Контрольно-обобщающий урок по курсу физики 7-го класса

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Не секрет, что учащиеся с интересом относятся к физике в первый год ее изучения.

Для поддержания интереса, формирования устойчивой мотивации к познанию, корректировки форм и методов обучения необходимо четко представлять чему научились семиклассники за год.

С этой целью в конце учебного года я провожу контрольно-обобщающий урок, который позволяет проверить глубину усвоения знаний, умения применять их в конкретных ситуациях, поддержать интерес ребят к предмету.

Цели урока:

Обучающие: повторить и проверить основные изученные понятия и закономерности.

Развивающие: оценить и продолжить развитие общеучебных компетенций:

  • интеллектуальных (анализировать, выявлять существенные признаки объекта, делать выводы);
  • информационных (умение работать с текстом, выявлять главное, составлять вопросы);
  • организационных (овладение формами самоконтроля, умениями определять проблемные места своей учебной деятельности.
  • специальных (умение проводить опыты, фиксировать результаты эксперимента, делать выводы).

Воспитательные: формирование коммуникативных компетенций (работа в паре, умения выслушивать мнения других); развивать культуру умственного труда.

Форма проведения: урок-соревнование (при поддержке презентации), во время которого учащиеся отвечают на вопросы, решают задачи, выполняют экспериментальные задания, работают с незнакомым текстом.

Оборудование: компьютер; мультимедиа; физическое оборудование для проведения экспериментальных заданий: линейка с миллиметровыми делениями, ножницы, гаечный ключ, три сосуда с холодной водой и один с горячей, несколько сосудов с разной площадью дна и различной формы, три стальных цилиндра разного объема, динамометр, перманганат калия, термометр, весы электронные, контрольно-маршрутные листы.

Ход урока

I. Организационный момент (целевая установка, мотивация).

Сегодня на уроке мы будем повторять материал, изученный в 7 классе. Задача каждого показать и оценить, насколько успешно вы овладели основными физическими знаниями, умениями и навыками, научились с точки зрения науки объяснять наблюдаемые явления и процессы, выявить пробелы в знаниях и сделать вывод: достойны ли вы звания «Я успешный Семифизик» (ученик, успешно преодолевший начальную ступень замечательной науки физики).

Все задания, которые будет предложено сегодня выполнить, записаны на контрольно-маршрутном листе – «Я успешный Семифизик». Например. (Приложение)

(Каждому выдается лист заданий и контроля и объясняется, как им пользоваться.)

Всего будет шесть заданий:

  1. «Правильный выбор» (знание физических величин и единиц измерения).
  2. «Собери формулу».
  3. «Физика в веселых картинках» (объяснение физических явлений).
  4. «Видеозадача» (решение задач)
  5. «Его величество – Опыт» (экспериментальное задание).
  6. «Спор, который длился 100 лет» (работа с текстом).

Баллы, за каждое выполненное задание, выставляются в лист согласно оценочной таблице. Таблица на доске.

Оценочная таблица

Задание Выполнено правильно Допущено 2-3 ошибки Есть верные ответы
1. «Правильный выбор» 3 балла 2 балла 1 балл
2. «Собери формулу» 3 балла 2 балла 1 балл
3. «Физика в веселых картинках» Оценивает учитель.
Высший бал – 3.
4. «Видеозадача» Правильное решение Записаны правильно условие, формула, но допущена ошибка в ответе. Записаны правильно условие, формула.
4 балла 3 балла 2 балл
5. «Его величество – Опыт» Оценивает учитель.
Высший балл – 5.
1. Определена и записана цель – 1 балл.
2. Выполнены измерения, результаты занесены в таблицу – 2 балла.
3. Сделан вывод – 2 балла.
6. «Работа с текстом» 1 правильно составленный вопрос – 1 балл.
1 правильный ответ на вопрос – 1 бал.
Высший бал – 6.

II. Повторение, обобщение, применение знаний (выполнение заданий).

Задание-разминка 1 . «Сделай правильный выбор».

Подберите соответствующее обозначение для каждой физической величины, вспомните единицы измерения и заполните таблицу 1. (Слайд 2)

Физическая величина: 1. Плотность. 2. Давление. 3. Работа. 4. Масса. 5. Сила. 6. Скорость. 7. Мощность. 8. Путь. 9. Время.

Обозначение: А; Р; F; S; Ν; t; v; m; ρ.

