Танграм на уроках геометрии

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (601 кБ)


Катастрофическое положение сложилось в седьмом классе с алгеброй и геометрией на начальной стадии обучения из-за малого количества часов. За 50 уроков в 7 классе необходимо пройти программу. По учебнику Л.С.Атанасян “Геометрия 7– 9” требуется изучить 100 страниц текста (25 теорем, 15 следствий). Обилие определений, теорем, следствий и понятий вызывает трудность в запоминании и умении применять их на практике, а между тем – это является фундаментом геометрии. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет учителя поддерживать интерес и активность на протяжении всего урока. СанПин отводит 20 – 30 минут на подготовку домашнего задания по геометрии. Процесс усвоения знаний носит проблемный характер.

“Разум человеку дан для того,
чтобы активно участвовать
в познании мира и
самого себя”,

А.Мень.

Цель: Формирование зрительной памяти (Преодоление недостатков познания).

Задачи учителя: С первых уроков увлечь (удивить) учеников, сделать познание наглядным. Развивать зрительную память, активность, трудолюбие и уверенность в познании.

Умение видеть” – путь к подлинному познанию. Глаз, называемый оком души, – это главный путь познания, а ухо является вторым, и оно облагораживается рассказами о тех вещах, которые видел глаз. Он движет человека в различные части мира, он является государем математических наук. Наука раскрывает свой мир тому, кто владеет искусством видеть, а этому искусству, как и всякому другому, надо учить.

Я согласна с Сократом, что существует только один бог – знание, и только один дьявол – невежество. Известно, что Сократ не излагал своим ученикам готовые знания, а приводил их к постижению этих знаний при помощи эвристической беседы, т.е. системы наводящих вопросов, отвечая на которые ученики постигали новые знания. Здесь ученик чувствовал себя открывателем и учился делая. Поиск является важным компонентом психической деятельности.

Ключ к изучению геометрии – интуитивное воображение на основе знаний теоретического материала – фундамента процесса познания. Анри Пуанкаре (французский учёный) говорил: “Логика доказывает, а интуиция – творит. … Без неё (интуиции) математик был бы похож на того писателя, который безупречен в правописании, но у которого нет мыслей”.

Реализация (организация работы): учить наблюдать и сравнивать, распознавать и совершать действия – подводящие пути к познанию понятия. С самых первых уроков изучения геометрии учащихся должны вырабатывать привычку – аргументировать свои действия. При решении геометрической задачи делать “от руки” эскиз, который должен быть верным, наглядным и полным. Хороший чертёж позволит решить задачу.

Известно, что индийские математики, найдя логическое прозрение, зримое доказательство, рядом с соответствующим рисунком писали лаконично: “Смотри! Нужно обратить внимание учеников на равенство двух сторон и разную величину углов между ними. Попытаться построить квадраты на сторонах и получить теорему Пифагора для прямоугольного треугольника. Задача классическая.

С выполнения чертежа начинаются проблемы. Медленно и не с первого раза получается изображение. Ведомый учителем ученик должен научиться изображать только те фигуры, о которых идёт речь в задаче. В процессе же решения дополнительные построении часто необходимы – другая, ещё проблема.

В геометрии очень важно уметь смотреть и видеть, замечать особенности геометрических фигур, делать выводы из замеченных особенностей. Эти умения, которые вместе можно назвать “геометрическим зрением”, необходимо постоянно тренировать и развивать. Научить ученика выбирать и видеть то, что надо – это значит сделать его “геометрически зрячим”.

Это побудило меня обратиться к игре “Танграм”.

На первом уроке геометрии даю ученикам чертёжи, которые нужно дома наклеить на цветную бумагу, разрезать по линиям на части и принести на следующий урок.

При прохождении всего материала: видов углов и треугольников, признаков равенства треугольников и параллельности прямых, центральной и осевой симметрии, подобия и т. д. будут использоваться фигуры ТАНГРАМА.

Задание №1. Возьмём 7 танов и ответим на следующие вопросы, выделив условие и заключение:

  1. Найдите общие свойства треугольников (выделите условие и заключение).
  2. Выберите свойства, которые справедливы для равнобедренного треугольника.
  3. Что общего между квадратом и треугольником?

Задание №. 2. Расположите два треугольника так, чтобы были параллельны:

  1. Катет одного треугольника – гипотенузе другого треугольника.
  2. Катет одного треугольника – катету другого треугольника.
  3. Все стороны одного треугольника параллельны – сторонам другого треугольника.
  4. Проведём доказательство для 3 задания.

Ключ. №1. ВА||MN, BC||MN. №2. BA || FD. №3. BC || FD.

Выкладывание фигур способствует развитию наглядно-образного мышления. Выдающийся физиолог Н.Е.Введенский считал, что “устают не от того, что много работают, а от того, что плохо работают, неумело. Если человек увлечён делом, то он и не устаёт, и не замечает времени”. Подобная работа ускоряет процесс совершенствования навыков “геометрического зрения”.

Задание №3. С помощью ТАНГРАМОВ выложить две симметричные фигуры.

Ключ.

Ученики, владеющие умением быстро собирать фигуры, могут анализировать и систематизировать процесс решения задачи, расчленяя её на поэтапное решение знакомых ему геометрических фигур. Для создания какой – либо фигуры требуется выполнение большого числа возможных вариантов действий, взаимодействия соответствующих его геометрических объектов. Интерес и “опыт – сын ошибок трудных…” формирует умения выбирать и оценить свои действия; делать логические выводы, строить прогнозы и обосновывать их, активно участвовать в познании, то есть учиться делая”. Главное в этом процессе – способность ученика к саморазвитию. Смотрите презентацию!

Активные методы обучения создают творческую, способную к поиску личность. Обучение, приучающее детей к постоянной активности, даёт на выходе” человека деятельного, ищущего, борющегося, чья воля к преодолению сильнее неблагоприятных условий, болезней и бед. Выходя из школы, выпускник должен испытывать жажду знаний, стремление к открытиям, любовь к активному умственному труду.

Приложение 1