Способы использования информационных технологий для формирования познавательного интереса учащихся на уроках

Разделы: Физика, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Введение

Сегодня на первый план современного образования выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности школьника.

Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у школьников показывает, что одним из приоритетных в этом направлении, наряду с традиционными формами, признается использование средств информационных технологий. Информатизация обучения открывает огромные потенциальные возможности в развитии личностных качеств учащихся, включая их познавательный интерес.

Но, к сожалению, недостаточная подготовленность некоторых учителей к использованию компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе, а так же неразработанность форм, методов и условий применения средств информационных технологий в обучении немного тормозят информатизацию образования. Именно поэтому тема моей работы стала систематизация способов прикладного использования информационных технологий в процессе обучения.

§1 Использование программ Microsoft Office для разработки приложений к уроку

1. Текстовый редактор Microsoft Word

В процессе подготовки к урокам физики учителю регулярно приходится готовить учебно-методическую документацию (карточки заданий, контрольные тесты, кроссворды и т. д.). Текстовый редактор Microsoft Word как раз и предназначен для того, чтобы выполнять эту работу быстро и эффективно, создавать качественно оформленные документы, удовлетворяющие высоким эстетическим требованиям.

К числу самых широко распространенных форм организации учебной деятельности на уроке физики относится индивидуальная учебная деятельность. Она предусматривает самостоятельную работу ученика на уроке (по заданию учителя и без контакта с одноклассниками). Задания могут быть одинаковыми для всех или распределены по вариантам, возможны также и индивидуальные задания. При изучении отдельных тем, например «Тепловые машины» (8 класс) или «Источники электрического тока» (10 класс) в качестве творческого домашнего задания я предлагаю некоторым учащимся выполнить реферат на предложенную тему с использованием редактора Microsoft Word. Данный редактор не только дает возможность работать с текстом, но и позволяет вставлять картинки, диаграммы, различные таблицы, что дает возможность предоставить достаточно обширный материал, оформленный всевозможными способами. Таким образом, у учащихся не только повышается интерес к новым знаниям, но и возникает возможность реализовать свои творческие способности и развить умения работы с электронными источниками и носителями информации.

2. Электронные таблицы Microsoft Excel

Широкие возможности программы для обработки электронных таблиц Excel из пакета Microsoft Office можно с успехом использовать на уроках физики в школе и, в частности, применять для численного решения задач.

Примером физической задачи в 10 классе при изучении темы термодинамика, может служить проблема нахождения временной зависимости температур двух тел, участвующих в процессе теплового обмена друг с другом, или одного тела с окружающей средой. Данная программа позволяет создать виртуальную лабораторную работу, в которой будет заданы физические зависимости одной переменной от других, причем при выполнении подобных работ я задаю индивидуальные параметры для каждого ученика, что позволит проверить уровень обученности каждого ученика.

Электронный журнал учета и анализа успеваемости учащихся тоже можно создать в программе Excel. Электронный журнал – это комплекс документов, включающих в себя основной документ Excel, по структуре напоминающий бумажный журнал, несколько документов, которые названы «планы уроков», и другие документы, касающиеся учеников и всего класса.

Каждый столбец, соответствующий в бумажном журнале отметкам учеников за урок в какой – то день, снабжается «гиперссылкой» на документ «план урока» для этого дня. Такие планы уроков большинство учителей пишут от руки. А я помощью компьютера такие планы составляю сразу в электронном виде. Во время урока или после учитель может вставить в соответствующие места документа «план урока» пометки о выступлении учеников на уроке, для анализа обученности. В подобной таблице можно вынести отдельный столбец для определения средней оценки за четверть, полугодие или год, что освобождает учителя от данной работы в ручную.

Планы уроков можно заранее составить на некоторое время вперед, а затем, если возникают отклонения от плана, корректировать планы будущих уроков. Планами уроков можно будет воспользоваться в следующем году для занятий с другими классами.

Если учитель физики одновременно является классным руководителем, то ему может потребоваться информация для связи с родителями учеников. Или, например, учитель дает каждому ученику персональные экспериментальные задания, поручает выполнение некоторых дел. В этих и подобных случаях имеет смысл связать с фамилией каждого ученика персональный документ.

Так же в программе Excel можно производить тестирование. Причем программа автоматически посчитает количество баллов и выставит оценку. Если количество учащихся больше чем компьютеров в кабинете, то я одних учащихся прошу выполнить тесты, а другим, которым не хватило компьютеров, даю дополнительное задание, например физический диктант или решение задачи, а оценку за проверку выставляю как средний балл. Преимущество данного тестирования, учащиеся работают индивидуально, и проверка заданий проходит автоматически.

