Ах, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!
(А.С.Пушкин)
Тип урока: урок повторение.
Вид урока: интегрированный.
Цели урока:
Дидактические – создать условия для повторения учебного материала, используя проблемное обучение и такие мотивационные приемы, как “занимательность”, “практичность теории”.
Развивающие – развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов астрономии, физики и химии; развивать у школьников умения выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать самостоятельность и волю школьников, используя для этого творческие, экспериментальные задания; развивать эмоции учащихся, создавая на уроке ситуации занимательности. В течение урока пытливый ум обнаруживает открытия нового, видит свежим взглядом интересные явления.
Воспитательные – развивать коммуникативные умения работать в группах, парах, снижать закомплексованность; прививать культуру умственного труда.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, пружинные весы, килограммовая гиря, чувствительный гальванометр, моток проволоки, наручные часы.
Оформление: две презентации “Основные этапы освоения космоса”, “Своя игра”, выпуск стенгазет (вывешены в классе и в коридоре), музыкальное сопровождение: “Знаете, каким он парнем был”, “Земля в иллюминаторе”, “Музыкальная зарядка” и т.д.
Ход урока
1. Организационный момент.
а) Вводное слово учителя, девиз урока: послеучебном познавательном труде.
—
Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ, согласно которому в честь 50-летия первого полета Юрия Гагарина в космос 2011 год объявляется в нашей стране Годом российской космонавтики. Сегодняшний урок будет посвящен году космонавтики. Мы попробуем объединить знания физики, химии, истории для знакомства с новой наукой – астрономией. Каким образом человек освоил космос. Что мы знаем о космосе? Астрономия – счастливая наука: она, по выражению французского ученого Араго, не нуждается в украшениях. Достижения ее настолько захватывающи, что не приходится прилагать особых забот для привлечения к ним внимания. Однако наука о небе состоит не только из удивительных открытий и смелых теорий. Ее основу составляют факты обыденные, повторяющиеся изо дня в день: восход и заход Солнца, смена лунных фаз, звезды на ночном небе. Полет человека в космос. Высадка на Луну.Слайд 2
Людей всегда манили дали,
Их вечно звали океаны.
A космос жил не торопясь,
Он был загадочен и страшен.
(Алдан — Семенов).
Слайд 4
Основные этапы освоения космоса.
К нашему интегрированному уроку двое учащихся Власова Мария и Оверин Матвей подготовили заранее презентацию “Основные этапы освоения космоса”.
Слайд 5
Первый человек Вселенной.
Сегодня мы по праву гордимся тем, что первый искусственный спутник Земли был создан учеными нашей страны, что к ближним и дальним мирам — Луне, Марсу, Венере – впервые стартовали наши автоматические станции, а первым человеком Вселенной стал наш соотечественник Юрий Гагарин.
Слайд 6
12 апреля 1961 года состоялся первый полет в космос. Юрий Алексеевич Гагарин за 108 минут совершил кругосветное космическое путешествие. Этот день стал Днем космонавтики, который отмечают на всех континентах Земли.
Слайд 7-8
Фотографии Ю.А.Гагарина. О нём писали на всех языках мира. Его любила вся планета.
Слайд 9
Первый искусственный спутник Земли был разработан в подмосковном поселке Болшеве под руководством Сергея Павловича Королёва.
Слайд 10
Константин Эдуардович Циолковский является основоположником и теоретиком космической науки. Он дал общие основы теории реактивного движения, разработал основные принципы и схемы реактивных летательных аппаратов, доказал необходимость использования многоступенчатой ракеты для межпланетных полетов. Идеи Циолковского успешно осуществлены в СССР при постройке искусственных спутников Земли и космических кораблей.
Слайд 11
4 октября 1957 г. Начало космической эры. Благодаря работе ученых Сергея Павловича Королева и Михаила Васильевича Келдыша впервые в истории мира на орбите оказался первый искусственный спутник Земли. На борту второго спутника было живое существо – собака Лайка.
Слайд 12
Первый групповой полет в космос. Впервые над планетой летели сразу два космических корабля “Восток-3” “Восток-4” которые установили между собой устойчивую радиосвязь. В это время из космоса впервые велись телевизионные передачи.
