Кружковое занятие с использованием регионального компонента "Северный олень: символ или жизнь?"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


ЗАДАЧА: воспитание любви подрастающего поколения к своей малой Родине и гражданской самосознательности по сохранению природы родного края.

ЦЕЛИ:

  • Знакомство учащихся с историей возникновения символа города Магадана; осознание детьми проблемы исчезновения Северного оленя с территории Магаданской области;
  • Воспитание информационной культуры учащихся через межпредметные связи начального образования;
  • Развитие кругозора учащихся и расширение знаний об окружающем мире; развитие эстетического чувства учащихся и позитивного отношения к коллективному труду.

ИНСТРУМЕНТЫ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: компьютер с мультимедиа для показа слайдов презентации, карта «Животный мир Магаданской области», толковый словарь, пластилин, природный материал, линейка, карандаш, ножницы, макет заказника, фигурка оленя, раздаточный текстовый материал.

Формы обучения: рассказ учителя, рассуждения учащихся, индивидуальная работа, групповая работа, проектирование, защита проектов.

Методы обучения: словесный метод, наглядно-действенный метод, эвристический метод, поисковый метод, проблемный метод.

Принципы обучения: принцип развития, принцип целостности содержания образования, принцип ориентированной функции знания (ученики осознали необходимость приобретённых знаний), принцип адаптивности (учащиеся самостоятельно выбрали вид своей деятельности при создании проекта), принцип психологической комфортности.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент. – 1 минута
  2. Введение в тему. – 2 минуты
  3. Постановка проблемы. – 3 минуты
  4. Информативный блок. – 9 минут
  5. Решение проблемы. – 3 минуты
  6. Динамическая пауза. –2 минуты
  7. Проектная деятельность учащихся. – 17 минут
  8. Рефлексия. – 3 минуты

ИТОГО: 40 минут

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

Какое животное изображено на гербе города Магадана?


– Кто знает, почему именно олень стал символом нашего города? (рассуждения учащихся)

Учитель. Олень стал для основателей нашей колымской территории незаменимым помощником. Это и средство передвижения, и мясо для питания, и шкура для одежды и жилища. При создании герба, художник Н.К.Мерзлюк использовал легенду о том, как Охотский Северный олень указывал людям на золотые месторождения. Там, где появлялся на свет олененок, обязательно находили золотые самородки.[8]

III. Постановка проблемы.

– Как вы думаете, ребята, актуален ли этот символ в наши дни?

– Видим ли мы в лесной полосе города Магадана оленей? (рассуждения детей)

Учитель. В Магаданской области Северных оленей осталось очень-очень мало. Буквально, по пальцам можно пересчитать.

Когда-то, когда Чукотка входила в состав Магаданской области, на нашей территории было много оленеводческих хозяйств по разведению домашнего оленя. (Работа с картой «Животный мир Магаданской области»). В то время в магазинах продавали мясо оленя, люди использовали шкуру и рога оленя для своих нужд. Домашний олень был источником благосостояния оленеводческих хозяйств. Люди жили, заботились о домашних оленях, а о Северном диком олене (Охотском Северном олене) никому и дела не было. Даже ученые-экологи спорили. Одни считали, что «дикарь» наносит ущерб оленеводству, уводя за собой часть стада домашних оленей, что от диких оленей домашние заражаются различными болезнями, меняют свой покладистый характер, становятся неуправляемыми, что стада диких оленей выедают пастбища, и домашние остаются голодными. Другие ученые считали, что дикий олень дает домашним более стойкое к суровым условиям потомство, заражая «лесными болезнями», вырабатывает у домашних оленей стойкий иммунитет. Но никто не слушал этих ученых. Была разрешена охота на диких оленей. И даже приезжали иностранные туристы, чтобы пострелять наших Северных оленей. И вот теперь, когда на территории Магаданской области осталось только одно оленеводческое хозяйство в Северо-Эвенске, а дикий олень – это большая редкость, нам приходится задуматься…[8]

– Как вы думаете, ребята, это проблема? (рассуждения учащихся)

– Сегодня мы попробуем найти пути решения этой проблемы.

– Тема нашего занятия: «Северный олень: символ или жизнь?»

IV. Информативный блок.

– Так кто же такой Охотский Северный олень?

– Откуда мы можем получить информацию о нем?

– Сейчас выйдут к доске те ребята, которые приготовили сообщения о Северном олене. (Детские сообщения сопровождаются слайд-шоу «Охотский Северный олень»)

(Приложение 1)

– Итак, анализируя услышанную информацию, сделаем вывод, почему Охотский Северный олень исчезает с территории нашей области. Выберите на слайде правильные утверждения.

  1. Домашнее оленеводство вытеснило «дикаря»;
  2. Боится стужи;
  3. Хищническое отношение людей – браконьерство;
  4. Добыча человеком золота и серебра заставили покинуть родные места;
  5. Изменилась граница Магаданской области (олень стал чукотским достоянием);
  6. Ушёл сниматься в сказке «Снежная королева».