Таблица 1

1    2       3      4       5       6       7       8       9   
ρ Р A m F v Ν S t
кг/м3 Па Дж кг Н м/с Вт м с

Проверьте, правильно ли вы выполнили задания. (Слайд 3)

Впишите в свои контрольно-маршрутные листы заработанные баллы согласно оценочной таблице.

Задание 2. «Собери формулу». (Слайд 4)

Из предложенного списка физических величин составьте формулы и заполните таблицу 2.

А ; S; F; g; Р; ρ; m; S; t; V; F; h; F; А; g; m; s; h; Р; S?

Таблица 2

А = F • S F = m • g V = S / t
P = ρ g h P = F / S A = m g h

Впишите в свои контрольно-маршрутные листы заработанные баллы согласно оценочной таблице.

Задание 3 «Физика в веселых картинках». (Слайды 6-16)

(на слайде 7 изображены картинки-гиперссылки, определяющие тему качественной задачи).

Выберите каждый себе (в порядке очереди) понравившуюся картинку и ответьте на соответствующий вопрос. Балл за ответ, поставленный мною, внесите в соответствующую клеточку вашего контрольного листа. (Если ученик затрудняется, то ребята помогают ему и зарабатывают дополнительные баллы-бонусы.)

Качественные задачи.

  • Какое явление используется при засолке огурцов? В какой банке огурцы просолятся быстрее?
  • Почему горящий керосин нельзя тушить водой?
  • Почему опасно сдавать в багаж при полете на самолете плотно закупоренные стеклянные банки?
  • Почему парнокопытные животные не испытывают трудностей, передвигаясь по болотистой почве?
  • Пускаем мыльные пузыри. Почему они поднимаются вверх?
  • Кто оказывает большее давление на пол - слон или дрессировщица?
  • Выйдя из воды, собака встряхивается. Какое явление ей помогает в этом случае освободить шерсть от воды?
  • В какой воде легче плавать: в морской или речной?
  • Какие части велосипеда при прямолинейном движении описывают прямолинейные траектории относительно дороги, а какие криволинейные?

Задание 4 «Видеозадача». (Слайд 17)

Ребята, в задании 4 вашего контрольного листа на картинке изображен кадр из мультфильма. Вам следует помочь героям фильма решить задачу. (Выполняют задания.)

Задачи. [1]

  1. Ты смотришь картинку из мультфильма «Незнайка на Луне». Три жука равномерно везут тележку, преодолевая путь 15 м, прилагая усилие 0,1 Н. Какую работу совершили они? (Рис.1)
  2. Перед вами фрагмент мультфильма «Как казаки олимпийцами стали». Какую работу выполнил спортсмен, поднявший штангу массой 140 кг на высоту 2 м? (Рис.2)
  3. Вы смотрите кадр из мультфильма «Ну, погоди!». До какой высоты добрался волк, если, прилагая усилие 500 Н, он совершил работу 2500 Дж? (Рис 3)
  4. Ты смотришь картинку из мультфильма «Маугли». При подъеме слоненка из ямы глубиной 4 м была произведена работа 28 кДж. Какова масса слоненка? (Рис.4)
  5. Перед вами кадр из фильма «Зима в Простоквашино». Чтобы буксировать автомобиль дяди Федора на расстоянии равное 80 м, друзьям потребовалось совершить работу 120 кДж. Определите среднюю силу тяги, приложенную к автомобилю. (Рис. 5)
  6. Вы смотрите фрагмент фильма «В поисках капитана Гранта». Путешественники перетаскивали лодку на расстоянии, равном 50 м, действуя силой 1400Н. Какую работу они совершили? (Рис. 6)

 

Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3
Рисунок 4 Рисунок 5 Рисунок 6

Проверьте, правильно ли вы записали формулу для решения задачи. (Слайд 18)

Правильно ли вы решили задачу. (Слайд 19)

Занесите в свой контрольно-маршрутный лист заработанные баллы согласно оценочной таблице.

Задание 5. «Его величество – Опыт» Экспериментальное задание. (Слайд 20)

А сейчас будем выполнять экспериментальные задания. Работать будете в парах. Необходимое оборудование находится на ваших рабочих столах.

Задания сформулированы в маршрутных листах. Внимательно прочитайте их; сформулируйте и запишите цель вашего опыта; спланируйте и проведите эксперимент; сделайте необходимые измерения; занесите их в таблицу и сделайте вывод.

