Нетрадиционный интегрированный урок "Размножение и развитие человека"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (60 МБ)


Цели урока: изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Задачи урока:

  • образовательные: ознакомить учащихся со строением и развитием органов системы размножения, психофизическими особенностями человека;
  • развивающие: на примере литературных и музыкальных произведений показать воздействие чувств на развитие человеческой личности, особенности поведенческих мотивов в период полового созревания;
  • воспитательные: показать на примерах важность нравственного воспитания, значение духовного здоровья, развитие взаимоотношений полов и построения семьи и как следствие воспитания ответственности за свои поступки.

Методы обучения: игра, компьютерные технологии.

Формы работы учащихся: анкетирование, коллективное обсуждение, подготовка индивидуальных выступлений по вопросам урока, ролевая игра.

Система оценивания учащихся: в ходе урока оценивание учащихся не предусматривается, но оценивается участие школьников в подготовки и проведении данного мероприятия.

Оборудование и наглядные средства обучения: мультимедийная система, экран; магнитофон, учебник, ширма с надписью текста - клятва Гиппократа, эмблема медицины, цитаты высказываний ученых.

Программное обеспечение: презентация к уроку «Размножение и развитие человека», подготовленная в Microsoft PowerPoint.; видеофрагменты фильма «Русский крест», видеофрагмент «Пополнение семьи…»

Расположение участников урока в классе: столы выставлены буквой «П», участники располагаются лицом друг к другу: мальчики напротив девочек, а присутствующие между ними, напротив присутствующих доска. Столы расположены полукругом, чтобы в центре можно было петь и танцевать.

План урока:

1. Организационный момент. Постановка темы и цели урока.
2. Размножение и развитие человека.

2.1. Кабинет генетики.
2.2. Кабинет уролога.
2.3. Кабинет гинеколога.
2.4. Кабинет психолога. Анкетирование (анкета 1)
2.5. Кабинет семейного доктора.

2.5.1. Любовь правит миром
2.5.2. Декламация стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»
2.5.3. Обсуждение картины А. Брюллова «Н. Гончарова»
2.5.4. Обсуждение музыкального фрагмента П.Чайковского «Подснежник»
2.5.5. Исполнение романса собственного сочинения «О любви» Т. Шпынева
2.5.6. Декламация стихотворения о любви
2.5.7. Беседа с присутствующими взрослыми о первой любви
2.5.8. Декламация в диалоге стихотворения Р. Рождественского «Отдать тебе любовь?»

2.6. Кабинет психолога. Итоги анкетирования (по анкете 1). Анкетирование (анкета 2)
2.7. Статистический отдел

2.8.1. Работа по схемам учебника
2.8.2. Просмотр видеофрагмента «Шарлотта» из видеофильма «Русский крест»
2.8.3. Результаты исследований человеческого эмбриона американскими учеными
2.8.4. Просмотр видеофрагмента «Письмо матери» из видеофильма «Русский крест»
2.8.5. Просмотр видеофрагмента «Аборт» из видеофильма «Русский крест»
2.8.6. Прослушивание записи “Дневник нерожденного ребенка“»

2.9. Статистический отдел
2.10. Кабинет психолога. Итоги анкетирования (анкета №2)
2.11. Кабинет семейного доктора

2.11.1. Декламация стихотворения о матери
2.11.2. Пересказ фрагмента из книги М. Норбекова «Опыт дурака или ключ к прозрению»
2.11.3. Просмотр видеофрагмента «Пополнение семьи…»

3. Подведение итогов занятия. Вручение информационной листовки. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие, постановка цели).

Учитель. Добрый день! Сегодня нам с вами повезло. У нас выездное заседание Всероссийского медико-психологического центра «Скорая помощь семье» (слайд 1) и все мы имеем уникальную возможность поговорить о волнующих нас вопросах со знатоками своего дела, отличными специалистами. Но прежде чем обращаться к ним с вопросами, мы поговорим о теме сегодняшней встречи.

