Невежество и равнодушие – величайшее препятствие на пути охраны природы
Р. Парсон
Форма урока: урок-соревнование.
Тип урока: повторение и обобщение знаний, закрепление навыков работы на компьютере, чтения, быстроты мышления.
Вид урока: проблемно-ориентированный.
Цель урока: формирование основ экологической грамотности и воспитание экологической культуры.
Задачи урока:
- образовательные: расширить знания обучающихся об экологии родного края, показать важность влияния человека на экологическую обстановку
- развивающие: способствовать развитию творческих способностей, навыка работы на компьютере, исследовательских навыков обучающихся через организацию самостоятельной работы с различными источниками информации, в том числе и мультимедийными
- воспитательные: воспитывать чувство ответственности у детей за судьбу родного края, способствовать формированию бережного отношения к природе и культуры поведения
Оборудование: Компьютеры – 3 (сеть), мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, видеоматериал «Экология и культура – будущее России», программное обеспечение: Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point.
Предварительная подготовка:
Учитель:
- подбор материала по экологии Кузбасса;
- формирование команд;
- жеребьёвка;
- составление конкурсных заданий;
- подбор видеоматериала, музыкального сопровождения;
- оформление книжной выставки;
- создание слайд-презентации (приложение 1);
- приглашение жюри. Председатель жюри – директор школы, члены жюри – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, 2 обучающихся 9 класса.
Ученики:
- представление команды (название, эмблема, приветствие);
- создание слайд-презентации;
- подготовка физкультминутки (приложение 2).
Ход урока
1. Организационный момент
(Слайд 1)
- Приветствие
- Рассаживание команд
- Представление жюри
2. Вступительное слово учителя:
Ребята, мы не случайно проводим этот урок 22 апреля. Сегодня Всемирный день Земли, который официально был признан в 1971 году, а в России он отмечается с 1998 года. Сейчас вы посмотрите фрагмент видеофильма «Экология и культура – будущее России». Будьте очень внимательны: после просмотра мы обсудим то, что вы увидели.
3. Просмотр фрагмента видеофильма «Экология и культура – будущее России»
(Слайд 1)
4. Обсуждение фрагмента
- Какие экологические проблемы затронуты в фильме?
- Почему важно охранять природу?
- Что нужно делать для сохранения природы?
- Как называется документ, содержащий правила обращения с природой?
- Можно ли жить в гармонии с природой?
5. Основная часть.
(Слайд 1)
Учитель: Как неповторим и интересен окружающий нас мир! И частью этого мира, прекрасной планеты Земля, частью России является удивительный край, имя которому Кузбасс.
Поведу я свой рассказ
Про известный всем Кузбасс.
Нет для нас дороже края,
Скажу прямо, без прикрас!
Есть немалые запасы
«Злата чёрного» – угля,
И других даров немало
Приготовила Земля. (Слайд 2)
Посмотрите на карту нашей Родины – Кемеровская область расположена почти в самом её центре. (Слайд 2)
Ученик:
Мой милый край –
Земля, где я родился,
Где первые тропинки протоптал.
С тобою сердцем
С детства я сроднился,
Тебя я Малой Родиной
Назвал. (В. Дмитриев)
Учитель: К сожалению, в настоящее время в Кузбассе сложилась не простая экологическая ситуация. Наш земляк, Л.И. Соловьёв, известный в Кузбассе и за его пределами учитель географии и краевед, сказал: «Правительство Российской Федерации признало наш край зоной экологического бедствия» [9; 378]. Во второй половине XX века была принята Красная книга Кемеровской области. Природа сможет прожить без человека, а вот человек без природы?.. Конечно же, нет. Соответственно, все мы должны бороться за сохранение природы, сохраняя тем самым своё здоровье, своё благополучие и свою жизнь. А что каждый из вас, ребята, может сделать для сохранения природы? Давайте мы с вами это выясним. Я предлагаю провести сегодня урок-соревнование на тему «В судьбе природы - наша судьба».
Ребята, вы заранее разделились на две команды и получили домашнее задание:
- Придумать название, эмблему, девиз и приветствие
- Создать слайд-презентацию на тему «По страницам Красной книги Кемеровской области»
- Подготовить физкультминутку
Я вижу, что команды готовы, и мы начинаем соревнование!
I конкурс «Приветствие» (Слайд 2)
Команды выходят для своего представления, согласно жеребьёвке (приложение 3)
II конкурс «Разминка» (Слайды 2-3)
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданием, а теперь давайте поиграем в игру «да-нет». Откройте презентацию на своих рабочих столах. Вы видите утверждения и два варианта ответов: «да» и «нет». На правильный ответ наведите курсор и кликните по нему. Квадратик изменит цвет. Условие: ответить быстро и правильно, исправлять ответы нельзя. Затем – проверка: на доске появятся слайды, на которых происходит озвучивание выбранных ответов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
- Белка – самый многочисленный грызун наших лесов. Да. Нет.
