Виды источников творчества в дизайне костюма. Этапы изучения творческого источника – предмета

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тема занятия: Виды источников творчества в дизайне костюма. Этапы изучения творческого источника – предмета.

Форма проведения занятия: занятие-практикум.

Цель занятия: Исследование творческого источника с целью дальнейшей трансформации в костюм или предмет одежды. Создание эскиза, используя выделенный признак творческого источника, преобразовывая, ассоциируя, абстрагируя, не копируя его (источник творчества).

Задачи:

Образовательные:

- повторить с учащимися виды источников творчества;

- познакомить учащихся с этапами исследования творческого источника, используя ранее полученные знания (форма и силуэт, линии, цвет);

- познакомить учащихся с понятиями “абстракция”, “ассоциация” “фор-эскиз”, “набросок”;

- учить детей выделять из ряда признаков творческого источника основной, индивидуальный, для дальнейшей трансформации в костюм;

- продолжать учить детей овладевать приемами эскизирования.

Развивающие:

- развивать наблюдательность, творческое воображение;

- развивать индивидуальность и творчество при выполнении задания;

- развивать абстрактное мышление, умение сравнивать предметы и их связь с внешним миром, делать логические выводы;

- развивать умение видеть красоту в самых обычных предметах, явлениях.

3. Воспитательные:

- воспитывать потребность в общении с прекрасным;

- воспитывать самостоятельность, аккуратность;

- воспитывать тактичность, взаимоуважение.

Формы организации занятия: коллективная, в мини-группах, индивидуальная, консультативная работа.

Методы организации занятия:

- словесный (объяснение, диалог, консультация);

- наглядный (наглядные материалы: эскизы учащихся студии дизайна костюма и студентов КТК (Красноярского технологического колледжа), рисунки из учебника (Т.О. Бердник “Моделирование и художественное оформление одежды”), образцы готовых изделий коллекций студии, вазы);

- исследовательский (поэтапное исследование творческого источника - предмета);

- практический (выполнение работы с применением полученных знаний и умений);

- метод наблюдения (зарисовка линий, силуэтов, фор-эскизов);

- проведение занятие с использованием средств искусства (музыка).

Методическое оснащение: эскизы учащихся и студентов колледжа, рисунки из учебника Т.О. Бердник “Моделирование и художественное оформление одежды”, образцы готовых изделий коллекции, шаблоны-куклы, вазы различных форм, предметы окружающего мира, цветовой круг по В.М. Шугаеву.

Оборудование и материалы: доска ученическая, мел, магниты, мольберты, карандаши простые и цветные, гуашь, кисти для рисования, палитра, салфетки тканевые, банки с водой, кронштейн, бумага форматов А-3, А-4, DVD-проигрыватель, диск.

Ход занятия

1. Организационная часть.

Приветствие, проверка рабочего места и инструментов детей.

2. Основная часть

1. Вводная беседа педагога с учащимися, о более расширенном представлении и разнообразии источников творчества, с учащимися.

“Все, что вижу, слышу, знаю, превращу в платье”. (К. Диор)

“Что такое творческий источник?”, “Виды источников творчества в дизайне костюма”.

2. Нахождение возможных творческих источников из реальной действительности.

Из совместного диалога педагога с учащимися перечислены ряд видов источников творчества:

- книга, литературное произведение, фильм, спектакль, музыка и т.д. (Пример 1: Пьера Кардена вдохновляла пластика тела в танце балерины Майи Плесецкой. Пример 2: эскиз (рис.1) и костюм (рис. 2) из коллекции “Хозяйка медной горы”, выполненной учащимися студии)

- события: освоение космоса, олимпийские игры, салют, данный в честь Победы  (Пример 1: костюм из коллекции “Катюша” (рис. 3), выполненной учащимися студии. Пример 2: турнир по шахматам – эскизы коллекции “Рокировка” учащейся студии. Пример 3: костюм из коллекции “Зимние забавы” (рис. 4).);

- природные явления: восход, закат, буря и т.д. (Пример 1: эскизы коллекции “В свете луны” учащейся студии);

- человеческие чувства и другое: ожидание, тревога, радость, грусть и т.д. (Пример 1: К. Шанель впечатлили морщинки и кожа зрелой женщины на создание фактуры буклированной ткани в одежде. Пример 2: эскиз коллекции костюмов “Окно с видом на море” (рис. 5));

- предметы архитектуры (Пример 1: купола церквей – костюм из коллекции “Весенний марафон” (рис. 6). Пример 2: декоративные колонны зданий, потолки и стены, выполненные в технике “мозаика”, показ рисунков из учебника.);

