Дело рождает самоуправление, а не наоборот.
А.С.Макаренко
В современной теории воспитания сложилась понимание самоуправления как одного из принципов детского коллектива, сущность которого состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса, школы, осуществляемом через выборные органы самостоятельно. Эти органы самоуправления обладают реальными правами и несут реальную ответственность за свою деятельность.
Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность школьного ученического самоуправления:
- Всеобщая декларация прав человека – ст.21 п.1,п.2, п.3.
- Конвенция о правах ребенка – ст.15 п.1,п.2, ст.29 п.1 а, б, д, е.
- Конституция российской Федерации – ст.17 п.1,п2, п.3, ст.32 п.1,п2,п.5.
- Закон РФ “Об образовании” – преамбуле, ст2 п.1,п 6, ст.14 п.1, ст.32.
- Закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.
- Типовое положение об образовательном учреждении ст.49, ст.50.
- Устав общеобразовательного учреждения.
- Положение о деятельности детского объединения “Светлячки”.
- Положение о деятельности детского объединения “Беспокойные сердца”.
- Положение о Совете старшеклассников.
Как мы понимаем самоуправление – это самовыражение, самодеятельность, самоопределение, самосовершенствование, самоорганизация, содружество, сотрудничество.
ЦЕЛЬ организации ученического самоуправления: создание в школе условий, которые способствуют самореализации личности обучающегося. Влияние ученического коллектива на содержание и характер жизнедеятельности школы.
Задачи:
- Привлечь учащихся к обсуждению и участию в решении проблем класса и школы.
- Объединить детей разного возраста с целью реализации творческих интересов и способностей обучающихся.
- Развивать творческий потенциал, формировать внутреннюю свободу, повышать самооценку ребенка.
- Развивать самостоятельность, инициативу, ответственность обучающихся.
- Способствовать формированию у детей активной жизненной позиции.
- Развивать способность к саморазвитию и стремление к сотрудничеству.
Принципы самоуправления:
Принцип сотрудничества детей и взрослых.
Педагоги-организаторы, классные руководители помогают обучающимся в организации и проведении различных мероприятий, в управление делами класса, отряда, совета детского объединения.
Принцип единое планирование
Все участники учебно-воспитательного процесса принимают участие при составлении планов воспитательной работы класса, отряда, объединения.
Принцип самоорганизации
Дети организуют свою деятельность на основе собственных интересов и потребностей.
Выборность органов самоуправления.
Выборность всех руководящих органов самоуправления снизу доверху.
Сменяемость функций руководства и подчинения, а также видов деятельности
Участие всех учащихся в системе самоуправления. (сроки разные)
Принцип согласия.
Сочетание общественных и личных интересов в работе органов ученического самоуправления. Разногласия могут быть лишь до принятия решения, а после – действует правило обязательного выполнения решения всеми участниками процесса.
Основные формы деятельности ученического самоуправления:
- Сборы.
- Социальные проекты.
- КДТ.
- Акции.
- Операции.
- Слеты.
Ожидаемый результат функционирования самоуправления в МОУ “СОШ № 10”:
Повышение общественной активности классных коллективов, формирование лидерских качеств учащихся.
Школьное ученическое самоуправление представлено в школе следующими органами: Совет детского объединения “Светлячки”, Совет детского объединения “Беспокойные сердца”, Совет старшеклассников. Возглавляет работу советов президент детского объединения.
Структура ученического самоуправления МОУ “СОШ № 10”.
Высшим органом ученического самоуправления в МОУ “СОШ №10” является общий сбор, который проводится один раз в год в сентябре. Участниками сбора являются учащиеся 1– 11 классов, делегированные классными коллективами, представители администрации, учителя, также на сборе могут присутствовать родители. На данном сборе рассматриваются основные направления деятельности школьного самоуправления, анализируется работа за предыдущий год, ставятся задачи и утверждается план работы на новый учебный год, рассматривается вопрос о выборах.
В период между общим сбором высшим органом управления являет Совет детского объединения. Совет детского объединения – орган, состоящий из лидеров класса и представителей различных отрядов. Содержание деятельности ученического Совета школы совпадает по своей направленности и целевыми установками с приоритетными задачами школы.
В течение одного учебного года в школе работает три Совета по разным возрастным подгруппам Лидеры, входящие в состав совета организуют участие обучающихся в российских, республиканских, муниципальных и школьных праздниках, а также сами являются организаторами различных школьных праздников, мероприятий, конкурсов и т.д.
