Законы геометрической оптики. 9-й класс

Разделы: Физика, Презентация к уроку

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22 МБ)


Цель урока: вторичное осмысливание уже известных знаний, освоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Задачи урока:

  • образовательные: закрепить знания законов геометрической оптики, научить владению приемами решения задач;
  • воспитательные: способствовать расширению кругозора, совершенствовать навыки общения, создать условия для самооценки;
  • развивающие: развивать умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, применять знания в нестандартных ситуациях, развивать познавательный интерес.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация учителя, презентации учеников.

Ход урока

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Большую часть информации об окружающем нас мире мы получаем благодаря зрению. Изучив законы геометрической оптики, вы уже можете объяснить как, где и для чего они применяются, объяснить те явления, которые раньше не понимали.

I-й этап урока. Актуализация знаний. На этом этапе учащиеся повторяют все изученные понятия и законы.

  1. Разгадываем кроссворд. (Слайд 3). Проверяем правильность ответов. Учащиеся заносят в таблицу (Приложение 2) баллы, соответствующие количеству правильных ответов.
  2. Фронтальный опрос (в быстром темпе):
    – что такое свет?
    – закон прямолинейного распространения света?
    – какой угол называют углом падения?
    – какой угол называют углом отражения?
    – сформулируйте законы отражения?
    – какое отражение света называют диффузным или рассеянным?
    – какое отражение света называют зеркальным?
    – какое свойство лучей называют обратимостью?
    – какое изображение предмета можно получить в плоском зеркале?
    – почему изображение называют мнимым?
    – что такое преломление света?
    – какой угол называют углом преломления?
    – какая среда называется оптически более плотной?
    – какая среда называется оптически менее плотной?
    – какое значение имеет скорость света в вакууме?
    – почему глубина водоема кажется меньше, чем в действительности?
  3. Какая картинка лишняя? (Слайды 4–6).
  4. За каждый правильный ответ учащиеся засчитывают себе по одному баллу.
  5. Выполнение теста [5]. (Приложение 3)

II-й этап урока. (Работа в группах по 5 человек.)

  1. Объяснение пословиц [2]. (Слайды 7, 8).
  2. Решение качественных задач [3], [4]. (Слайды 9–13).
    – Как получить от одной и той же палки тень разной длины?
    – Во время хирургических операций тень от рук хирурга закрывает операционное поле. Как устранить такое неудобство?
    – Луч прожектора хорошо виден в тумане, a в ясную погоду хуже. Почему?
    – Зимой, когда земля покрыта снегом, лунные ночи бывают светлее, чем летом. Почему?
    – Почему окна домов днем всегда кажутся более темными, чем стены дома, даже если стены окрашены в темный свет?
    – Иногда классная доска отсвечивает. Почему это происходит? При каких условиях явление будет наблюдаться?
    – Почему, плавая под водой, вы видите гораздо лучше, когда надеваете специальные очки?
    – Во многих детективных фильмах часто используются “односторонние” зеркала. Действительно ли сквозь них можно видеть в одном направлении, а в другом они отражают свет, как обычные зеркала? Как действуют такие зеркала?
    – Герою знаменитого романа Герберта Уэллса “Человек – невидимка” удалось так изменить коэффициент преломления своего тела, что он стал невидимым. Каким должно быть значение этого коэффициента? Мог ли человек, имея такой показатель преломления, видеть что-либо сам?
    –Под каким бы углом не падал свет на велосипедный отражатель (катафот), он практически всегда отражается в направлении источника. Каким образом отражатель это делает? Обычное зеркало отражает свет в том же направлении, только в том случае, если падающие лучи перпендикулярны поверхности зеркала. Чем отличается велосипедный отражатель от зеркала?
    – Почему одни ткани блестят, а другие – нет? Как черная поверхность может блестеть, если черный свет поглощает свет в видимом спектре?
    (Количество и выбор задач можно изменять в зависимости от уровня подготовки класса. Можно выдать каждой группе по одной задаче или все задачи решают все группы, а отвечают те, кто решил первыми.)
  3. Решение расчетных задач. (Слайды 14– 18). Учащиеся решают задачи в группе, представитель группы объясняет решение у доски. Проверяем решение по слайду.
    Задача 1. В солнечный день длина тени от вертикально стоящей метровой линейки равна 90 см, a от дерева – 6м. Какова высота дерева?
    Задача 2. Угол между падающим и отраженным лучами равен 30º. Каким будет угол отражения, если угол падения увеличить на 15º?
    Задача 3. Требуется осветить дно колодца, направив в него солнечные лучи. Как надо расположить плоское зеркало, если лучи солнца падают к земной поверхности под углом 50º?

III-й этап урока. Решение видеозадач [6]. (Слайды 19–20).

Учащиеся работают в группах. Предлагают свои варианты решения.

IV-й этап урока. Выступления с сообщениями, презентациями.

Темы презентаций: мираж, радуга, гало и другие необычные оптические явления природы.

V-й этап урока. Подведение итогов урока. Домашнее задание: задачи № 128, 132,стр.146

Список литературы.

  1. С.В.Громов, Н.А.Родина. Учебник по физике для 9 класса. М. “Просвещение” 2008 г.
  2. С.А.Тихомирова “Физика в пословицах, загадках и сказках”. М. Школьная пресса. 2002 г.
  3. М.Е.Тульчинский. Сборник качественных задач по физике. М. “Просвещение” 1965 г.
  4. Дж.Уокер. Физический фейерверк. М. “Мир” 1979 г.
  5. А.Е.Марон, Е.А.Марон. Дидактические материалы по физике. “Дрофа”2004 г.
  6. А.И.Фишман, А.И.Скворцов, Р.В.Даминов. Видеозадачник по физике.

План урока

Этап урока Дидактическая задача Деятельность учащихся Время
1 Организационный момент. Вступительное слово учителя. Подготовка учащихся к работе на уроке Слушают учителя 2 мин.
2 Разгадывание кроссворда Мотивация учащихся на повторение основных понятий и принятие цели урока. Отгадывают кроссворд 8 мин
3 Фронтальный опрос. Сравнение картинок. Проверить усвоение основных понятий и законов темы. Подготовить учащихся к решению задач. Вспоминают понятия, оценивают собственный уровень подготовки. 10 мин
4 Выполнение теста. Оценить умения учащихся применять законы на практике. Выполняют задания. 8 мин
5 Решение качественных задач. Умения применять знания в новых ситуациях. Работают в группе, обсуждают, анализируют, делают вывод. 10 мин
6 Решение расчетных задач. Умение применять знания при решении расчетных задач. Приобретают навыки решения задач. 15 мин

 

7 Решение видеозадач Умения применять знания в новых ситуациях Работают в группе, обсуждают, высказывают предположения, анализируют, делают вывод. 10 мин
8 Сообщения учащихся. Расширение кругозора, Развитие навыков публичного выступления. Слушают докладчиков. 10 мин
9 Подведение итогов урока. Рефлексия. Анализ и оценка деятельности на уроке. Обсуждают вместе с учителем результативность урока. Оценивают свою деятельность на уроке. 5 мин
10 Домашнее задание Мотивация на выполнение домашнего задания. Записывают задание, слушают учителя. 2 мин