Цели урока:
- Дать представление о размещении, особенностях происхождения и значении озёр.
- Продолжить учить работать с картами, таблицами и другими источниками информации.
- Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, гордости и любви к Родине.
Учебно-методический комплекс:
- Карты: Физическая карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Кемеровской области.
- Атласы, учебники, контурные карты.
- Презентация: “Озёра России”.
- Приложения.
Структура урока:
- Сообщение темы урока, постановка целей, задач.
- Вводная беседа.
- Озёра России: происхождение озёрных котловин, озёра по приходу и расходу воды, причины, влияющие на размещение озёр, значение озёр.
- Рефлексия (выполнение цифровой работы, впечатления учащихся).
- Домашнее задание.
- Заключение. Подведение итогов.
Ход урока
I. Сообщение темы урока, постановка целей и задач. (Слайд 1)
II. Вводная беседа.III.
Учитель:
То, о чём мы сегодня будем говорить сегодня, может быть литературным местом, поэтическим, заповедным, историческим, источником богатства и вдохновителем для создания прекрасной музыки, местом отдыха. О чём же пойдёт разговор?
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя серёжки.
И месяц и звёзды –
В нём всё отражается …
Как это зеркало называется?
Конечно, это озёра – голубые очи России. Велик и разнообразен мир озёр. Есть водоёмы огромные, как моря, а есть столь малые, что измеряются квадратными метрами. Что такое озеро?
Озеро – это природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.
А вот так, поэтически красиво, передал нам своё восприятие озера Александр Блок:
Как женщина усталая, оно
Раскинулось внизу и смотрит в небо,
Туманится и даль поит туманом,
И отняло у неба весь закат.
(Слайд 2)
Задание. (Слайд 3)
а) Прослушав рассказ учителя, заполнить таблицу.
Типы озёрных котловин |
Описание происхождения озёрных котловин |
Примеры озёр |
Районы распространения |
б) Нанести на контурную карту цифровые обозначения крупных озёр России:
1. Каспийское. |
6. Ханка. |
2. Байкал. |
7. Чудское. |
3.Ладожское. |
8. Телецкое. |
4. Онежское. |
9. Таймыр. |
5. Баскунчак. |
в) Обозначить с помощью условных знаков типы озёр по происхождению:
О – остаточное; Л – ледниковое;
Т – тектоническое.
Учитель:
Углубление – это котловина, образованная на земной поверхности. Озёрные котловины имеют разное происхождение. (Слайд 4)
1. Остаточные озёра образовались из остатков древних морей. П. Вяземский посвятил стихотворение этому морю-озеру:
Море широкое, море пространное,
В дальнем мерцании с небом слиянное,
Солнцем согретое, море лазурное
Под непогодою тёмное, бурное
(Слайд 5)
О каком море-озере идёт речь?
Это море, которое имеет более 70 топонимов – Гирканское, Персидское, Восточное, Западное, Хвалынское, Дербентское ... Современное название – Каспийское море, по названию исчезнувшего народа каспиев (коневодов).
2. Тектонические озёра – это обычно самые глубокие озёра, образованные на месте разломов, трещин земной коры. Такие озёра продолговатые: узкие и длинные. Такое происхождение имеет самое глубокое озеро мира – Байкал (1637 м).
“Золотое озеро – зовут его алтайцы, “Лама-море” – эвенки, “Далай-Нор” – монголы, что означает “великое озеро”, “Бой-Куль” – богатое озеро, озеро озёр (тюркское слово). (Слайд 6)
И он как зеркало лежит,
Гора в него глядится.
То туча воды затемнит,
То солнце в них лучится.
О нём писали “Чаща вод”.
Да. Но какая “чаща”!
Далее заслушивается сообщение о Байкале.