- декоративно-прикладное творчество из разных материалов: стекло, дерево, керамика. (Пример 1: работы студентки колледжа: творческий источник и эскизы моделей одежды, где за основу взяты деревянные предметы декоративно-прикладного творчества на Руси);

- исторический национальный костюм или культура разных народов (Пример 1: эскиз и костюм из коллекции “Цветные сны” (рис. 7), выполненные учащимися студии. В этой коллекции была использована техника складывания бумаги “оригами” - японский вид искусства. Пример 2: творческие работы, выполненные студентами колледжа на основе национального орнамента);

- растительные формы и природа (Пример 1: форма лужи на асфальте, фактура грязи на дороге, морозные рисунки на окне и т.д. Работы студентки колледжа на тему: “Период цветения вишни Сакуры”. Пример 2: Хохолок и полосатый окрас птицы Удод (показ из учебника), в дальнейшем дали начало направлению “панки”);

- предметы быта, которые нас окружают (Пример 1: посуда, бытовые предметы и т.д.);

- различные девизы так же могут быть источниками творчества (Примеры: “Россия – источник вдохновения”, “Дождей серебряные нити” и т.д.).

3. Практическая часть.

- Исследование заданного творческого источника в мини-группах (по 4 человека) – предмета, поэтапно, для дальнейшей трансформации в костюм.

В качестве предметов взяты 4 вазы из чешского стекла различных форм в одном стиле и дополнительные предметы для связи с окружающим миром (рис. 8).

Поэтапное исследование данных предметов и создание набросков происходит по следующим признакам: форма, линии, фактура, цвет, связь с окружающим миром (во время зарисовок звучит различная музыка).

Для этого необходимо приготовить лист бумаги формата А-3, поделенный на 4 части, путем складывания и 3 листа бумаги формата А-4 для цветовой гаммы, фор-эскизов элементов будущего костюма по выбранному признаку, эскизирования костюма или предмет костюма. Исследования производят в мини-группах, а зарисовку выполняет каждый учащийся. Во время исследования источника творчества и создания костюма учащиеся знакомятся или уточняют значение понятий “абстракция”, “ассоциация”.

1 этап – исследование форм всех ваз (мини-группы периодически обмениваются вазами). Повторение пройденного материала “Форма и силуэт в костюме”. Педагог отображает сказанное учащимися на ученической доске и рассказывает, в каком секторе поделенного листа выполнить наброски форм, которые они увидели (трапециевидные, “о”-образные, песочные часы и т.д., каждый по своему воображению).

2 этап – исследование предметов (ваз) по линиям (мягкие, изгибающиеся, параллельные, волнообразные и т.д.). Выполнение набросков линий в следующем секторе поделенного листа.

3 этап – исследование по фактуре материала и по ощущениям. Стекло – прозрачное, толстое, цветное, холодное, поцарапанное и т.д.

4 этап – исследование связей предмета с окружающим миром. Для этого в одну вазу поставлены сухие ветки и цветы, во вторую вазу налита вода, в третью, в виде конфетницы, насыпаны конфеты в блестящих фантиках. Далее выполнение в третьей части листа набросков цветов, веток, воды, конфет, фантиков и т.д., а в четвертой части листа, по желанию, связь с окружающим миром (т.к. более абстрактные образы порождает музыка, которая имеет свои характерные признаки, так же могут возникнуть и другие ассоциативные ощущения, поэтому могут быть зарисованы совсем другие предметы).

5 этап – создание цветовой гаммы будущего костюма на основе исследования источника творчества. Именно благодаря цветам, примененным в костюме, можно создать определенное настроение у зрителя. Этот этап выполняется любыми средствами и предметами рисования – по желанию ребенка.

- Выполнение фор-эскизов по выбранному признаку творческого источника. Нахождение образного решения для переработки в костюм или предмет костюма: головной убор, сумка и т.д. (выполняется под прослушивание музыки).

Таким образом, вдохновившись источником творчества, учащийся, в роли дизайнера, приступает к разработке новых костюмов и коллекций. При этом он не стремится копировать оригинал, а творчески перерабатывает его признаки, выделяя при этом главный на свое усмотрение, стараясь сохранить в созданных костюмных образах свежесть своих ощущений и поделиться ими со зрителем.

- Создание эскиза единичного изделия (комплекта или ансамбля), или элемента одежды, или дополнения по выбору, с помощью шаблона-куклы (под прослушивание музыки). Создание эскиза единичного изделия, по выбору ребенка, производится любым методом эскизирования (в цвете). (данный этап работы учащихся сопровождается мелодичной музыкой)

4. Заключительная часть.

Выставочный просмотр работ учащихся (рис. 9). Комментарии детей. Анализ работ педагогом: обсуждение эскизов, подведение итогов.