- Желтоголовый королёк – самая крупная птица Кузбасса. Да. Нет.
- Росянка – растение, питающееся насекомыми. Да. Нет.
- В нашей области обитают ядовитые пауки. Да. Нет.
- Божьи коровки – это жуки-хищники. Да. Нет.
- Клёст выводит птенцов в февральскую стужу. Да. Нет.
- Кукушка вьёт гнездо. Да. Нет.
- Пион уклоняющийся – лекарственное растение, занесённое в Красную книгу нашей области. Да. Нет. (приложение 4)
III конкурс «Правила поведения в лесу» (Слайды 4-5)
Оказавшись в лесу, мы часто не задумываемся о том, как правильно себя вести, чтобы не навредить природе. Откройте презентации на рабочих столах. На слайде у каждой команды по три картинки. Задание для команды «Глобус» - придумайте правила обращения с дикими животными, а для команды «Одуванчик» – с дикими растениями. Наберите текст в пустых окошках под картинками. Время на выполнение задания – 5 минут. (приложение 5, приложение 6)
IV конкурс «По страницам Красной книги» (Слайд 6)
В любом уголке природы нам могут встретиться животные и растения, занесённые в Красную книгу. Чтобы не навредить, их нужно хорошо знать. А вы знаете охраняемые виды нашего края? Сейчас проверим! К этому конкурсу команды готовились заранее. И мы с удовольствием посмотрим созданные презентации! (приложение 7, приложение 8)
V конкурс «Проверь себя» (Слайды 6 -7)
А сейчас, ребята, вам предстоит пройти тестирование. Тест находится в презентации на рабочем столе. Откройте её, прочитайте внимательно вопрос. Курсором выделите правильный вариант ответа и измените цвет текста. Подобным образом ответьте на остальные вопросы. Затем проведём проверку. На доске появится этот же тест, по клику мыши на слайде правильный ответ будет выделен курсивом и другим цветом. Время не размышление – 30 секунд. За каждый правильный ответ - 1 балл + 5 баллов за быстроту. (приложение 9)
-
Что изучает экология?
а) строение растений;
б) взаимоотношения между организмами;
в) жизнедеятельность растений;
г) неживую природу. -
Оболочка Земли, населённая живыми организмами, называется:
а) литосферой;
б) биогеоценозом;
в) биосферой;
г) атмосферой. -
Кемеровская область образована:
а) 18 июня 1923 года;
б) 26 января 1943 года;
в) 3 октября 1948 года;
г) 27 марта 1932 года. -
Площадь Кемеровской области:
а) 93, 4тыс. кв. км;
б) 78,6 тыс. кв. км;
в) 61,9 тыс. кв. км;
г) 95,7 тыс. кв. км. -
Красная книга состоит из категорий:
а) исчезающие и сокращающиеся в численности виды;
б) редкие виды;
в) малоизученные и восстановленные виды;
г) все перечисленные категории.
Физкультминутка (приложение 10)
VI конкурс «Строитель» (Слайд 7-8) На рабочем столе вашего компьютера откройте презентацию «Цепи питания». Придерживаясь алгоритма, постройте возможные схемы цепей питания из предложенных рисунков. Время – 3 минуты. За каждую схему команда получает 1 балл. (приложение 11)
VII конкурс «Путаница» (Слайд 8)
Наверное, все вы умеете и любите собирать пазлы. Я предлагаю показать свои навыки. Собрав пазлы, вы увидите картинку с изображением экологической проблемы. Пожалуйста, озвучьте проблему и предложите способы её решения. Время – 5 минут. (приложение 12). Как только учащиеся соберут бумажные пазлы, на доске появляется слайд с изображением предложенной картинки. (Слайд 8)
На фоне песни Л. Лещенко «Родная Земля» слайды с фотографиями природы родного края, сделанные учениками (Слайд 9)
Учитель:
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Разведём над нею, и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами:
Такая планета нужна нам с вами.
Учитель: Наше соревнование подошло к концу. Осталось подвести итоги. Слово предоставляется председателю жюри.
6. Подведение итогов и объявление результатов.
Учитель: Ребята, давайте подведём общие итоги урока. Для этого предлагаю всем вместе составить обращение к жителям Кузбасса. Я заранее заготовила шаблон, но некоторые слова в тексте отсутствуют, и их необходимо вставить. (Слайд10)
Дорогой житель Кузбасса!
