Для осуществления планов урока необходимы следующие ресурсы: раздаточный материал, мультимедиа проектор, экран, компьютер, художественный фильм режиссёра В. Пудовкина «Минин и Пожарский» («Мосфильм», 1939 г.). В раздаточный материал входят тексты исторических документов, тестовые задания для групповой работы, игра «крестики-нолики», вопросы для обсуждения эпизода фильма «Минин и Пожарский» – речь Кузьмы Минина перед нижегородцами, кроссворд и вопросы к нему.
Тип урока: комбинированный.
Методическая цель: показать разнообразие форм и методов работы обучающихся на уроке.
Цель урока: Дать знания обучающимся о событиях конца Смутного времени.
Задачи урока:
- Определить причины свержения Шуйского и приход к власти «семибоярщины», дать оценку её деятельности; показать роль и заслуги народного ополчения в борьбе за независимость; дать оценку значения для России воцарения новой династии.
- Развивать аналитическое мышление, речь, умение работать самостоятельно и в группе, умение работать с текстом исторического документа, обобщать, делать выводы.
- Воспитание у подростков чувства патриотизма, гордости за своё Отечество и его героев.
Оборудование:
- Компьютер;
- Мультимедиа проектор;
- Экран;
- Раздаточный материал.
План урока:
- Актуализация знаний по пройденному материалу.
- Заговор против В. Шуйского и приход к власти «семибоярщины».
- Формирование Первого ополчения и его итоги.
- Роль Второго ополчения в освобождении России.
- Земский собор 1613 г., его итоги.
- Актуализация знаний по изученному на уроке материалу.
Ход урока
Часть 1
I. Организационный момент.
II. Объявляется тема урока.
(слайд 1) Обсуждение с обучающимися эпиграфа темы (высказывания А. Палицина).
Комментарии учителя. Но прежде чем, мы приступим к изучению новой темы, повторим пройденный ранее материал.
III. Актуализация знаний по пройденному материал.
Класс делится на три подгруппы. Каждой группе предлагается раздаточный материал – один блок из 4-х вопросов. В течение 3-х минут обучающиеся работают с раздаточным материалом и заносят выбранные варианты ответов в бланк ответов и передают учителю. Проверка осуществляется в презентационном материале (Приложение 1, слайды 2-7).
IV. Заговор против В. Шуйского и приход к власти «семибоярщины».
(слайд 8)
Комментарии учителя. Неудачи в боевых действиях со Скопиным-Шуйским привели к резким конфликтам внутри «тушинского» лагеря. Польский король Сигизмунд III вторгся в пределы России и больше не нуждался в помощи Лжедмитрия II. В 1609 г. «Тушинский» лагерь развалился. Сам Лжедмитрий бежал в Калугу и, собрав новые силы, готовился к походу на Москву.
Какие же новые проблемы встали перед Россией? Что ещё придётся пережить нашему государству в этот период времени?
Самостоятельная работа. (Приложение 2). Работа с историческим документом и ответы на вопросы к тексту.
Обсуждение и обобщение материала.
(слайд 9)
Комментарии учителя. В августе 1610 г. «семибоярщина» договорилась с гетманом Жолкевским о приглашении на русский престол сына польского короля королевича Владислава с обязательным принятием им православия. Но против данного решения выступил патриарх Гермоген. Бояре тайно впустили в Москву поляков.
В 1610 г. в Смоленск к польскому королю Сигизмунду по настоянию Жолкевского отправилось посольство от русских бояр во главе с Филаретом. Сигизмунд предъявил требования на русский престол.
Вопрос классу: Что данный факт мог означать?
Комментарии учителя. Посольство было арестовано и отправлено в Речь Посполитую. А в декабре 1610 г. был убит Лжедмитрий, на которого всё ещё возлагались надежды русского народа в деле спасения Отечества. Русское государство оказалось на краю гибели. Осознание этого факта привело к пробуждению сознания русского народа, который поднялся на борьбу за освобождение Отечества.
Актуализация знаний. Рефлексия. Приложение 3.
(слайд 10)
Часть 2
V. Формирование Первого ополчения и его итоги.
(слайд 11)
Комментарии учителя. Мы продолжаем изучение темы «Окончание Смутного времени в России». (слайд 12)
На слайде вы видите изображение памятника, работу скульптора Ивана Петровича Мартоса, изготовленную в 1818 г.. Стоит этот памятник в Москве, на Красной площади рядом с Покровским собором (храмом Василия Блаженного). На постаменте возвышаются фигуры двух людей: нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского. На постаменте из красного гранита можно увидеть высеченную бронзовыми буквами надпись: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”. За что так благодарна Россия этим людям? Что они сделали, чтобы остаться навечно в памяти русского народа?
Мы знаем, что страшное время пришло на Русь. Ни власти, ни боеспособного войска, ни казны – ничего не было. Остался лишь русский народ с его мощным патриотическим настроем.
(слайд 13)
И первой на защиту русского государства от иностранных интервентов встала Русская Православная Церковь. Игумен Троице-Сергиевского монастыря Дионисий и монах Авраамий Палицын стали рассылать письма по всем русским городам, призывая народ на защиту Руси и православной веры от врагов.
Работа с текстом исторических документов. (Приложение 4)
В городе Рязани в самом начале 1611 г. формируется Первое народное ополчение. Возглавил его боярин Прокопий Ляпунов, а военным предводителем стал князь Дмитрий Пожарский. Но силами Первого ополчения взять Москву не удалось.
Вопрос классу. Почему?
Самостоятельная работа с текстом учебника. Стр. 27 (верхний абзац). Обсуждение. Обобщение.
VI. Роль Второго ополчения в освобождении России.
Комментарии учителя. Следующим роль центра освобождения Русского государства взял на себя Нижний Новгород. Осенью 1611 г. земский староста Кузьма Минин обращается к своему народу с призывом помочь всеми силами для сбора ополчения.
Показ сюжета фильма «Минин и Пожарский» режиссёра В.Пудовкина (киностудия «Мосфильм», 1939 г.) или работа с текстом исторического документа. Обсуждение. (Приложение 4)
(слайд 14)
Комментарии учителя. В сентябре 1611 г. было сформировано Второе ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Для управления страной был создан специальный орган «Совет всей земли».
(слайд 15)
Работа с картой. Учитель показывает путь движения сил Второго ополчения на Москву.
Комментарии учителя. В июле 1612 г. ополчение вступило Москву. 24 августа 1612 г. проходит главное сражение сил Второго ополчения с отрядом гетмана Ходкевича, который шёл на помощь полякам. В тяжёлой схватке ополченцы одержали победу.
22 октября ополченцы взяли Кремль. Москва была спасена. Всё время в руках ополченцев находился чудотворный образ иконы Казанской божьей матери.
Освобождение Москвы вызвало мощный патриотический подъём всенародной борьбы против оставшихся на территории интервентов. Известен подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина.
Сообщение учащегося о подвиге Ивана Сусанина, (Приложение 5)
VII. Земский собор 1613 г., его итоги.
(слайд 16)
Комментарии учителя. С освобождение Москвы стал вопрос о восстановлении государственности и избрании нового царя. В январе 1613 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялся Земский собор. На русский престол после долгих уговоров и просьб был избран сын «тушинского» патриарха Филарета 16-летний Михаил Романов. В России начинает своё существование новая царская династия – династия Романовых.
Обучающиеся делают вывод.
VIII. Обобщение полученных знаний: кроссворд.
(слайд 17) (Приложение 6)