Экологическое образование заменило и вобрало в себя природоохранное образование. Однако, и это особое направление. Природоохранное образование формирует этические, гражданские и правовые представления. Человек должен знать основные законы, правила и не писаные нормы, которые в данном обществе и государстве регулируют его деятельность по отношению к живой природе и окружающей среде. Он обязан представлять меру ответственности за нарушения, знать механизмы, пресекающие опасную и преступную деятельность, не оставаться равнодушным к этой деятельности в силу гражданской позиции.
Хочу познакомить с опытом американских и российских учителей в области экологического образования и воспитания.
В США на экологии все буквально “помешаны”, и с малых лет американцы заботятся о своем здоровье и занимаются природоохранной деятельностью. Можно испытать культурный шок в хорошем смысле слова, от того как им удается экологическое образование и воспитание.
Приведу несколько ярких примеров из их жизни, увиденных своими глазами. Мы оказались в США по программе “Учителя – Учителям”, которая финансируется госдепартаментом США при поддержке Министерства образования РФ, как лучшие учителя математики, информатики, биологии, химии, географии, физики. В программе участвовало 10 учителей из Калуги, Курска, Воронежа, Пензы, Иваново. Программа месячного пребывания и обучения в университете штата Монтана не могла не оставить впечатлений и культурного шока.
Зоопарки и национальные парки строят свою работу с животными так, как если бы животные просто находились в своей обычной среде обитания. Нам не удалось, поэтому попасть в Йеллоустоунский национальный парк в октябре, т.к. он закрылся на зимний период. В это время у животных и природы “отдых” и никому ни туристу, ни президенту нельзя находиться на территории парка. Зато все зоопарки бесплатно можно посетить и причем животные там находятся за очень невысокими ограждениями, так, как будто мы просто зашли к ним в гости. Все организовано очень грамотно, согласно естественному месту обитания животных. Причем интересно наблюдать за тем, что дикие животные, случайно попадая в населенный пункт не чувствуют себя ущемленными. На некоторых дорогах даже обустроены специальные мосты для диких животных, чтобы им было удобно перейти через автомагистраль.
На улицах нет бродячих животных: кошек, собак и прочих. Все животные чипованные или находятся в специальных приютах.
Бросаются в глаза огромные бачки с мусором, но маркированные по каждый вид мусора, а если это помещение общественное или культурное, то вместо бачков можно увидеть вмонтированные в стену ящики так же маркированные под разный вид мусора. Чистота в помещениях и общественных туалетах. Для обработки антисептическим гелем рук, его не надо брать с собой и носить весь день, т.к. в любой аудитории или помещении столовой, туалете или кафе будут стоять бутылочки с гелем, которым можно воспользоваться бесплатно. Если нет геля, то есть жидкое мыло или влажные салфетки для любого пользователя, а в организациях оборудованы места, где можно еще и перепеленать ребенка или поменять памперсы, а если забыл как это делается, то на стене инструкция с фотографиями.
Ученики на уроках делают много разных исследований и проектов, в одной из школ мы наблюдали за выполнением проекта по эффективности асептического геля в борьбе с болезнями. Учащиеся разработали рекламу, потом выдавали гель всем желающим, отслеживали заболеваемость по школе. Делали выводы об эффективности.
В одном из проектов мы участвовали сами. Нам был представлен мастер-класс по исследованию чистоты воды в реках города Мизулы штат Монтана. Мастер-класс был организован как уроки в обычной школе, и мы учителя стали ненадолго учениками, выполняли все необходимые действия и работы в исследовании.
Студенты университетов постоянно организуют экологические акции и природоохранные мероприятия. Мы были свидетелями акции “Сколько мусора производит один студент”.
Студенческий городок на время превратился в поляну с огромной кучей мусора, который студенты принесли как образец количества мусора, производимого всего лишь одним студентом в год. Картина была ошеломляющая!!!
Спросите, зачем я все это описываю, думаю правильно то, что надо перенимать положительный опыт пусть даже из других стран и людей, и развивать в наших детях экологическое мышление, просвещая их с малых лет.
В своей работе найти такие примеры не составит труда у каждого учителя. А уж тем более родителя.
В нашем городе есть методическое объединение творческих учителей химии в составе: Борзовой О.А., Григорьевой Л.Л., Таракановой Н.А., Сидоркиной Т.А., под руководством Бирюлиной Е.В., которое занимается разработкой методических материалов к урокам химии 8-11класса. Нами разработаны презентации к каждому уроку химии в 10–11-х классах и одной из важных тем мы считаем, конечно же, экологическое образование. Мы посвятили итоговый урок по органической химии в 10-м классе “Охране окружающей среды”.
Уроки с ИКТ являются очень развивающими и личностноориентированными, так как использование различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
- Освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности.
- Выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области.
- Выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях.
- Развитие способностей к определенным видам деятельности.
- Проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов.
- Восстановление знаний, умений и навыков.
- Контроль и оценивание уровней знаний и умений.
Урок № 34 из курса “Органическая химия”, 10-й класс (Габриелян, базовый уровень, 1 час в неделю).
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели для учащихся:
- повысить уровень компетентности по основным вопросам охраны окружающей среды от химических загрязнений, повторить виды влияния химического производства, изучить некоторые способы предотвращения загрязнения,
- продолжить развитие навыков работы в группе и в парах, навыков использования знаний иностранных языков на уроках химии, продолжить осваивать технологию ролевой игры,
- воспитывать культуру речи и правил общения в ролевой игре, толерантное отношение к другому, экологическое мышление, способность прогнозировать результаты работы, создать ситуацию взаимного сотрудничества.
Цели учителя:
- спланировать и провести урок в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся,
- сформировать на основе природных фильтров информации учащихся мотивацию к повторению и обобщению материала,
- вызвать мотивацию у учащихся к проявлению экологического мышления и положительным эмоциям на уроке,
- используя ИКТ активизировать познавательную деятельность и расширить зону индивидуальной активности учащихся,
- опираясь на закономерности формирования представлений, понятий – создание новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся,
- обучение переносу ранее усвоенных знаний, умений и навыков из различных областей знания на новые условия работы,
- руководить повышением уровня понимания и формированием умений рассуждать и умозаключать,
- повысить уровень понимания учащихся от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному и проблемному и формирование умений рассуждать и умозаключать, а так же умений использовать знания иностранных языков для общения в ролевой игре,
- использовать дифференцированный подход при организации ролевой игры на уроке,
- создать условия для представления коллегам, разработанных творческой группой уроков с использованием ИКТ .
Ход урока и материалы используемые для обсуждения слайдов (презентация “Охрана”).
Учащиеся в конце урока по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал, услышал, увидел…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
- урок с использованием презентаций мне…
Это урок не один, включающий в себя элементы экологического образования. Почти на каждом уроке, где есть возможность провести межпредметные связи химии, биологии, географии, физики и экологии учителя используют это и занимаются экологическим просвещением подрастающего поколения. Природный баланс весьма хрупок. Если серьезно не задуматься о своей деятельности, то эта самая деятельность непременно начнет душить само человечество. Это удушье уже началось в какой-то степени и если его не остановить, то оно моментально начнет развиваться с неимоверно быстрой скоростью. И закончить хочу словами Норберта Винера
“Чем больше мы берем от мира, тем менее мы оставляем в нем, и в конечном итоге мы вынуждены будем оплатить наши долги в тот самый момент, который может оказаться очень неподходящим для того, чтобы обеспечить продолжение нашей жизни”.
Экологическое образование – путь в будущее всего мира.