Цель: научить прибавлять число 7 к однозначным числам с переходом через десяток с промежуточным слагаемым 10.
Задачи урока:
- повторить алгоритм прибавления однозначных чисел к однозначным с переходом через десяток с промежуточным слагаемым 10;
- работать над составом чисел 7 и 10;
- составить и разучить таблицу для случаев вида +7;
- развивать мыслительные операции и наблюдательность;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-игра (по сказке «Волк и семеро козлят»).
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: индивидуальная, парная, коллективная.
Оборудование:
- числовой ряд от 0 до 20 (над классной доской);
- карточки с цифрами и буквами;
- таблица «Состав числа 7»;
- таблица сложения для случаев вида +7;
- предметные картинки;
- таблица с геометрическими фигурами и их названиями;
- картинки с изображениями козы, волка и 7-х козлят.
На партах у каждого ребенка:
- вееры с цифрами от 0 до 20;
- набор геометрических фигур;
- учебник математики для 1 класса, автор В.Н. Рудницкая;
- тетрадь «Математика» №2;
- сигнальные карточки.
- фишки.
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим. (слайд 2)
II. Подготовка к основному этапу. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в сказке. А в какой сказке, вы узнаете, если расставите карточки в порядке возрастания чисел. (слайд 3)
Дети читают название сказки. (слайд 4)
Учитель: Молодцы! Вспомните, что случилось с козлятами? (слайд 5) Волк украл 6 козлят, остался только один козленок. Хотите помочь козе вернуть их? (слайд 6) Если вы все задания выполните правильно, волк вернет козлят. Готовы помочь? Итак, начнем.
III. Воспроизведение раннее полученных знаний (повторение состава числа 7).
Учитель: Коза принесла козлятам 7 яблок. Нужно разложить яблоки на 2 тарелки. (Дети работают с фишками.) (слайд 7)
Учитель: Результаты запишем в таблицу на доске и в ваши тетрадки. (слайд 8)
7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
? | ? | ? | ? | ? | ? |
Учитель: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, и волк возвращает одного козленка. (Прикрепить изображение козленка рядом с козой и еще одним козленком.)
– Сколько козлят теперь у козы? (2)
– Сколько козлят осталось у волка? (5)
(Дети показывают ответы с помощью числового веера.) (слайд №9)
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Учитель: Вспомните, каким образом мы прибавляем числа? (Дополняем первое слагаемое до десяти.) Правильно. Подобным образом мы уже прибавляли числа 2, 3, 4, 5 и 6. А сегодня будем прибавлять число 7 с использованием абака:
(Учащиеся работают с фишками.) (слайды 10-11)
(слайд 12)
Дети записывают примеры в тетрадь, а учитель заполняет таблицу на доске. (слайд 13)
Учитель: С этим заданием вы тоже хорошо справились, и волк возвращает еще одного козленка. (Прикрепить изображение козленка рядом с козой и другими козлятами.)
– Сколько козлят теперь у козы? (3)
– Сколько козлят осталось у волка? (4)
(Дети показывают ответы с помощью числового веера.) (слайд 14)
– Вы знаете, каким образом ходят лесные обитатели, например, медвежата или зайчата? Давайте попробуем изобразить.
Физкультминутка (слайд 15)
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый.
И как заинька трусишка,
И как серый волк-волчишка.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
Упражнения дыхательной гимнастики (слайд 16)
Сядем смирно, без движенья,
Начинаем упражненье, (Выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)
Руки поднимем, (Руки вверх – вдох.)
Потом разведем (Руки в стороны – выдох)
И очень глубоко
Всей грудью вдохнем. (Руки вниз, потом за голову)
Дышим раз и дышим два,
За работу нам пора.
V. Применение знаний и умений в новой ситуации.
(работа в тетради «Математика» № 2, стр. 21, № 3).
Учитель: Нужно начертить отрезок на 7 см длиннее красного. Известна ли длина красного отрезка? Можно ли это узнать? Каким образом?
