Урок по общей биологии "Борьба за существование" проводится в теме: "Эволюционное учение. Популяции". Это урок формирования и систематизации знаний, на основе ранее изученного материала.
Основная методическая цель урока: использование ИКТ - как одного из способов формирования творческого мышления и развитие интереса обучающихся, расширение опыта исследовательской деятельности, на основе ранее приобретённых знаний, развитие информационной и коммуникативной компетенций.
На уроке продолжается закрепление и обобщение знаний по предыдущей теме: "Главные направления эволюции органического мира" и формируются новые понятия.
Ключевые слова темы: борьба за существование, внутривидовая борьба за существование, межвидовая борьба за существование, борьба с неблагоприятными условиями среды.
Для повышения эффективности усвоения нового материала на уроке используются слайд - презентации, отражающие узловые вопросы и основные понятия темы.
В соответствии с системно - структурным подходом, знания об основных направлениях эволюции, путях биологического прогресса служат основой при рассмотрении следующей темы "Доказательства эволюции. Макроэволюция".
Урок разработан для обучающихся третьего курса по профессии "Повар-кондитер".
Урок № 52 Тема: Борьба за существование.
Цели:
- обучающие - расширить, обобщить и углубить знания об основных направлениях эволюции органического мира; сформировать знания о движущих силах эволюции - борьбе за существование и естественном отборе; раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы.
- развивающие - развивать познавательный интерес обучающихся, умение работать с учебником, таблицами, слайдами, делать выводы, уметь использовать изученный ранее материал.
- воспитательные - воспитывать интерес к урокам биологии, бережному отношению к окружающей нас природе.
Методическая цель: использование ИКТ - как одного из способов формирования творческого мышления и развитие интереса обучающихся, расширение опыта исследовательской деятельности, на основе ранее приобретённых знаний, развитие информационной и коммуникативной компетенций.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.
Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов.
Уровень усвоения знаний: частично-поисковый.
Межпредметные связи: биология, экология, география.
Учебно-методическое обеспечение:
- учебник "Общая биология 10-11 кл." Д.К. Беляева,
- таблица "Борьба за существование и её формы",
- презентация по теме: "Борьба за существование".
Материально-техническое обеспечение: рабочее место преподавателя, ноутбук, проектор, экран, рабочие места обучающихся.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1. Орг. момент. (2 мин.) |
Проверка списочного состава обучающихся. Довести до обучающихся цели и задачи урока. | Рапорт. |
2.Проверка ранее изученного материала. (8 мин.) |
1) Фронтальный опрос по теме: "Основные
направления эволюции органического мира". 2) Объясните термины, приведите примеры: (вопросы представлены на экране слайд № 4)
Найдите соотношение понятий и рисунков. (задание представлено на экране слайд № 5). 3) Заполните таблицу: "Характеристика биологического прогресса и биологического регресса". (Слайд № 6) 4) Одновременно трое обучающихся выполняют индивидуальное задание, отвечают на вопросы теста (тест раздаётся на отдельных листах). |
Рефлексия знаний обучающихся по теме и
ответы на предложенные вопросы.