Наш край ___________ реками, лесами, животными и разными полезными ископаемыми.
Для защиты некоторых видов живых организмов была создана ___________________ книга Кемеровской области.
В _________________ книгу Кемеровской области занесено _____ видов растений и _____ видов животных.
Мы призываем Вас ____________ и ____________ природу. Если мы возьмёмся все вместе, то ________________ природу.
Ученики __________ класса.
7. Домашнее задание:
(Слайд10)
- сочините сказку по картинке (приложение 13)
- придумайте и нарисуйте плакат на тему «Природа в опасности!» в программе «Paint» (по желанию)
8. Рефлексия:
(Слайд 11)
Посмотрите, ребята, я нарисовала цветок, но он получился каким-то безликим, давайте его оживим. Для этого откройте презентацию на рабочем столе. Видите, а у вас целый букет оказался безликим. Чтобы показать, какое впечатление у вас осталось после урока, скопируйте весёлого или грустного смайлика и вставьте его в центр цветка. (приложение 14)
Перечень использованных источников:
Литература
- Дмитриева, Т.А. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в ВУЗы [Текст] / Т.А. Дмитриева, С.И. Гуленко, С.В. Суматохин и др.- М.: Дрофа, 1999. – 432 с. – (Большая библиотека «Дрофы»)
- Дмитриев, В.И. К сердцам стихами прикоснусь: стихи [Текст] / В.И. Дмитриев.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007-147с.
- Ёлкина, Н.В. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / сост. Н.В.Ёлкина, Т.И.Тарабарина; худож.: В.Н. Куров, Г.В. Соколов.- Ярославль: Академия развития, 2005.-224 с.: ил.- (Игра, обучение, развитие, развлечение)
- Красная книга Кемеровской области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных [Текст] / под ред. Т.Н. Гагиной, Н.В. Скалона. – Кемерово: Книжное издательство, 2000.-280с., ил.
- Красная книга Кемеровской области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов [Текст] / под ред. И.М.Красноборова. – Кемерово: Книжное издательство, 2000.-248с, ил.
- Мухамадиярова, Э.М. Игра «Экология и мы » [Текст]/ Э. М. Мухамадиярова// Научно-методический журнал «Классный руководитель». М., - 2008.- №3,- с.96-101
- Плешаков, А.А., Сонин, Н.И. Твои открытия: Альбом-задачник к учебнику «Природоведение». 3 класс/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 1998.- 64 с.: ил.
- Скалон, Т.А. Экология для детей дошкольного возраста учебно-методическое пособие: [Текст] / Т.А. Скалон; под общей ред. О.А. Свиридовой, О.А.Никифоровой.- Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2008.-153 с.: [18] с цв. ил.
- Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие [Текст] / Л.И. Соловьёв. - Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»; ООО «СКИФ», 2006. -384с.
- Соловьёв, Л.И. Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей [Текст] / Л.И. Соловьёв. - Кемерово, 2008.- 407 с.: ил.
- Соловьёв, Л.И. Творческие задания по географии родного края для учащихся 6-10-х классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области [Текст]: рабочая тетрадь по географии Кемеровской области: / Л.И.Соловьёв. - Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2003.-184с.: ил.
- Сонин, Н.И. Биология. Живой организм. 6 кл. [Текст]: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» / Сонин. – М. : Дрофа, 2009. – 60, [4] с.
Электронные ресурсы:
- ru.wikipedia.org/wiki350px-Map_of_Russia_-Kemerovo_Oblast_%282008-03%29_svg
- ru.wikipedia.org/wiki275px-Nuphar_lutea_%28habitus%29
- ru.wikipedia.org/wiki275px-Pulsatilla_vulgaris-700px
- ru.wikipedia.org/wiki275px-Sympetrum_flaveolum_-_side_%28aka%29
- ru.wikipedia.org/wiki275px-Eagle_Owl_IMG_9203
- ru.wikipedia.org/wiki265px-Bumblebee_2006
- ru.wikipedia.org/wiki275px-world
- ru.wikipedia.org/wiki265px-Trollius-055
- photo.i.ua/user/260481/222443/5952483/
- www.funnyfoto.ru/photo/animals/koshki/4-7-0-0-2
Видеоматериал «Экология и культура – будущее России» [Электронный ресурс]: Ассоциация: Экология и культура – будущее России. Развитие молодёжного движения. Центр экологической политики и культуры. Общероссийская общественная организация. - Режим доступа: www.ecoyouth.ru/index.php?cnt=2 - Загл. с экрана.