Экспериментальные задания

  1. Проведите опыт по растворению вещества в воде разной температуры. Сделайте вывод.
  2. Измерьте с помощью миллиметровой линейки плечи рычага: ножниц, гаечного ключа. Определите выигрыш в силе данных инструментов?
  3. Рассчитай давление, производимое твоим учебником на стол.
  4. В кувшине имеется определенная масса воды. В вашем распоряжении есть несколько сосудов с разной площадью дна и различной формы. Какой сосуд вы выберите, чтобы налитая в нем жидкость из кувшина создала наименьшее давление на дно. Объясните ваш выбор.
  5. Измерьте выталкивающую силу, действующую на помещенные в воду стальные цилиндры. Сделайте вывод.

По окончанию выполнения экспериментального задания каждая пара представляет (устно) отчет проделанной работе. Учитель оценивает. Заработанные баллы учащиеся выставляют в соответствующей графе контрольно – маршрутного листа.

Задание 6. Работа с текстом «Спор, который длился 100 лет». (Слайд 21)

Выполняем последнее задание. Ребята прочтите внимательно рассказ «Спор, который длился 100 лет» (текст напечатан в маршрутном листе). Составьте три вопроса к данному тексту. Запишите их в контрольно-маршрутный лист.

Текст «Спор, который длился 100 лет».

Шел 1500 год. Великий итальянский художник, скульптор и ученый Леонардо да Винчи проводил странные опыты, чем удивлял своих учеников: он таскал по полу то плотно свитую веревку, то ту же веревку во всю длину. Его интересовал ответ на вопрос: зависит ли сила трения скольжения от величины площади соприкасающихся тел? Механики того времени были убеждены, что чем больше площадь касания, тем больше сила трения. Они рассуждали примерно так: чем больше таких точек, тем больше сила трения. Совершенно очевидно, что на большей поверхности будет больше таких точек касания, поэтому сила трения должна зависеть от площади трущихся тел. Леонардо да Винчи усомнился и стал проводить опыты. И получил потрясающий вывод: сила трения скольжения не зависит от площади соприкасающихся тел. Попутно он исследовал зависимость силы трения от материала, из которого изготовлены тела, от величины нагрузки на эти тела, от скорости скольжения и от степени гладкости или шероховатости поверхностей. Он получил следующие результаты:
1) от площади не зависит;
2) от материала не зависит;
3) от величины нагрузки зависит (пропорциональна ей);
4) от скорости скольжения не зависит;
5) зависит от шероховатостей поверхностей.

(Учащиеся выполняют работу. Учитель по ходу проверяет и оценивает работу. Заработанные баллы ребята выставляют в свои листы. Наиболее интересные вопросы предлагает зачитать.)

Ребята, у вас есть еще возможность заработать баллы-бонусы, ответив на дополнительные вопросы.

Вопросы. (Слайд 22)

  1. С какой целью проводил свои опыты Леонардо да Винчи?
  2. В чем заблуждались механики того времени?
  3. Какие результаты по исследованию силы трения получил Леонардо да Винчи?

III. Заключение (подведение итогов, подсчет баллов).

Итак, подводим итоги. Молодцы. Вы активно сегодня работали, выполняя самые разные задания. Показали не только теоретические знания, но и умения применять их при объяснении физических явлений, решении задач, выполнении экспериментальных заданий. Подсчитайте итоговый общий бал, заработанный каждым из вас.

IV. Рефлексия.

(Слайд 23)

  • Как ты оцениваешь свои знания?
  • Что у тебя хорошо получается, а над чем еще нужно работать?
  • Можешь ли присвоить себе звание «Я успешный Семифизик».

V. Вручение удостоверений «Я успешный Семифизик»

В конце занятия ребятам раздаются удостоверения, в которых зафиксированы заработанные баллы.

Удостоверение
«Я – успешный Семифизик»
 
выдано _______________________
успешно прошедшему испытание по физике.
Набранные баллы______ из ______
Умница.

Учитель Шморгун В.Н.
Удостоверение
«Я – успешный Семифизик»
 
выдано _______________________
прошедшему испытание по физике.
Набранные баллы______ из ______
Молодец! Но нужно еще подтянуться.

Учитель Шморгун В.Н.

При подготовке к уроку использована следующая литература:

  1. В.М. Краевой, Интересные видеозадачи, «Физика в школе» ООО Издательство «Школа-Пресс».
  2. Л.А. Прояненкова, Г.П. Степанова, Сборник задач и упражнений по физике, Москва Издательство «Экзамен». 2006.
  3. С.В. Громов, Н.А. Родина, Физика 7, Москва, «Просвещение» 2002.