителя на обучение ребенка решать проблему, а, следовательно, происходит постепенный переход на возможность реализации проблемного обучения.
Конец формы
Немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.
На протяжении нескольких лет на своих уроках я часто использую различные приемы технологии РКМЧП:
- Инсерт или "Пометки на полях"; - маркировочная таблица "ЗУХ"; - написание эссе, синквейна, диаманта; - составление кластера; - мозговой штурм; - чтение с остановками; - фишбон; - тонкие и толстые вопросы и т.д.
У каждого человека есть потребность в самовыражении. Это возможно через рисунки, ''каракули'', ''зарубки''. Я использую эту потребность в процессе работы с текстом и предлагаю ребятам оформить свою информацию - составить кластеры.
Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями. Соединяя различные факты и мысли в такие паутинки, дети развивают системность мышления. В центре листа пишется слово (тема, проблема) Далее вокруг этого слова записываются слова или словосочетания, которые учащиеся выбрали из текста.
Один мудрый человек сказал: "Когда я пишу, я узнаю о том, о чем я думаю". Когда ребенок использует кластер, он лучше понимает себя и то, что изучает.
В 6 классе, прочитав текст " We love our pets" (учебник Кауфман для 6 класса "Happy English.ru."), учащиеся составили кластер. Работа по кластеру на стадии рефлексии позволила им легко пересказать текст, запомнить большую информацию. И самое главное - по кластеру пересказывают текст даже слабые ученики, пусть не в полном объеме, но базовый стандарт выполняют. Составление кластера повышает познавательную мотивацию ученика и дети, видя свою успешность, заинтересовываются в познании нового. Благодаря составлению рисунков, схем. кластеров развиваю творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим. Составление кластеров формирует умение систематизировать свои знания, новый материал, учит выделять главное.
We love our pets (6 класс)
Работа по обучению составлению кластеров я начинаю вести во 2 классе. Тогда ребята учатся составлять кластеры с помощью картинок и рисунков. В последующих классах учащиеся уже составляют кластеры, записывая мысли словами, а также учатся обобщать записанную информацию в группы.
Мои дети при работе с кластером лучше стали усваивать материал, им легче пересказать текст, видя перед собой графическое изображение. Они стали меньше времени тратить на подготовку домашних заданий, так как, записывая ключевые слова в кластер и дополняя его дома, ребята многократно обращаются к тексту, а многократное повторение способствует лучшему запоминанию информации.
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).
Работая с текстом "Das Osterreichische Dom" (учебник О.Зверловой) семиклассники составили таблицу на немецком языке
З Ich weiss, dass: |
У Ich habe gewust, dass:. |
Х Ich will wissen uber |
Salzburg ist ein Bundesland.-Зальцбург - федеральная земля в Австрии, Die Hauptstadt von Salzburg ist Salzburg.-Cтолица Зальцбурга -Зальцбург | Der Name Salzburg kommt vom "Salz".-Название города
произошло от слова "Salz"(соль) . Geburtsort von Mozart
-Родина Моцарта, Nockerln ist eine Spezialitaet in Salzburg, eine Suesspeise.- Клецки - сладкая выпечка |
Die Sehenswurdigkeiten der Stadt. -
Достопримечательности города, О Моцарте. Известные поэты, музыканты Чем живёт молодёжь и т.д. |
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование - записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием "Маркировочная таблица" позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.
На стадии рефлексии (закрепления материала) удаются приемы написания синквейнов и эссе.
Прием "Написание синквейна"
В переводе с французского слово "синквейн" означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.
Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть эмоциональной.
На уроках немецкого и английского языка c 6 класса мы пишем синквейны при изучении различных тем, после чтения какого-либо текста, чтобы подвести итог изученного или прочитанного. Тематика синквейнов разнообразна. (см. Приложение 1)
Корзина" идей - используется на стадии "Вызов"; - позволяет выяснить все, что знают или думают ученики; - проводится обмен информацией.
Инсерт Прием маркировки текста следующими значками: "V" - то, что известно; "-" - то, что противоречит представлениям читающих; "+" - то, что является новым; "?" - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано более подробно.
"Мозговой штурм" англ. brainstorming Цель приема - развитие творческого типа мышления. Проводится в группах из 5-7 человек. Первый этап - создание банка идей; Второй этап - коллективное обсуждение идей; Третий этап - выбор наиболее перспективных решений.
"Написание эссе" Свободное письмо на заданную тему. Смысл приема : "Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю". Ценится: - самостоятельность; - оригинальность; - индивидуальность; - дискуссионность.
"Чтение с остановками" Данный прием содержит все стадии технологии. Читается текст (лекция) дозировано. Непременное условие приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки.
Толстые и тонкие вопросы Тонкие вопросы: кто, где, когда, что, согласны ли, было ли, будет ли и т.д. Толстые вопросы: Почему вы так думаете? В чем разница? Что, если? Объясните, почему и т.д.
Бортовые журналы Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы.
- Что мне известно по данной теме? - Что нового я узнал из текста? Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют, графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным
Фишбон Слово "Фишбон" дословно переводится как "рыбная кость". Эта стратегия позволяет учащимся "разбить" общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на "рыбную кость" (отсюда и название) или, если эту "кость" расположить вертикально, - на елочку . Применяется на этапе вызова. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы.
1. В нижнем прямоугольнике, после обсуждения с классом, ведущий записывает формулировку проблемы. 2. Путем анализа источников, текстов и т.д., учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. 3. Путем анализа связки "причины-аргументы" учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.
В чем же инновационность представленной технологии? Во-первых, технология критического мышления представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. С другой стороны, использование данной технологии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Цели технологии развития критического мышления, отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
Подводя итоги, можно сказать, что на одном уроке можно применять несколько приемов, которые помогут более эффективно развивать умения работы с текстом. Эта технология разработана для ученика, чтобы он не только приблизился к процессу познания, но и получил удовольствие.
Своей работой по применению приемов технологии РКМЧП охотно делюсь со своими коллегами в своей школе, районе, области:
- 2005 г. Выступление на педсовете "Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках иностранного языка.
- 2006г. Мастер-класс по составлению синквейнов на педсовете.
- 2007 г. Мастер-класс по составлению кластеров на августовском совещании.
- 2009г. Мастер- класс по технологии РКМЧП на семинаре учителей немецкого языка при АИПКиП.
Педагогический десант в МОУ "Новогеоргиевская СОШ"
2010г. Курсы учителей иностранного языка. Интерактивный подход в обучении - руководитель Строкина Н.Е.
- Выступление о применении приемов технологии РКМЧП на уроках
- 2006 г. Эссе ученика 9 класса Король Дениса представлена на Всероссийский фестиваль "Портфолио".
- 2007г. Поэтическая тетрадь синквейнов учащихся 8 класса Решетникова В. и ДеминойА. Представлена на Всероссийский фестиваль "Портфолио".
- 2009г. Разработка урока "Гейне и его стихотворение" на сайте Всероссийского фестиваля "Открытый урок" и т.д.
Литература
- Н.В. Богатенкова Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения Н.В.Богатенкова // Пособие для учителей - СПб.: СПбГУПМ, 2001
- Применение приемов и методов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории // Школьное историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления. - СПб.: СПбГУПМ, 1999.
- Суворова Н.Г. Методическое пособие по праву для 7-го класса. - М., издание РФПР, 2002.
- Ж-л "Учитель" № 4,2002, Н. Суворова, кандидат педагогических наук.
- Материалы межрегиональной научно-практической конференции "Современные технологии в изучении литературы и языков в общеобразовательных учреждениях", - Астрахань, 2008 г.