Психолог. Люди часто ставят перед собой вопрос: «Для чего мы пришли в этот мир? (слайд 2) Каково предназначение человека на этой Земле? Работать? Учиться? Путешествовать?» Издавна человека волновал и другой вопрос о бессмертии души и тела. Сколько было придумано рецептов вечного существования, эликсиров молодости, но и по сегодняшний день проблема остается нерешенной. Многие умные головы трудились над ответом на эти вопросы.

Биолог. Ответ заключается в могучем инстинкте, присущем всему живому - оставить после себя потомство. (Слайд 3) В наших детях частичка нас самих и наших родителей тоже. Пока рождаются дети, значит мы бессмертны, так как в них гены нашего рода.

Итак, тема сегодняшней встречи (слайд 4) «Размножение и развитие человека». Господь сказал «Плодитесь и размножайтесь» (в великой книге «Библии») и он сделал все для этого. В мире существует много чудес света, но одно из них, на мой взгляд, совершеннейшее творение - тело человека (Венера и Аполлон). (Слайд 5) В нем все прекрасно, нет ничего постыдного, и многие поэты и художники прославляли красоту человеческого тела.

2. Размножение и развитие человека.

Генетик. (Слайд 6) В продлении рода участвуют 2 человека: мужчина и женщина, и в их теле все для этого предусмотрено. Они отличаются друг от друга внешне, а также и строением репродуктивных органов: женские полове органы образуют яйцеклетки, а мужские - сперматозоиды (слайд 7). И яйцеклетки и сперматозоиды несут половинный набор хромосом. В момент оплодотворения – слияния мужской и женской половых клеток – образуется зигота, где удвоенный набор хромосом. Яйцеклетки несут набор хромосом типа X, а сперматозоиды несут либо X, либо У – хромосомы. Если сливаются XX хромосомы, рождается девочка, ХУ – мальчик.

Уролог. (Слайд 8) Мужская половая система включает в себя (слайд 9) (яички) семенники с придатками, семявыводящие протоки, половой член и ряд желез, из них очень важное значение имеет предстательная железа (простата). Иногда говорят о ней, что в ней сила мужчины.

Семенники мужчины каждую секунду вырабатывают невероятное количество сперматозоидов – 2000. Они хранятся в придатках. Жизнь этих клеточек коротка: всего несколько дней. Вот почему воспроизводство идет непрерывно. Сперматозоиды передвигаются по семенным протокам в момент оплодотворения.

 

(«Я помню чудное мгновенье...» Пушкин A.C. (Слайд 21,22) [3]

«Любовь отточила карандаш первого художника», – утверждал Гельвеций (репродукция картины А. Брюллова и информация о ней с помощью вопросов к участникам). (Слайд 23)

Музыкальная вставка «Подснежник» П.И.Чайковский. (Слайд 24)

Вы видите, какую вдохновленную музыку писали влюбленные музыканты. Любовь возвеличивает человека, помните у Горького: «Все влюбленные талантливы».

(Романс собственного сочинения о любви Шпынева Тимофея). (Слайд 25)

Вряд ли кто-нибудь из вас скажет (слайд 26) «Я не хочу любви». Любить хотят все. О ней мечтают, ее ждут. И вот она пришла к вам. Сколько сердечных переживаний! (слайд 27) Это чувство прекрасно не только своей естественностью, но и тем духовным обогащением, которое наполняет сердца влюбленных.

(Стихотворение о любви Гумилева, (слайд 28) на фоне музыкальной вставки). [1]

Да, понятие любовь – это необъяснимое чудо (слайд 29), где и привязанность, и обожание, и неугасимая страсть, и пленительная нежность. Ведь только влюбленный человек мог создать танец любви, где ярко отражены все эти чувства. (Исполнение танца «Кармен» (слайд 30)).

Иногда любовь переживает человека и остается ярким примером для потомков на века: любовь Ромео и Джульетты, (слайд 31) Эхнатона и Нефертити, Данте и Беатриче, Петрарки и Лауры ...