Выполняют задание. Смотрят слайды. Заполняют таблицу. Отвечают на вопросы теста. |
3. Изучение нового материала. (20 мин.) |
План урока: (на экране слайд №3) 1. Противоречие между интенсивностью размножения и ограниченностью средств жизни. 2. Борьба за существование. 3. Формы борьбы за существование. 4. Основа успеха эволюции - многообразие организмов. Изложение нового материала, диалоговое общение с обучающимися через систему проблемных вопросов, с использованием слайд - презентаций. Все живые существа потенциально способны производить большое количество себе подобных. (Слайд № 7-8) Примеры:- самка аскариды даёт 200 тысяч яиц в сутки; - серая крыса - 5 помётов в год (в среднем по 8 крысят, достигающих половозрелости с трёх месяцев); - в одном плоде кукушкиных слёзок не менее 186300 семян. Однако безудержного роста численности живых организмов в действительности никогда не наблюдается. (Слайд № 9) Как вы считаете, в чём причина такого явления? Большая часть особей гибнет на разных этапах развития и не оставляет после себя потомков. (Слайд № 10) Каковы же причины? Причины: - это природно - климатический фактор; - борьба с особями других видов; - между особями своего вида. Известно, что гибель организмов тем интенсивнее, чем выше размножаемость особей данного вида. (Слайд № 11) Гибель потомков происходит по разным причинам. Она может носить избирательный или случайный характер. Это гибель особей в лесном пожаре, при наводнении, вмешательство человека в природу. В чём причина возникновения борьбы за существование? (Слайд № 12) Несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов - главная причина борьбы за существование. Чарльз Роберт Дарвин (Слайд № 13)(англ. Charles Robert Darwin; 1809-1882) - английский натуралист и путешественник писал: "Не существует ни одного исключения из правила, согласно которому любое органическое существо естественно размножается в такой прогрессии, что, если бы оно не подвергалось истреблению, потомство одной пары покрыло бы всю Землю". По словам Ч. Дарвина: "Умирает только хилое и слабое, здоровое и сильное всегда выходит победителем в борьбе за существование". Термин "борьба за существование" по Дарвину имеет метаморфический смысл. Под выражением "борьба за существование" понимают сложные и многообразные отношения особей внутри видов, между видами и с неорганической природой. (Слайд № 14) Имея в виду не только жизнь одной особи, но прежде всего её плодовитость и успех в обеспечении себя потомством. Лишь в некоторых случаях борьба за существование выражается в прямой схватке: хищники сражаются из - за добычи или хищник сражается с жертвой. Ч Дарвин выделил три формы борьбы за существование: (Слайд № 15) 1.- внутривидовая, 2. - межвидовая, 3. - борьба с неблагоприятными условиями среды. Рассмотрим каждую форму борьбы за существование. Внутривидовая борьба за существование. (Слайд № 16-17) Происходит между особями одной популяции любого вида. Это самая жёсткая и острая, так как все особи одного вида нуждаются в одних и тех же и к тому же ограниченных ресурсах: пище, жизненном пространстве, убежищах, местах размножения. Примеры: - состязание между хищниками за добычу; - соперничество из - за территории; - из - за самки и т.д. Внутривидовые приспособления, полезные для всей популяции, могут быть вредными для отдельных особей и даже являются причиной их гибели. Пример: - чайки при избыточной численности потомства уничтожают часть птенцов; - иногда синицы затаптывают в подстилку гнезда 1-2 птенцов. При чрезмерном увеличении численности особей внутривидовая борьба в популяции обостряется. Это бывает из-за ухудшения кормовых условий, слишком высокой плотности населения и др. Постепенно плодовитость в популяциях снижается, могут вспыхнуть эпидемии и в результате - гибель организмов. Существует ряд приспособлений, которые помогают особям одной популяции избежать прямого столкновения между собой. (Слайд № 20-21) Примеры: - бурый медведь обозначает границы своего участка царапинами на дереве; - волк метит территорию мочой; - самцы синицы, зяблика возвещают о занятии участка песней. В популяциях у животных одного вида можно встретить взаимопомощь и сотрудничество. Пример: - это воспитание и охрана потомства, совместное вскармливание детёнышей (в семье пчёл, табуне лошадей). Вывод: хотя внутривидовая борьба за существование сопровождается понижением плодовитости и гибелью части особей вида, она всё же обуславливает процветание вида в целом, способствует его совершенствованию. Межвидовая борьба за существование. (Слайд № 22) Протекает остро если виды относятся к одному роду и нуждаются в одинаковых условиях существования. Примеры: - серая крыса крупнее и агрессивнее, вытеснила чёрную крысу в поселениях человека. Серая и чёрная крысы - разные виды одного рода. В поселениях человека в Европе вытесненная чёрная крыса встречается в лесных районах и пустынях. - быстрое размножение дрозда - дерябы в некоторых частях Шотландии повлекло за собой сокращение численности другого вида - певчего дрозда. - в Австралии обыкновенная пчела, которую привезли из Европы, вытесняет маленькую туземную, не имеющую жала. Межвидовая борьба за существование включает одностороннее использование одного вида другим. Это отношения "хищник - жертва", "паразит - хозяин", "растение - травоядное животное". (Слайд № 23) В данной форме борьбы за существование наблюдается и взаимное благоприятствование разных видов друг другу. Примеры: - цветы и их опылители; - ярусность в лесу. Вывод: форма этой борьбы приводит к эволюции обоих взаимодействующих видов к развитию у них взаимных приспособлений. Также она усиливает и обостряет внутривидовую борьбу. Борьба с неблагоприятными условиями среды. (Слайд № 24) Она также усиливает внутривидовое состязание, так как особи одного вида конкурируют за пищу, свет, тепло и т.д. Примеры: - борьба с засухой (верблюжья колючка); - к северу - зачахшие деревья и кустарники, хотя никакие другие растения их не теснят. Вывод: победители - наиболее жизнеспособные особи (с эффективным обменом веществ и физиологическими процессами). Если биологические особенности передадутся по наследству, то при этом будут совершенствоваться видовые приспособления к среде обитания. |
Работа в тетрадях над планом урока.
