Цели урока: знакомство с творчеством Э.Успенского, его произведениями и героями его книг, развитие речи, памяти, воображения учащихся.
Постановка цели:
– Ребята, давайте разгадаем кроссворд и назовём фамилию детского писателя, автора стихотворений, отрывки из которых мы сейчас вспомним.
По горизонтали:
1. Нравится Маринке
Переводить картинки.
Вот стоит её горшок,
На нём картинка – … (петушок)2. Рыжий папа! Рыжий дед!
Рыжим стал весь белый … (свет)3. Чистенький и свеженький,
Был он жутким неженкой.
– Дайте это!
Дайте то!
И ботинки и … (пальто)4. – Ведь для хорошего
Для рыбака
Удочка только нужна
И … (река)!5. Он по улицам идёт,
Ни к кому не пристаёт,
Но от тигра почему-то
Разбегается … (народ)6. Всё сделано ловко
И чисто. Однако
По следу идёт
Розыскная … (собака)7. Перевела картинки
На мамины ботинки.
Встал с постели старший брат,
На нём картинка – виноград,
На портфеле – брюква,
На фуражке – … (клюква)8. Палка,
Палка,
Огуречик –
Вот и вышел человечек.
А теперь
Добавим ножек…
Получился … (осьминожек)!9. Рядом весело бежали
Псы его, которых звали:
Караул, Пожар, Дружок,
Чемодан и Пирожок,
Рыже-огненный Кидай
И огромный … (Угадай)
– Кто же автор этих замечательных стихов?
Сегодня мы узнаем много интересного об этом писателе, вспомним его произведения и наших любимых героев.
Изучение темы
Эдуард Успенский родился в г. Егорьевске Московской области. Получив образование в Московском авиационном институте (МАИ) и став инженером, он зарабатывал на жизнь тем, что писал и создавал сценарии мультфильмов. В дополнение к детским книгам, Успенский писал стихи и театральные сценки.
Поначалу Успенский писал юмористические рассказы, но многие рассказы уходили “под нож” (“зарезаны” цензурой), хотя кое-какие его произведения появлялись в юмористическом отделе “Клуб 12 стульев” “Литературной газеты”, поэтому писатель ушёл в детскую литературу.
Первая книга Успенского про Дядю Фёдора “Дядя Фёдор, пёс и кот” была опубликована в 1974. Главным героем был шестилетний мальчик, которого звали Дядей Фёдором за то, что он был очень серьёзным. После того, как родители запретили ему оставить в квартире говорящего бездомного кота Матроскина, Дядя Фёдор ушёл из дома. Вместе с Матроскиным и псом Шариком они втроём поселились в деревне Простоквашино. Найдя клад, они смогли купить трактор, ездящий на супе и картошке. По книге было сделано несколько популярных мультипликационных фильмов: “Дядя Федор, пес и кот”, “Трое из Простоквашино” и др.
Является председателем жюри премии “Заветная мечта”. Также в 1986 году являлся членом жюри в первых играх возрождённой Высшей лиги КВН.
Эдуард Успенский является создателем таких передач, как “Спокойной ночи, малыши!”, “АБВГДейка”, “Радионяня” и “В нашу гавань заходили корабли”.
В 2010 году присуждена премия имени Корнея Чуковского, учрежденная для детских писателей, в главной номинации “За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе”
Выразительное чтение стихов, отрывков из сказок.
Обсуждение книг о Крокодиле Гене и Чебурашке.
– Как называется произведение, которое начинается так: “В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек…”? (“Крокодил Гена и его друзья”.)
– Где работал крокодил Гена? (В зоопарке.)
– “Глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает у маленьких медвежат”. О каком герое идет речь? (Чебурашка.)
– Кто такой Чебурашка? (Неизвестный науке зверь.)
– Где жил Чебурашка? (В телефонной будке.)
– Зачем Чебурашка и крокодил Гена решили построить дом?
– Что больше всего любил есть Чебурашка? (Апельсины.)
– Как звали крысу старухи Шапокляк? (Лариска.)
– Кому принадлежат слова: “Хорошими делами прославиться нельзя!” (Шапокляк.)
Обсуждение произведений о Дяде Фёдоре.
– В какой книге Эдуарда Успенского живут говорящие собака и кот? (“Дядя Федор, пес и кот”.)
– Как звали кота Дяди Федора? (Матроскин.)
– Какой герой “в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил”? (Дядя Федор.)
– “И Барбосиком меня звали и Оболтусом, и даже Кис-Кисычем. Только я фамилию хочу иметь…” Какую? (Кот Матроскин хотел иметь морскую фамилию.)
– Кто о себе сказал: “Я могу и картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть — языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать”? (Пес Шарик.)
– Что нужно было для счастья коту Матроскину, собаке Шарику? (Корова, ружье.)
– Какие слова учил произносить галчонка Хватайку кот и какая от этого польза? (“Кто там?”)
– Как звали корову кота Матроскина? (Мурка.)
– Кто такой Печкин? (Почтальон деревни Простоквашино.)
– Какую награду получил почтальон Печкин за мальчика? (Велосипед.)
– В квартире Дяди Федора висела на стене картина. А какая от нее была польза? (Она закрывала дыру в стенке.)
– Какое имя дали теленку пес, кот и Дядя Федор? (Гаврюша.)
Обсуждение стихотворений Э.Успенского.
– Прочитайте стихи, которые вы нашли.
Закрепление. Конкурс “Угадай, кто это”.
– Угадайте, как зовут этих сказочных персонажей:
игрушка
жирафа
обезьянка
кот
крыса
почтальон
собака
Шарик
Матроскин
Анфиса
Анюта
Чебурашка
Лариска
Печкин
Подведение итогов
– Какие стихи и сказки Эдуарда Успенского вы знаете?
– Чем они вам понравились?
– Какие книги вы хотите прочитать?