3. Мультимедийные возможности Microsoft PowerPoint

Мы знаем, что в преподавании физики очень большую роль играет наглядность изучаемого закона или закономерности. Но иногда у учителя нет возможности провести эксперимент, так как нет достаточного оснащения кабинета, или это невозможно по другим причинам, например мы не можем показать, каким образом происходит процесс деления ядер урана или каким образом располагаются молекулы в различных состояниях вещества. В данном случае приходит на помощь программа разработки презентаций (компьютерных лекций) PowerPoint, входящая в состав Microsoft Office, которая позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого.

В программе PowerPoint компьютерная лекция – это набор слайдов (слайд – фильмов), смена которых может производиться по щелчку мыши или автоматически через некоторое время в соответствии с настройкой. Каждый слайд может содержать статичные изображения (одно или несколько): фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, текстовые фрагменты, а также видеофрагмент (видеофильм, мультипликацию). Демонстрация слайда может сопровождаться звуковой записью (дикторским текстом, музыкальным произведением). Компьютерная лекция предлагает вниманию ученика (учеников) на экране монитора или, если имеется проектор, подключенный к компьютеру, всему классу на большом проекционном экране.

Данная программа дает возможность достаточно наглядно и красочно демонстрировать различные физические законы. Если есть возможность использования проектора на большой экран, то лекции, выполненные в PowerPoint, позволяют не использовать учителю классную доску, так как информация по теме, в соответствии с настройкой презентации, появляется в нужном порядке и с необходимым акцентом. Мною разработаны и систематически применяются в работе электронные лекции по всем разделам физики, выполненные в данной программе. При разработке презентаций к уроку я предпочитаю не заполнить слайд текстом, который ученики могут прочесть в учебнике, а показать, при помощи настройки анимации, то или иное явление. В своих презентациях я всегда использую дополнительный материал по данной теме. Например, при изучении темы «Атомное ядро» я создала слайд, на котором происходит процесс деления ядер урана с выделением энергии и слайд, на котором показано действие атомного реактора. Данная презентация вызывает большой интерес у учеников, что дает высокий процент обученности по данной теме. Фактически все мои работы включают в себя анимацию физических явлений. На мой взгляд, именно данный прием позволяет получить такие положительные результаты. При изучении анимации явления, учащиеся не только сопоставляют увиденное с изученным, но и возникает желание научится делать подобные работы самостоятельно, что позволяет не только развить навыки работы с данной программой, но и реализовать творческие способности.

При помощи презентаций я, например, провожу проверку знаний учащихся. Например, на слайде напечатаю текст физического диктанта с пропусками орфограмм написания физических законов или определений, по окончании времени, выделенного для заполнения пробелов, продемонстрировать слайд с правильными ответами. Данное задание является интегрированным с русским языком, это обращает внимание учеников не только на знание физических законов, но и указывает, что родной язык знать нужно в любых ситуациях.

Также презентация может быть использована для проведения тестирования, так как в данной программе есть возможность настроить смену слайдов по времени, что поможет мобилизировать работоспособность учащихся. Главное в таких заданиях правильно рассчитать время, необходимое для каждого задания, если будет времени меньше, чем это необходимо, то это выбьет ребенка из рабочего состояния. Достаточно наглядно проводится работа по проверке знаний элементов электрической цепи. Каждому учащемуся я даю индивидуальное задание по сборке электрической цепи из предложенных приборов. Ученикам необходимо выполнить задание в режиме конструирования слайдов, а проверка производится в режиме демонстрации. Очень эффектно подобные задания выполняются на интерактивной доске. Такие работы помогаю не только проверить знания по физике, но и развить умения работы с данной программой.

§2 Использование Интернет ресурса

Сегодня Интернет - технологии занимают важное и особое место практически во всех областях человеческой деятельности. В последнее время все больше и больше говорят о внедрении и использовании Интернет в образовательном процессе. Возможности использования сетевых технологий в образовании определяются в первую очередь не техническими характеристиками телекоммуникационных систем, а содержательным и методическим наполнением. Конечно, Интернет - технологии предоставляют совершенно уникальные возможности, недоступные в других сетях. Однако можно услышать мнение, что пока далеко не все понятно, что с этими возможностями можно делать в образовательных целях, как на самих уроках, так и во внеурочной деятельности. Поэтому, прежде чем использовать те или иные инновации в учебном процессе, учителю всегда важно четко себе представлять, какие новые возможности можно использовать и как они повлияют на эффективность обучения. Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако необходимо учитывать то, что, какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения и информационно-предметная среда, прежде всего, первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определенными целями образования. А Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами - средство реализации этих целей и задач.