Вряд ли найдется на земле человек, который бы не помнил (слайд 32) своего первого чувства, своей первой любви. Давайте спросим у наших гостей, какая она у них была.

(Беседа со взрослыми о первой любви)

Любовь – это требовательное чувство к себе и по отношению к любимому. (Слайд 33) Любовь проходит через множество испытаний. И конечно, легче полюбить, чем сохранить любовь. Не каждый способен отдавать. Часто бывает, что человек способен только брать, брать, брать. В то время как любовь – это умение отдавать, и самое главное в любви – это способность к самопожертвованию: взять на себя ношу любимого, облегчить его страдания и горе, разделить радость. Настоящая любовь – это чудо, так как жизнь другого человека становится для вас важнее собственной. Любовь – это удвоение жизни, то есть за одну жизнь человек проживает как бы две жизни – свою собственную и жизнь любимого человека.

(Стихотворение в диалоге Р.Рождественского). (Слайд 34) [4]

Найдите в себе родник, который будет питать вашу любовь, чтобы не иссякла. Берегите любовь как самое драгоценное! Не торопитесь в любви. Взвешивайте глубину и прочность чувств.

Психолог. (Слайд 35) (Подводит итоги анкетирования №1)

Л.Н. Толстой говорил, что все приходит вовремя к тем, (слайд 36) кто умеет ждать. Нужно научиться ждать любовь - это необходимо, иначе расточительство неизбежно.

Конечно, не правильно думать, (слайд 37) что любовь – это только платонические чувства (духовные), нет, физические отношения или, как сегодня говорят, секс – это тоже огромнейшая чувственная часть любви, это вершина и итог взаимоотношений двух людей.

Сегодня сексуальные отношения, ранние половые связи между мальчиками и девочками отделены от чувства любви и существуют как бы сами по себе. В обществе появилась мысль, что в этом нет ничего плохого, что сейчас все в мире так живут, зачем ждать какую-то «любовь», да и придет ли она вообще ... Ведь можно получить физическое удовлетворение сегодня и сейчас, где угодно и как угодно. Это обратная сторона любви – мерзкая и неприглядная. (Слайд 38) Это дорога, где непременно будут болезни, разочарования, наркотики и проблемы при создании семьи. Часто ранние половые связи ведут к венерическим заболеваниям и СПИДу.

Статистический отдел. (Слайд 39) (Зачитывают дети)

В 2000 году СПИД уничтожил (слайд 40) 3 миллиона человек. Всего с начала эпидемии погибло 21,8 миллионов человек – это почти в 3 раза больше, чем население Швейцарии. Примерно 36,1 миллиона человек на планете ВИЧ - инфицированы. В 2001 году было инфицировано 5,3 миллиона человек, 600000 из них дети. 13,2 миллиона детей потеряли, по меньшей мере, одного из родителей из-за СПИДа. В 2010 году это число превысило 40 миллионов человек.

Психолог. (Слайд 41) Сейчас мы продолжим анкетирование среди всех присутствующих. Оформление, как и в первой анкете. (Слайд 42) Итоги анкетирования подведет статотдел.

Проводится анкета №2. Звучит музыка П.И. Чайковского.

Гинеколог. (Слайд 43) Ребята, как вы считаете, чем еще чреваты ранние половые связи? Все правильно. Наступление беременности у девочек (слайд 44). Во время полового акта сперматозоиды быстро проникают по половым путям женщины в верхнюю часть маточных, и из нескольких миллионов внутрь яйцеклетки проникает только один. Так получились мы с вами. Так что мы изначально Победители, ведь могли родиться миллионы других претендентов. (Слайд 45) Оплодотворенная яйцеклетка – зигота – начинает делиться и опускаться в матку, где внедряется в ее слизистую оболочку и со временем образуется плацента (детское место), через которое осуществляется питание зародыша. Это диск диаметром 20 см и толщиной 5 см, переплетенный кровеносными сосудами матери и ребенка, но они необъединенные.