– Как вы понимаете слова « на 7 см длиннее данного»? (Столько же и еще 7)
Учитель: Какой длины отрезок начертим? (5 и еще 7 – это 12. Начертим отрезок длиной 12 см.) (слайд 17)
Учитель: С этим заданием вы также справились, и еще один козленок возвращается к маме. (Прикрепить изображения козленка рядом с козой и другими козлятами.)
– Сколько козлят теперь у козы? (4)
– Сколько козлят осталось у волка? (3)
(Дети показывают ответы с помощью числового веера.) (слайд 18)
VI. Воспроизведение и коррекция раннее полученных знаний.
1. Сравнение чисел с помощью графов (цветных стрелок).
( Работа в тетради «Математика» № 2. Задание №6, стр.22 или №13,стр.24 по выбору учащихся.)
Учитель: Граф какого отношения мы изображаем синей стрелкой? («меньше») Граф какого отношения мы изображаем красной стрелкой? («больше») (слайд 19)
Учащиеся выполняют задание самостоятельно, учитель проходит по рядам и проверяет работы учащихся. Взаимопроверка (правильные ответы – на доске).
Учитель: Эти задания вы тоже осилили, и волк возвращает еще двух козлят. (Прикрепить изображения козлят рядом с козой и другими козлятами.)
– Сколько козлят теперь у козы? (6)
– Сколько козлят осталось у волка? (1)
(Дети показывают ответы с помощью числового веера.) (слайд 20)
2. Сравнение предметов, предложенных учителем, с использованием слов: «выше – ниже», «шире – уже», «больше – меньше», «длиннее – короче», «старше – моложе», «дороже – дешевле».
Учитель:Посмотрите на картинки и составьте высказывания со словами: «выше – ниже», «шире – уже», «больше – меньше», «длиннее – короче», «старше – моложе», «дороже – дешевле». (слайды 21-30)
С этим заданием вы справились отлично, и волк возвращает еще одного козленка. (Прикрепить изображение козленка рядом с козой и другими козлятами.)
– Сколько козлят теперь у козы? (7)
– Сколько козлят осталось у волка? (0) (слайд 31)
– Молодцы! Вы всех козлят вернули маме-козе. (слайд 32)
– Посмотрите на волка. Соответствует ли его изображение действительности? (У волка остался большой живот, хотя козлят там уже нет.) (слайд №33)
(Поменять картинку с изображением волка.) (слайд 34)
– Вы внимательно работали, ваши глазки вам в этом помогали и теперь им нужно отдохнуть. А еще зарядка нужна пальчикам, которые писали красиво и аккуратно. (слайд 35)
Гимнастика с учебными предметами. (С ручкой)
Вот волшебный самолет
Отправляется в полет.
Он планирует над партой.
Ну а где же наша карта?
Срочно сделать мы успели
Самолет другой модели.
Мы над партою летим,
Облака достать хотим.
(Дети кладут ручку под середину среднего пальца, кисть повернута ладонью вниз. Указательный и безымянный пальцы – под ручкой. Покачивают ручку, имитируя движение крыльев самолета. Выполнить и для другой руки.)
Гимнастика для глаз (слайд 36)
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!
VII. Работа с геометрическим материалом (работа в парах).
Учитель: Назовите геометрические фигуры, изображенные на этой таблице.
– У каждого из вас на парте набор из геометрических фигур. Что можно построить из этих фигур? (слайд 37)
Пока дети работают, учитель проходит по рядам и завершает проверку работ учащихся.
Какие предметы вы составили из геометрических фигур? (слайд 38)
VIII. Информация о домашнем задании.
Инструкция по выполнению домашнего задания (№ 7, с. 22).
IX. Рефлексия(подведение итогов урока).
Учитель: Наш урок подошел к концу. Вы справились со всеми заданиями и вернули Козе ее детей. А чему вы научились на этом уроке? Что нового узнали? Что особенно понравилось? (слайд 39)
Оценить успешность достижения цели на уроке. (слайд 40)
– Вы замечательно работали, и Коза в благодарность за вашу помощь угощает всех яблоками. (Раздать яблоки) (слайд 41)