Тип урока: урок нравственности
Вопросы урока:
- Понятие СПИД, его влияние на организм, пути заражения ВИЧ.
- Нравственность во взаимоотношениях полов – что это?
- Как не бросить любовь в грязь.
Цели урока: Выработать у учащихся мотивацию на ЗОЖ.
Оборудование: фрагменты фильмов «Ромео и Джульетта», «Романс о влюблённых» и др.
План урока:
№ п/п | Этап урока | Содержание (цель) этапа | Время (мин) |
1. | Организационный момент | Нацелить учащихся на урок | 1 |
2. | Вводное слово учителя | Объявление новой темы | 2 |
3. | Беседа по плану урока нравственности | Изложение материала урока в форме беседы | 37 |
4. | Подведение итогов беседы | Выводы и обобщения. Домашнее задание | 5 |
Ход урока
Организационный момент
Изучение нового материала.
Вводное слово учителя
«Чума XX века» – самое расхожее, да и самое мягкое определение той страшной болезни, которая не дает человеку шансов на нормальную жизнь в обществе. Все знают, что ВИЧ, СПИД – это страшно, это смертельно опасно. От ВИЧ-инфицированных людей окружающие шарахаются, к ним порой относятся крайне агрессивно. Получить работу такие люди практически никогда не могут, надежд на излечение нет. Жизнь зараженных СПИДом превращается в тяжелейшую пытку – ожидание неминуемой смерти. И эта пытка тем страшнее, что срок ожидания не определен – оно может продлиться недели, а может – десятилетия.
Кто становится жертвами коварной болезни? Как ее избежать? Над этими вопросами не надо ломать голову – все давно и достоверно известно. Вопрос состоит в другом – хватит ли у вас знаний, а главное – нравственных сил, не допустить заражения ВИЧ-инфекцией. Именно нравственных сил, и ничего более. Поэтому мы с вами проведем сегодня необычный урок – урок нравственности.
– Что такое СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита?
СПИД, ВИЧ (синдром приобретенного иммунодефицита) – медленно прогрессирующее инфекционное заболевание, характеризующееся нарушениями функций иммунной системы и суммой различных клинических признаков. СПИД, ВИЧ относится к группе медленных инфекций. ДНК вируса СПИДа может находиться в геноме человека как минимум три года. Вирус СПИДа длительное время сохраняет свою жизнедеятельность и в плазме крови, лишенной клеточных элементов.
Болезнь впервые была зарегистрирована в 1981 г. в США после того, как врачи зафиксировали случаи не поддающегося лечению воспаления легких среди молодых мужчин-гомосексуалистов. С тех пор количество случаев заболевания настолько увеличилось, что болезнь приняла характер эпидемии в ряде стран Африки.
Ученые установили, что в основе этого заболевания лежит поражение иммунной системы человека – приобретенный иммунодефицит, а в 1983 г. был выделен его возбудитель – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Предполагается, что ВИЧ возник у африканских обезьян. Это мутант, способный к паразитированию у человека. Первично ВИЧ заражались охотники, а его распространение было обусловлено половыми контактами между жителями разных стран.
Вирус иммунодефицита проникает внутрь лимфоцитов – клеток крови, обеспечивающих иммунную защиту организма человека, размножается в них и вызывает их гибель. Новые вирусы поражают новые клетки, но прежде чем количество лимфоцитов снизится до такой степени, что разовьется иммунодефицит, могут пройти годы (чаще 4–6 лет), в течение которых вирусоноситель является источником инфекции для других людей. Отсутствие иммунной защиты у больного человека приводит к тому, что он становится более восприимчивым к различным инфекциям.
Болезнь протекает с разнообразными симптомами, связанными со вторичными инфекциями бактериальной, грибковой, вирусной природы (наблюдается увеличение лимфатических желез, воспаление легких, длительные поносы, лихорадки, потеря веса), раковыми заболеваниями (саркома Капоши) и поражением центральной нервной системы (ослабление памяти, интеллекта, нарушение координации движений).
Основа профилактики СПИДа – исключающий заражение образ жизни.
Чаще других заражаются люди, которые вступают в беспорядочные половые связи, а также наркоманы, пользующиеся загрязненными шприцами при внутривенных инъекциях.
При посещении медицинских учреждений настаивайте на использовании одноразовых шприцев и игл.
Хотя случаев заражения посредством бритвы, помады, зубных щеток не зарегистрировано, необходимо пользоваться личными предметами гигиены. Придя в парикмахерскую, не стесняйтесь проверить, обеззараживает ли мастер инструменты для маникюра.
Помните! Избегайте лечения иглоукалыванием вне медицинских учреждений, татуировок и прокалывания мочек ушей нестерильными инструментами.
Вероятно, именно с этим связана необычайная «продуктивность» пути передачи инфекции через шприц. Для вируса СПИДа характерна высокая степень изменчивости – в один миллион раз больше, чем у вируса гриппа.
Вирусы СПИДа при кипячении погибают через 1 мин, стойки к солнечным лучам и замораживанию. Передача вируса СПИДа осуществляется при половом контакте, при переливании инфицированной крови и через инфицированные кровью инструменты, предметы, от матери к плоду. В распространении вируса СПИДа наиболее опасны лица обоих полов, особенно входящие в группу риска, а также гомосексуалисты.
ВИЧ не передается через укусы насекомых, при бытовом контакте, через слюну. Венерические заболевания (хламидиоз, сифилис, уреаплазмоз, трихомониаз, микоплазмоз, герпес) играют особую роль при ВИЧ-инфекции. В последнее время возрос интерес к цитомегаловирусу в связи с его большой частотой у больных СПИДом. Сочетание СПИДа и сифилиса имеет особое значение.
Пути передачи ВИЧ, СПИДа. СПИД распространяется в основном группами повышенного риска заражения: гомосексуалисты, бисексуалисты, проститутки, наркоманы, больные венерическими заболеваниями.
Основные пути заражения: половой (вагинальное или анальное сношение с зараженным партнером), парентеральный (переливание инфицированной ВИЧ-крови; внутривенное введение лекарственных средств или наркотиков нестерильными шприцами при повторном их использовании).
Обобщение пройденного материала
За 5-7 минут до окончания урока предложите учащимся самостоятельно сделать выводы и обобщить их. В качестве примера можно привести историю о блуднице, которая как-то пришла в Академию Платона и заявила, что она сильнее него, ведь по одному ее жесту любой ученик пойдет за ней, оставив своего учителя. Платон ответил: «Да, ты права, ведь катиться под гору гораздо легче, чем взбираться по крутому склону».
Вывод. Природа дала человеку разум, используя который он создает искусственную среду обитания для более комфортной жизни. Но этот же разум должен помочь человеку научиться жить безопасно в той реальной среде, которую он создал. Прежде чем что-то сделать, необходимо подумать, для чего это нужно и к чему может привести. Будем надеяться, что разум все-таки победит.