Цель урока: Способствовать воспитанию чувства любви к своему краю и толерантного отношения к национальной культуре коренных народов ХМАО
Задачи:
- Сформировать заинтересованное и почтительное отношение к культурным традициям народов ХМАО.
- Расширить кругозор.
Оборудование: видеопроектор; экран; флаг, карта и герб ХМАО
Ход занятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Я приветствую всех детей и всех гостей!
С праздником вас! С 80 летним юбилеем нашего Ханты-Мансийского Автономного Округа!
Пусть вам поможет бог солнца, бог огня, бог неба. Будьте сильными как медведь, быстрыми как птица, красивыми как олень, мудрыми как сова.
2. Видеопросмотр.
Ребята, занятие у нас сегодня будет необычное. Мы побываем в гостях в стойбище у коренных жителей нашего округа, народов ханты и манси, чтобы больше узнать об их культуре и быте. Для этого предлагаю вам посмотреть один из выпусков увлекательной детской телепередачи “В гостях у деда краеведа”.
3. Рефлексия
Ну вот, дорогие ребята, теперь вы знаете, что на бескрайних просторах, где текут полноводная Обь и ее притоки, издавна селились кто? (охотники и рыболовы – предки хантыйского и мансийского народов). А что давало людям пищу, одежду и тепло? (лес и река, вся природа, все, что окружало человека). И еще мы узнали, что все необходимое изготовлялось самими людьми из подручного материала.
Игрушки не были исключением и являли собой особый пласт культуры, который донес до нас живую фантазию народа тех времен, которые давно миновали. Мать с любовью мастерила для своей дочери куклу из лоскутков ткани, из шкурки белки? утиного клюва, даже из красивого и яркого осеннего листа. Мальчики играли с луками и стрелами, с маленькими обласами (лодками) и нартами, развивая ловкость и смекалку будущего охотника и рыболова.
4. Слайд-презентация
К сожалению, традиционные самодельные игрушки выходят из обихода и становятся историей. Поэтому я предлагаю вам небольшую экскурсию в виртуальный музей этнографии на выставку игрушек обских угров (демонстрация слайдов).
Комментарии к слайд-презентации:
Игрушки были не просто развлечением, но и прививали детям полезные навыки, которые пригодятся им в будущей взрослой жизни. В процессе игры ребенок учится отношению между людьми, уважению к старшим, помощи младшим. Также, для игр взрослые делали девочкам берестяную посуду и утварь, колыбель, постель, колотушки для трепания оленьих сухожилий, скребки для выделки кожи, ступки и пестики для получения муки из сушеной рыбы. Всего было достаточно, чтобы девочка усвоила основы женского труда, стала в будущем хорошей матерью и хозяйкой.
Народная память пронесла традиционные образы кукол через века и поколения. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон ребенка и оберегает его. Куклу шили, орнаментировали как одежду взрослых, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла с лицом приобретала душу и могла повредить ребенку. Эта игрушка являлась партнером детей в игре, учила понимать внутренний мир человека и служила оберегом от напастей. Обычно у девочек был целый набор различных кукол, кукольный гардероб и хозяйство (предметы домашнего обихода из бересты, дерева, меха, кожи, сукна и т.д.).
В этнографической литературе описаны два типа традиционных кукол:
– кукла, головку которой заменяет клюв водоплавающей птицы с прилегающей к нему шкуркой; на нее нашивались полоски из сукна, сверху надевалась меховая одежда, имитирующая взрослую;
– кукла, головка и одежда которой делались из ткани. Лицо – из плотно сжатого жгута однотонной ткани. Шея состояла у хантыйской куклы из целого ряда цветных полос (8 штук), у мансийской куклы в верхней части платья кокетка (как в традиционном платье), нижняя полоска широкая, затем узкая, и через небольшой промежуток 2-3 узкие полоски.
5. Подведение итогов
Понравилась вам выставка обской игрушки? Что вы нового для себя узнали? Из каких материалов изготавливали игрушки для детей? Какие игрушки больше всего вам понравились? А мне очень понравилась кукла Акань! И вам тоже?!
Ну, раз так, то у меня есть предложение, мы обязательно должны научиться делать такую игрушку, как когда-то это делали предки хантыйского и мансийского народов. Согласны? Вот на следующем занятии именно этим и займемся!
6. Подвижная национальная игра
Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру-танец обских угров.
Встаньте со своих мест, пожалуйста, и повторяйте движения за мной.
ИГРА-ТАНЕЦ
Ладошками хлопай, ладошками хлопай!
По коленочкам стучи ручками,
По коленочкам стучи ручками.
Ножками топай, ножками топай!
В эту сторону, в ту сторону поворачивайся!
В ту сторону, в эту сторону поворачивайся!
А вот как это звучит на языке обских народов (казымский диалект), продолжайте повторять движения:
Ёшпан сэнка, Ёшпан сэнка!
Шаншух сэнка, шаншух сэнка!
Курпат шэнха, курпат шэнха!
Тывелт, тухелт карэмила!
Тухэлт, карэмила!
Тухэлт, тывэлт карэмила!
Тывелт карэмила.
Молодцы! Отлично размялись!
Вот на этой веселой ноте мы и закончим занятие!
Всего вам доброго! До свидания!
Список литературы
- Синявский Н.И., Власов ВВ, Фынтынэ ОА. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов севера. Учебно-методическое пособие. – Ханты-Мансийск: Издательство “Институт повышения квалификации и развития регионального образования”, 2008. – 83 с.
- Игрушки обских угров, Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. – 80 с.
- Интернет-ресурсы.