Дидактические возможности сети Интернет мы связываем

  1. с вещательными,
  2. с интерактивными
  3. с поисковыми услугами,
  4. с информационными ресурсами, которые полезны в образовательном процессе.

В своей практике я тоже достаточно часто использую интернет ресурсы для получения новой или более подробной информации. Наши учащиеся очень активные пользователи сети интернет, а мне, как учителю необходимо направить их деятельность в нужное русло. Поэтому, достаточно часто я даю учащимся задания по поиску какой-либо информации, но я не просто прошу предоставить информацию, но и систематизировать ее, либо подготовить краткое сообщение по теме, используя различные источники. Таким образом, учащиеся получают новые знания и учатся добывать информацию.

§3 Изучение физики проектным методом

В нашей школе с 2003 года на уроках и во внеурочной деятельности используются творческие проекты. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Данный метод всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

От учителя требуется: умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов; владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся; переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого плана; владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом; способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем; умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой.

От учащихся требуется: знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения); владение компьютерной грамотностью, пользование компьютерной телекоммуникационной технологией; владение коммуникативными навыками; умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в проекте.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике в нашей школе ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

В своей практике на уроках физики в 9 классе, с учащимися мы реализовывали проект под названием «Атомное ядро. Радиоактивность» (творческое название «Атом добрый или злой»). Так же на уроках в 7 классе я запланировала и успешно реализовала проект «Сила трения» (творческое название «Как бы мы жили без сил трения») и в 10 классе проект «Тепловые машины» (творческое название «Альтернативные виды топлива для ДВС»).

Проектная деятельность предусматривает несколько этапов работы:

  1. Учитель выбирает тему проекта, ставит цели и определяет задачи проектной деятельности.
  2. Учитель предоставляет учащимся вводную информацию по новой теме и выдвигает несколько проблемных вопросов темы (причем проблемы рассматриваются со всех точек зрения, что обеспечивает межпредметные связи).
  3. Для рассмотрения проблем учащиеся (либо самостоятельно, либо под руководством учителя) разделяются на творческие группы.
  4. Дальнейшая работа учеников носит исследовательский характер. Для поиска материалов по проекту можно использовать различные источники информации, начиная от библиографических, заканчивая электронными. Всю собранную информацию ребята оформляют в электронном виде с помощью программ Microsoft Office.
  5. Вся полученная информация объединяется с помощью веб – сайта, выполненного в программе Office Publisher, с данного документа можно перейти с помощью гиперссылок на любой документ проекта.
  6. Заключительный этап реализации проекта состоит в защите проекта, которая проходит на уроке, что дает возможность ученикам представить свою работу и оценить работу своих одноклассников. Учащимися делается вывод о работе.

Положительным моментом в работе проектным методом является не только самостоятельная и творческая работа учащихся, межпредметные связи, больший объем информации, по сравнению со школьным учебником, полученный при изучении темы, что не только позволяет повысить познавательный интерес учащихся к предмету, но и развить навыки работы на компьютере, а это будет полезно выпускникам в наш информационный век.

Заключение

Компьютер - это простой инструмент, который призван освободить учителя от рутинной работы по подбору дидактического материала, составления тестов, заданий, списков, отчетов, привнести в работу учителя новые творческие возможности, удобство и комфорт.

Многие наши ученики уже владеют информационными технологиями, и любимым занятием для них является сидение перед экраном монитора. Наша задача использовать это в целях обучения и направить и развить их умения для повышения качества образованности. Для этого учитель сам должен владеть этими навыками, ему нельзя отставать в своих умениях от учеников, иначе он потеряет свой авторитет. Именно это является тем стимулом, который заставляет меня все время самообразовываться в области информационных технологий. Моя работа систематизирует приемы использования информационных технологий в работе учителя и дает возможность использовать данные методы работы другими учителями, не только для повышения познавательного интереса учащихся, но и для облегчения своей работы.

Библиографический список использованной литературы

  1. Microsoft Office 2000. Использование Microsoft Office в школе. Учебно – методическое пособие для учителей. Физика. М. 2002
  2. Физика в школе. Научно – методический журнал. М.: «Школа –пресс» 2006
  3. Мастерская учителя Научно – методический журнал. М. : Народное образование 2001.
  4. Практические советы учителю Методический журнал Ростов на Дону 2008

Приложения 7–23