Разработка урока географии с использованием ИКТ "Озера России". 8-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • Дать представление о размещении, особенностях происхождения и значении озёр.
  • Продолжить учить работать с картами, таблицами и другими источниками информации.
  • Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, гордости и любви к Родине.

Учебно-методический комплекс:

  • Карты: Физическая карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Кемеровской области.
  • Атласы, учебники, контурные карты.
  • Презентация: “Озёра России”.
  • Приложения.

Структура урока:

  1. Сообщение темы урока, постановка целей, задач.
  2. Вводная беседа.
  3. Озёра России: происхождение озёрных котловин, озёра по приходу и расходу воды, причины, влияющие на размещение озёр, значение озёр.
  4. Рефлексия (выполнение цифровой работы, впечатления учащихся).
  5. Домашнее задание.
  6. Заключение. Подведение итогов.

Ход урока

I. Сообщение темы урока, постановка целей и задач. (Слайд 1)

II. Вводная беседа.

III.

Учитель:

То, о чём мы сегодня будем говорить сегодня, может быть литературным местом, поэтическим, заповедным, историческим, источником богатства и вдохновителем для создания прекрасной музыки, местом отдыха. О чём же пойдёт разговор?

Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя серёжки.
И месяц и звёзды –
В нём всё отражается …
Как это зеркало называется?

Конечно, это озёра – голубые очи России. Велик и разнообразен мир озёр. Есть водоёмы огромные, как моря, а есть столь малые, что измеряются квадратными метрами. Что такое озеро?

Озеро – это природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.

А вот так, поэтически красиво, передал нам своё восприятие озера Александр Блок:

Как женщина усталая, оно
Раскинулось внизу и смотрит в небо,
Туманится и даль поит туманом,
И отняло у неба весь закат.

(Слайд 2)

Задание. (Слайд 3)

а) Прослушав рассказ учителя, заполнить таблицу.

Типы озёрных котловин

Описание происхождения озёрных котловин

Примеры озёр

Районы распространения

       
       
       
       
       
       
       

б) Нанести на контурную карту цифровые обозначения крупных озёр России:

1. Каспийское.

6. Ханка.

2. Байкал.

7. Чудское.

3.Ладожское.

8. Телецкое.

4. Онежское.

9. Таймыр.

5. Баскунчак.

 

в) Обозначить с помощью условных знаков типы озёр по происхождению:

О – остаточное; Л – ледниковое;

Т – тектоническое.

Учитель:

Углубление – это котловина, образованная на земной поверхности. Озёрные котловины имеют разное происхождение. (Слайд 4)

1. Остаточные озёра образовались из остатков древних морей. П. Вяземский посвятил стихотворение этому морю-озеру:

Море широкое, море пространное,
В дальнем мерцании с небом слиянное,
Солнцем согретое, море лазурное
Под непогодою тёмное, бурное

(Слайд 5)

О каком море-озере идёт речь?

Это море, которое имеет более 70 топонимов – Гирканское, Персидское, Восточное, Западное, Хвалынское, Дербентское ... Современное название – Каспийское море, по названию исчезнувшего народа каспиев (коневодов).

2. Тектонические озёра – это обычно самые глубокие озёра, образованные на месте разломов, трещин земной коры. Такие озёра продолговатые: узкие и длинные. Такое происхождение имеет самое глубокое озеро мира – Байкал (1637 м).

“Золотое озеро – зовут его алтайцы, “Лама-море” – эвенки, “Далай-Нор” – монголы, что означает “великое озеро”, “Бой-Куль” – богатое озеро, озеро озёр (тюркское слово). (Слайд 6)

И он как зеркало лежит,
Гора в него глядится.
То туча воды затемнит,
То солнце в них лучится.
О нём писали “Чаща вод”.
Да. Но какая “чаща”!

Далее заслушивается сообщение о Байкале.

Продолжение статьи