В нашей школе действуют: Совет детского объединения “Светлячки”– 1-4 классы, Совет детского объединения “Беспокойные сердца”– 5-9 классы, Совет старшеклассников– 10-11 классы.
Совет детского объединения (любой возрастной группы) собирается 1 раз в две недели. В совет детского объединения входят представителя (лидеры) классных коллективов, выбранные на классных собраниях. На данных советах планируется внеурочная работа учащихся (различные КТД), обсуждается организация проведения КТД, организуется работа по различным направления, заслушиваются отчеты и информации, принимаются решения, оцениваются результаты работы. Возглавляет работу совета президент школы совместно с педагогом-организатором.
В совет детского объединения “Беспокойные сердца” входят отряды: ЮПМ, ЮИД “Колесо”, ДЮП “Факел”, ШВПО “Родина”, отряд волонтеров “Овод”, пресс-центр, экологический отряд “Зелёный дозор”, которые отвечают за работу определенного направления. В каждый отряд входят представители от каждого класса, которые отвечают за работу по данному направлению в классе.
В каждом классном коллективе существует актив класса, который планирует, организует и анализирует работу классного коллектива, определяет сферу деятельности в общешкольных делах, организует самообслуживание обучающихся (дежурство). В актив класса входят учащиеся, ответственные за определенные направления работы в классе, и все желающие принять участие в подготовке интересующегося их дела.
Структура классного самоуправления:
Староста – возглавляет деятельность актива класса, координирует и планирует работу, проводит заседания актива класса, отвечает за порядком в классе.
Лидер – посещает заседание совета детского объединения, участвует в работе совета детского объединения, информирует класс о предстоящих делах в школе.
Эколог – посещает заседания экологического отряда, отвечает за работу данного направления в классе, организует участие класса в различных операциях и акциях (например, операция “Спасатель”, “Кормушка”, “Ель” и т.д. )
Представитель отряда ЮИД – представитель данного направления организует работу в классе по ПДД, посещает заседание отряда ЮИД, организует участие в школьных и городских конкурсах, олимпиадах по данному направлению.
Представитель отряда ДЮП – представитель данного направления организует работу в классе по противопожарной безопасности, посещает заседание отряда ДЮП, организует участие в школьных и городских конкурсах, олимпиадах по данному направлению, организуют работу по противопожарной безопасности во время проведения мероприятий в школе.
Представитель пресс-центра – предоставляет информацию о жизнедеятельности класса, организуют выпуск поздравительных и информационных газет, листовок, организует проведение опросов, анкетирования учащихся, учителей.
Данная структура ученического самоуправления способствует совместной деятельности и вовлекает в работу совета школы практически всех детей с 1-го по 11-й класс, не оставляя пассивных наблюдателей. Совместная деятельность дает возможность ребенку проявить себя, раскрыть свои возможности, способности и познать новое, научиться общению со сверстниками, с младшими и старшими по возрасту. Старшеклассники становятся примером для подражания, наставниками в общем деле, товарищами. Совместная деятельность дает возможность осознать, что у нас общая школьная жизнь. Постоянно, от праздника к празднику, из года в год формируется традиции, система ценностей и взаимной ответственности.
В работе органов ученического самоуправления школы прослеживается определенная преемственность в отношениях это:
- передача накопленного опыта от старших учащихся к младшим;
- формирование навыков культуры в общении в разновозрастных коллективах;
- в процессе сотрудничества учителей и учеников,
- в поиске оптимальных решений в разных ситуациях учебно-воспитательной
деятельности (совместной деятельности)
У старшеклассников более ярко выражено проявление сотрудничества и ответственности в межличностном общении, в отношении со сверстниками, в разновозрастной группе, с педагогами и родителями.
Подводя итоги работы, мы можем сказать, что в МОУ “СОШ № 10” сложилась своя система школьного самоуправления, все звенья которой тесно взаимосвязаны. Результатом этой деятельности является самовоспитание личности в коллективе, способной взять на себя ответственность за определенное дело и организовать новый вид совместной деятельности.
Сложившаяся система взаимоотношений ученик-ученик, ученик – учитель, ученик-родитель, ученик-администратор характеризуется духом взаимоуважения, взаимопонимания, доброжелательности.
Если работа ребят в органах ученического самоуправления творчески окрашена, интересна, идет от желаний самих ребят, если существует единство педагогического и ученического коллективов в решении вопросов школьной жизни, значит, уходя из школы, выпускники уносят огромный багаж коммуникативных навыков с собой во взрослую жизнь, имеют своё “лицо”, умеют отстаивать свою позицию.