Восприятие и частичное осмысление нового обучающимися.
Отвечают на вопросы с обоснованием своего ответа. (Почему вы так думаете?) Участвуют в диалоге с преподавателем, делают необходимые записи.
Предлагают свои ответы с обоснованием. Записывают.
Работа с материалом учебника на стр. 147.
Восприятие и осмысление нового материала.
Работа с терминологией.
Принимают участие в диалоге, задают вопросы, делают необходимые записи. Работают с материалами слайдов, делая определённые выводы.
Делают самостоятельно вывод.
Принимают участие в диалоге, делают необходимые записи.
Принимают участие в диалоге, самостоятельно делают выводы. Работают с материалами слайд - презентации. |
4.Закрепление изученного материала. (13 мин). |
1) Объясните термины: (Слайд № 26)
Дайте ответы на вопросы: (Слайд № 27-28)
Таким образом, основой успеха эволюции является многообразие организмов. 3) Найдите соотношение рисунков и понятий. (Слайд № 29) 4) Заполните таблицу: "Формы борьбы за существование одуванчиков" (Задание выполняется, если осталось время на уроке). (Слайд № 30-31) Выставление оценок обучающимся за работу на уроке. Уходя с урока, прошу всех вас отразить своё отношение к уроку, поставив знак в той колонке таблице, которая соответствует вашему настроению.
|
Демонстрация знаний, полученных на
уроке.
Принимают участие в диалоге, самостоятельно делают выводы. Работают с материалами слайд - презентации. Подведение итогов урока. Рефлексия интереса к изученному материалу. Оставляют записи в листе опроса. |
5. Д\з (2 мин). | Параграф 46, стр. 164 - 166 учебник "Общая
биология" Д.К. Беляева, ответить на вопросы после
46 на стр. 166 письменно в тетради, записи в
тетради. (если осталось время, разбираем индивидуальные тестовые работы обучающихся). |
Записывают д\з. (Слайд № 32) |
Литература.
1. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. - М.: Просвещение, 2004. - 304 с.
2. Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10, 11 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005. - 352 с.
3. И.Ф. Ишкина Биология. Поурочные планы. 11 класс / Под ред. Д.К. Беляева, А.О. Рувинского. - Волгоград, 2002. - 120 с.
При подготовке презентации были использованы материалы: http://images.yandex.ru/yandsearch?text
Карточка обучающегося
Урок №52 Тема урока: "Борьба за существование"
План урока:
1. Опорные знания по теме: "Основные направления эволюции органического мира".
2. Изучаем новое.
Основная мысль темы - противоречие между интенсивностью размножения и ограниченностью средств жизни.
2.1 Борьба за существование.
2.2 Формы борьбы за существование.
2.3 Основа успеха эволюции - многообразие организмов.
Основные понятия: борьба за существование, внутривидовая борьба, межвидовая борьба, борьба с неблагоприятными условиями среды.
Литература: Параграф 46, стр. 164 - 166 учебника "Общая биология" Д.К. Беляева.