Плацента питает зародыш, защищает от чужеродных веществ (кроме алкоголя, наркотиков, никотина и некоторых лекарств, которые оказывают губительное воздействие на ребенка).

Связь плаценты с зародышем осуществляется через пупочный канатик. Развитие зародыша проходит 40 недель. В это время идет перестройка всего организма матери. И оттого как мама и папа себя ведут, зависит здоровье их ребенка. Об этом постоянно нужно помнить будущим родителям.

(Вставка «Шарлотта» из кинофильма «Русский крест») (слайд 46)

Сегодня (слайд 47) уже не вызывает сомнения вопрос о том, что зародыш с первых дней является живым и самостоятельным организмом. Об этом говорят исследования большой группы ученых из разных стран.

Сообщения учащихся.

Ученик 1. Американский врач Бернард Натансон, (слайд 48) бывший директор специальной клиники, за годы своей работы сделавший 60000 абортов, задумавшись, насколько безобидны его действия, провел научные изыскания с применением современных технических средств: ультразвука, ЭКГ сердца эмбриона, радиобиологии и других средств. После скрупулезных исследований Натансон заявил: «Тот факт, что эмбрион есть отдельное человеческое существо со своими особыми личными характеристиками, сегодня не ставится под сомнение». (Слайд49) Научные наблюдения, проводимые с помощью современной аппаратуры, свидетельствуют: у зародыша в возрасте 18 дней (2,5 недели) ощутимы удары сердца; действует его собственная нервная система; в 50 дней (7 недель) у ребенка фиксируются мозговые импульсы, маленький человечек имеет полностью сформированные внешние и внутренние органы; в 70 дней (10 недель – 2 месяца) ребенок обладает всеми характеристиками, которые есть у детей после их рождения; в 92 дня (13 недель – 3 месяца) зародыш поворачивает голову, делает различные движения, гримасничает, сжимает кулачок, находит рот и сосет палец. [6,7]

Ученик 2. Особый интерес представляет описание операции, сделанной врачом Паулем Роквеллом, Нью-Йорк, США. «При внематочной беременности я делал пациентке операцию. Зародышу было 2 месяца. Я взял в руки плаценту и увидел человечка мужского пола. Оно было 4 см длиной. Этот ребенок был полностью сформирован». Иероним Лежен – французский профессор – после проведенных им исследований пишет: «…человеческое существо начинает свою жизнь с момента оплодотворения ...» [8,9]

Гинеколог. Итак, из всего сказанного следует помнить, что, если эмбриону даже только неделя и он еще не успел развиться, все равно это уже новая самостоятельная жизнь, это человек. И за него несет ответственность не только женщина - мать, но и мужчина-отец, и от этой ответственности их не может никто на Земле избавить, потому что дана она им самим Господом, который устами Царя Пророка Давида сказал: «Я соткал тебя во чреве матери твоей». Готовность вашего организма жить половой жизнью не означает, что вы способны иметь семью, детей.

«Природа (слайд 50) сказала женщине: “Будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно”» (П.Бомарше).

Ну, а если не хватило благоразумия, если все уже случилось? Что делать? Есть два пути.

И, начнем с самого страшного. Аборт – искусственное прерывание беременности.

Кинофрагменты: песня матери о нерожденном ребенке (слайд51-переключение), кадры из фильма об аборте (слайд 53-переключение), запись «Дневник нерожденного ребенка» (слайд 52)

Трудно (слайд 54) предсказать все возможные последствия этого шага для женщины. Согласно исследованиям, опубликованным в американском журнале, женщины, делавшие аборт, рискуют умереть от занесенной инфекции, остаться бесплодными, покончить жизнь самоубийством.

