Цель урока: составить представление о причинах кризиса хлебозаготовок 1927—1928 гг. и выявить возможные пути выхода из него; уяснить причины победы сталинского варианта преодоления экономического кризиса; усвоить причины и сущность сплошной коллективизации; проследить их долгосрочные экономические, социальные, политические последствия
Основные знания: кризис хлебозаготовок 1927—1928 гг. и пути его преодоления; предпосылки «великого перелома»; цели и задачи индустриализации; предпосылки политики сплошной коллективизации; цели и задачи «нового курса» в деревне;
Основные понятия: коллективизация;; «великий перелом»; МТС; колхоз; совхоз; раскулачивание; хлебозаготовительный кризис.
Планируемые результаты изучения материала: учащиеся углубляют свои знания о сущности политики коллективизации в процессе модернизации страны, знакомятся с ходом, результатами и последствиями коллективизации; убеждаются в ее негативных последствиях; осуждаются формы и методы проведения коллективизации.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации.
Приемы деятельности учителя:
- конспективное повествование с опорой на слайды
- образное повествование
Требования к аппаратным средствам и программному обеспечению для работы с ресурсом
- Microsoft Office Power Point 2003.lnk
- Microsoft Office Word 2003.lnk
- Windows Media
Ход занятия
Слайд 1. Тема, слайд-шоу, песня в исполнении хора им. Пятницкого «Загудели, заиграли провода».
Слайд 2. Частушки о колхозной жизни - Можно ли считать частушку источником информации о времени коллективизации? Как этот источник характеризует колхозы и жизнь в них?
Слайд 3. План
- Причины коллективизации.
- Начальный этап.
- Год «великого перелома».
- Начало массовой коллективизации.
- Голод 1932-1933.
- Репрессии – основа успеха.
- 1934 – второй этап.
- Колхозное крестьянство.
- Итоги и значение.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Слайд 4. Проблема:О коллективизации в ее целях в 30-е гг говорили, что
- Это великая революция- вторая, после Октября.
- Это «революция сверху при поддержке снизу».
- Через нее будет осуществлен переход к социализму подавляющего числа населения страны.
- Она означает решение классовых проблем.
- Через нее идет мобилизация ресурсов для подъема промышленности.
- Она сделает крестьян зажиточными людьми.
- Она решит продовольственные проблемы страны.
Определите, насколько соответствовали действительности, что означали на практике эти лозунги.
Слайд 5.Основные понятия и термины: коллективизация, колхоз, кулак, раскулачивание, «подкулачники», МТС (машинотракторная станция).
Слайд 6. Даты:
- 1927г.- начало хлебозаготовительного кризиса;
- 1929г., декабрь-переход к политике сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса;
- 1930г., 2 марта - статья Сталина «Головокружение от успехов»;
- 1932-1933гг.- массовый голод в зерновых районах СССР.
Слайды 7-11. Причины коллективизации.
Слайд 12. Начальный этап.
Слайд 13. Год «великого перелома».
Слайды 14-15. Начало массовой коллективизации.
Слайды 16-19. Голод 1932-1933.
Слайды 20-23. Репрессии – основа успеха.
Слайды 24-25. 1934 – второй этап.
Слайды 26-27. Колхозное крестьянство.
Слайды 28-30. Итоги и значение.
Слайды 32-37. Рефлексия.
Слайд 31. Домашнее задание.
Слайды 38-53. Дополнительный материал.
Список литературы:
- Данилов, А. А. История России XX - начало XXI в. 9 класс / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2008;
- Загладин Н.В.Всеобщая история Новейшая история XX век. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., «Русское слово», 2009
- Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Новейшая история зарубежных стран XX век. 9 -11 классы. М.,2001
- Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории. 9 класс. История России. XX век Коваль. М, Владос-Пресс, 2002.
- Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. История России в схемах, М, Проспект, 2011 .
- Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории. М, 1996.