V. Решение проблемы.

Представьте, что вы экологи и всерьёз задумались над этой проблемой. Что надо знать, чтобы решить эту проблему?

В помощь вам я даю «Толковый словарь»:

ЗАПОВЕДНИК – ОХРАНЯЕМАЯ ТЕРРИТОРИЯ, ГДЕ В ЕСТЕСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ СОХРАНЯЕТСЯ ВЕСЬ ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС, ЭТО ЗАПОВЕДНОЕ МЕСТО ДЛЯ РЕДКИХ И ИСЧЕЗАЮЩИХ ВИДОВ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ. [6]

Даже ученые допускаются сюда в особых случаях.

ЗАКАЗНИК – ЭТО ОХРАНЯЕМАЯ ТЕРРИТОРИЯ, ПО ОХРАНЕ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДЫ, НАПРИМЕР, ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ ИЛИ РАСТЕНИЙ. [6]

Природа делает заказ на охрану исчезающих видов животных и растений, а человек выполняет его – оберегая эти виды.

Итак, проанализируйте данную информацию. Какой вид охраны Охотского Северного оленя вы выбираете? (рассуждения учащихся)

Учитель. В Магаданской области есть «Магаданский заповедник», 12 ноября 2006 года ему исполнилось 25 лет. Его площадь 883.817га. Есть несколько заказников, но, ни один, специально не охраняет Охотского Северного оленя.

Сегодня я предлагаю вам создать макет такого заказника. Его размер будет уменьшен в сотню тысяч раз, т.к. в природе расстояния измеряются километрах, а у вас они будут измеряться сантиметрах..

VI. Динамическая пауза.

Видео – ролик «Северный олень на территории Магаданского заповедника» [3]

VII. Проектная деятельность учащихся.

Вы, ребята, должны в группах самостоятельно разделиться на аналитиков, которые будут просчитывать S (площадь) и Р (периметр) земельного участка по формулам и размерам; на строителей, которые будут вести хозяйственные работы; на экологов, которые будут создавать природные условия для жизни оленей. Каждая подгруппа получает задание государственной важности. В конце работы группа должна защитить свой коллективный проект.

(Приложение 2.)

VIII. Рефлексия.

Молодцы, ребята, вы потрудились на славу. У каждой группы получился макет заказника, где Охотскому Северному оленю будет комфортно жить и размножаться.

В знак благодарности Северный олень прислал каждому из вас свой портрет, который вы раскрасите дома и повесите около своего письменного стола. (Приложение 3.)

Ребята, может быть, именно вы сможете вернуть в Магаданскую область наш символ – Северного оленя.

Понравилось ли вам занятие? Какие знания были для вас информативны?

Благодарю вас за внимание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, с изменением и дополнением, 1997 – 2006 г., электронная версия.
  2. Большая энциклопедия животного мира, - М: «РОСМЭН»,- 2003.
  3. Государственный природный заповедник «Магаданский», праздничный буклет к 25-летию. Магадан: «Охотник». -2005.
  4. Загадки дикой природы, - М: «РОСМЭН», - 2003.
  5. Красная книга севера дальнего востока России. – М: ТОО «Пента». – 1998.
  6. Толковый словарь русского языка.- М: «АЗЪ». -1996
  7. Хрестоматия к региональной программе «Северячок» - Магадан, - 2003.
  8. «Вечерний Магадан», июнь, № 7, 1999.
  9. «Классный журнал», №33, 2006.

Пояснения:

Занятие «Северный олень: символ или жизнь?» рассчитано на учащихся 3-4 классов, т. к. содержание изучаемого материала, формы и методы работы, используемые на занятии, опираются на базисные знания и умения учащихся данных классов.

Данное занятие – часть кружкового курса « НОУ» (научное общество учащихся) и в свою очередь интегрирует знания нескольких наук, где стержневым предметом является окружающий мир, вспомогательными – технология и математика. Ведущими принципами отбора содержания занятия являются общедидактические принципы, а также специфические принципы, разработанные в классической методике естествознания. Это, прежде всего, краеведческий принцип. Отбор учебного материала, выполненный в соответствии с этим принципом, позволяет в наибольшей степени влиять на душу ребёнка, строить обучение на основе непосредственных восприятий окружающего мира. Реализация принципа экологической направленности осуществляется по схеме: «человек – природа – общество» и позволяет воспитывать в юном гражданине патриота своей Родины, который будет заботиться не только о своей жизни, но и о жизни будущего поколения. Специфичность третьего принципа – практической направленности – заключается в том, что отбор содержания занятия и его структурирование осуществляются с учётом преимущественного усвоения его учащимися в ходе непосредственной практической деятельности.

В основу занятия легли следующие технологии:

  • Информационно- коммуникационная технология;
  • Технология проблемного обучения;
  • Технология проектирования.

Приложения.