Статистический отдел. (Слайд 55) Главный акушер-гинеколог России В. Кулаков приводит следующую статистику: (слайд 56) «ежегодно – 1,7 миллионов абортов официально (6 миллионов - неофициально). По количеству абортов Россия находится на 1 месте - 70% от всех абортов. За последние 10 лет в мире совершено 370 миллионов абортов. До 15 % операций дают осложнения, 7-8% женщин становятся бесплодными. 10 миллионов граждан России страдают бесплодием, 15% семейных пар не могут иметь детей. (Слайд 57) Рождаемость в России ниже, чем в любой стране Европы; с 1992 смертность превышает рождаемость; к 2030 году пенсионеров будет больше, чем работающего населения; к 2050 мы потеряем 41 миллион человек; к 2080 году мы потеряем 70 миллионов человек. Нас останется половина от живущих сегодня».[10,11]

Психолог. (Слайд 58) Что толкает женщин на такой безумный шаг? Много есть ответов: зачем плодить нищету, хочу свободы и наслаждений, а ребенок мешает этому, бросил отец, боюсь ответственности, будут осуждать люди, слишком рано и т.д.

Итог анкетирования №2.

Но какой бы трудной не была ваша жизненная ситуация (слайд 59,60), прежде чем сделать этот непоправимый преступный шаг вспомните, что есть и другой путь.

Какая настоящая женщина не мечтает о собственном ребенке? Кто из нас не хотел бы стать мамой? Это Божье предназначение для женщины на Земле. Не существует большего счастья для матери, чем слышать счастливый смех своего ребенка. (Слайд 61)

Материнство… Нет чувства более высокого в этом мире, чем любовь матери. Сила материнской любви! (слайд 62) Кто измерил её?

Рассказы учащихся о матери.

Ученик 3. «… Случилась беда. В 40◦ мороз в снегу замерзал сын, который нуждался в срочной медицинской помощи. 70-летняя старушка-мать пронесла его на спине 13 километров через снежные сугробы и ни разу не опустила на землю. А другая женщина на уровне 7-го этажа удерживала одной рукой своего двухлетнего ребенка, схватившись за кирпич карниза только указательным и средним пальцем другой руки, пока не подоспела помощь. И когда её снимали, то она не могла разжать пальцы. Откуда (слайд 63) взялась эта сверхчеловеческая сила?» [2]

Психолог. Это сотворила материнская любовь. В. Белинский писал: «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери. Всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба или сверхкорыстна в сравнении с нею». В христианстве существует понятие материнской молитвы – нет никакой молитвы выше, молитва матери о своем ребенке.

Ребята, а что интересно вы ощущали, когда дома (слайд 64) появился младший братик или сестренка, хотели бы вы иметь его? И почему да или нет?

Демонстрация видеофильмов о том, как забирают из роддома. (Слайд 65)

3. Подведение итогов занятия. Вручение информационной листовки. Рефлексия.

Учитель. (Слайд 66) Все абсолютно родители надеются, что их дети будут самыми успешными и умными, достигнут небывалых высот во всем, потому что они – самые лучшие. Подходит к концу наш урок. Хочется на память о нем раздать вам нашу листовку. Заканчивая нашу сегодняшнюю консультацию, хочется сказать, что это не последняя наша встреча и разговор на эту тему, а чтобы подготовится к будущему, организаторы просят вас на листках написать свое мнение: что вам понравилось сегодня, что запомнилось, что было лишнее, и стоит ли еще проводить подобные уроки. Из конверта, лежащего у вас на партах, возьмите соответствующий жетон. «Просигнальте» ваше отношение к уроку. (Слайд 67)

Спасибо всем участникам и присутствующим. До следующей встречи.

Литература:

  1. Гумилев Н. Стихи о любви, М., Эксмо, 2008
  2. Норбеков М.С. Опыт дурака или ключ к прозрению, С-Петербург, 1999
  3. Пушкин А.С. Стихотворения, М., Художественная литература, 1985
  4. Рождественский Р. Мгновения, мгновения, мгновения…, М., Эксмо, 2007
  5. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 класс, М., Дрофа, 2005
  6. http://revolution.allbest.ru
  7. http://tfile.ru
  8. http://www.himkiblag.ru
  9. http://ratnik.by.ru
  10. http://www.semya.org.ru
  11. http://www.aborti.ru

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3