Слайд 13
Первый полет женщины в космос. Женщина в космосе! Впервые в мире на околоземной орбите оказалась Валентина Владимировна Терешкова. “Чайка” – такой позывной Терешковой – летала в космосе около 70 часов.
Слайд 14
Первый выход человека в космос. Во время полета космического корабля “Восход-2” на втором витке вокруг Земли Алексей Архипович Леонов в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения впервые в мире вышел из корабля в космическое пространство.
Слайд 15
25 июля 1984 года, первая женщина, Светлана Савицкая вышла в открытый космос
Слайд 16
Николаев Андриян Григорьевич. Наш земляк. Лётчик-космонавт СССР, третий в мире человек, покоривший космос. Генерал-майор авиации (1970). Дважды Герой Советского Союза (18.08.1962 и 3.07.1970)
Слайд 17
Чтобы стать космонавтом, надо много работать над собой! Физкультзарядка.
Слайд 18– 29
Демонстрация портретов космонавтов во время проведения зарядки.
Слайд 31
Когда в космическом корабле вы находитесь в состоянии невесомости? (учитель физики Иванова Г.Д.)
Слайд 32
Задача № 1. Вы находитесь в открытом космосе, вам необходимо вернуться на корабль. На Земле это задача нехитрая, знай себе шагай, но в космосе все значительно сложнее, так как оттолкнуться ногами не от чего. Как же вам сдвинуться с места?
Слайд 33
Задача № 2. Как меняется вес вашего тела на Луне?
Слайд 34
Задача № 3. Вы решили определить массу Юпитера. Для этой цели вы можете пользоваться пружинными весам и и килограммовой гирей. Каким образом вы можете выполнить свое намерение, если радиус планеты вам известен ранее из астрономических измерений?
R = 71 400 000 м
Слайд 35
Задача № 4. Определите массу каждого химического элемента планеты Юпитер, если в среднем на 10000 атомов водорода приходится около 1000 атомов гелия, 5 атомов кислорода и менее одного атома железа.
Слайд 36
Задача № 5. Подлетев к незнакомой планете, космический корабль, выключив двигатели, вышел на круговую орбиту, и вы приступили к предварительным исследованиям. Можете ли вы определить среднюю плотность вещества планеты, пользуясь только часами?
Слайд 37
Задача № 6. Какие химические реакции происходят на Солнце? Как надолго хватит энергия Солнца?
Слайд 38
Задача № 7. Как, прилетев на незнакомую планету, космонавты могут с помощью чувствительного гальванометра и мотка проволоки определить, обладает ли планета магнитным полем или нет?
Слайд 39-40
Магнитометр — прибор для измерения характеристик магнитного поля и магнитных свойств материалов.
Применяется:
- в геологии, при поиске полезных ископаемых,
- в археологии, при археологических раскопках,
- в астрофизике, при исследовании орбиты планет.
- в навигации на море, космосе и авиации.
- в биологии и медицине.
- в сейсмологии (предсказании землетрясений).
Слайд 41
Наши земляки – космонавты (стенгазеты):
- Андриян Григорьевич Николаев;
- Муса Хираманович Манаров;
- Николай Михайлович Бударин.
Слайд 42
Закончить наш интегрированный урок мы хотим словами нашего земляка, космонавта № 3 А.Г.Николаева …У космической дороги нет конца, как бесконечна сама вселенная.
Решив одни задачи. Человечество непременно поставит перед собой новые, еще более грандиозные.
Конца пути не будет. Разум всесилен, он будет торжествовать всегда…
Во время решения интегрированных задач, учащиеся в классе отвечают на вопросы о космосе из презентации “Космическая своя игра”.
Подведение итогов урока:
Сегодня вы хорошо и много работали. (Выставление оценок за урок). Награждение команд победителей благодарственными письмами.
Релаксация. Учащиеся пишут пожелания себе самим на этот год на заранее заготовленных звездах. Далее эти звезды вывешиваются на стенгазету “Мечты человечества”.
Молодцы! Мы вами довольны! Спасибо за урок!