Цель: изучить понятие линзы, построение изображения предмета в линзах.
Тип урока: урок изучения нового материала.
После изучения данной темы учащиеся должны знать:
– понятия: линза, собирающая линза, рассеивающая линза, фокус собирающей
линзы, фокус рассеивающей линзы, главная оптическая ось, главная плоскость
линзы, фокальная плоскость линзы, тонкая линза;
– основные лучи для построения изображения предмета в собирающей и рассеивающей
линзах;
учащиеся должны уметь:
– определять вид линзы;
– строить изображение предмета в линзах.
Оборудование: компьютер, проектор, демонстрационный набор L-микро “Геометрическая оптика”.
Наглядный материал: презентация, раздаточный материал с разноуровневыми заданиями на построение.
Ход урока
1. Организационный момент: приветствие учителя, объявление темы урока. (Слайд 1).
2. Актуализация знаний: мини лекция с элементами беседы на тему “Использование линз человеком”. (Слайд 2).
3. Изучение нового материала:
- Что такое линза, и какие виды линз существуют?
Слайд 3 – определение линзы. Виды линз.
Слайд 4 – определение собирающей линзы.
Демонстрация собирающих линз.
Слайд 5 – определение рассеивающих линз.
Демонстрация рассеивающих линз.
Слайд 6 – понятие тонкой линзы
Слайды 7–9 – основные характеристики линз.
- Как построить изображения предметов в линзах? (Слайд 10).
Учитель: Сначала рассмотрим построение изображения предмета в собирающих линзах.
Слайд 11 – Основные лучи для построения изображения предмета в собирающей линзе.
Демонстрация получения изображения предмета в собирающих линзах с помощью набора L-микро “Геометрическая линза”.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что изображение предмета, его размер, четкость зависит от расположения предмета по отношению к линзе.
После демонстрации учащиеся в тетрадях выполняют построения изображения предметов, находящихся на различных расстояниях от линзы и заполняют таблицу. (Слайд 12 – таблица).
Примечание: Сначала учащиеся самостоятельно выполняют построение, затем проверяем – учитель демонстрирует с помощью компьютера. (Слайды 18–22).
Для закрепления изученного учащиеся выполняют задание – Слайд 23.
Демонстрируется Слайд 24.
У учащихся возникает проблема при построении изображения точек, лежащих на главной оптической оси.
Учитель показывает, каким способом можно выполнить данное задание. После чего учащиеся самостоятельно пробуют выполнить задание на Слайде 25.
Примечание: для слабых учащихся можно снова повторить и объяснить, используя Слайд 24.
Учитель: рассмотрим построение изображения предмета в рассеивающих линзах
Слайд 27 – Основные лучи для рассеивающей линзы
Совместно с учителем учащиеся выполняют задание 1 на Слайде 28.
Учащиеся выполняют задания на Слайдах 29–30.
- Закрепление изученного материала.
Учащиеся получают карточки-задания на построение в линзах. (Приложение 1.)