Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями, информационный материал, буклеты), учебник.
ТЦУ:
- Познавательный аспект
а) формирование специальных умений: формировать понятия «исток», «русло», «устье», «притоки», «берега», «пресные водоемы», «искусственные водоемы», «естественные водоемы» и усвоить их главные и существенные признаки.
б) формирование общеучебных умений: развивать учебно-организационные умения учащихся:
- умение планировать свою деятельность при работе с информационным материалом, при практической работе, при аналитико-синтетической работе (работа со схемой водоемов);
- умение контролировать себя при выборе доказательств на заданные вопросы.
- Развивающий аспект
- обогащение и усложнение словарного запаса учащихся за счет введения новых и развития сформированных ранее понятий;
- развивать умение обобщать и систематизировать учебный материал при составлении таблиц;
- развивать умение ставить и разрешать проблему охраны окружающей среды.
- Воспитывающий аспект
- формировать товарищеское, доброжелательное отношение к одноклассникам при анализе их ответов, учить толерантности к их ошибкам, ответственность за результаты своего труда в процессе работы в паре;
- воспитывать чувство долга перед будущими поколениями за сохранность окружающей среды.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Психологическое наполнение
Слайд №1
Сегодня на уроке нас приветствует капелька. Вы, наверное, догадались, что речь пойдет о воде.
2. Введение в новую тему. Подготовку учащихся к активной УПД на основном этапе урока.
С давних времен люди знали великое значение воды. Называя ее веществом жизни. Без воды не может существовать жизнь на Земле. В природе можно встретить воду повсюду.
-В каких водоёмах живет капелька, вы узнаете, отгадав загадки. Отгадки записывайте в карточку с заданием №1.Ответившие правильно на все вопросы, получат капельки.
Слайд №2
- А теперь давайте проверим правильность выполнения задания.
Слайд № 2(Отгадки)
- Посмотрим на следующий слайд, каких водоемов вы не находите?
Слайд №3
(Океана, моря)
- Какая вода в этих водоемах на вкус? (Соленая).
- А в других?
(Несоленая)
- А как называется несоленая вода?
(Пресная)
- Из всей воды, имеющейся на Земле, лишь 3% приходится на долю пресной. Остальная вода соленая. 2/3 всех запасов пресной воды на Земле содержится в замерзшем виде в ледниках и полярных льдах. Оставшаяся треть сосредоточена в реках, озерах, а так же в подземных водах.
Вот сегодня мы будем изучать пресные водоемы.
3. Усвоение новых знаний и первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.
Сообщение темы и целей урока.
Тема нашего урока «Пресные водоемы. Река. Части реки».
Ваша задача научиться классифицировать водоемы по своему происхождению,
знать, как называются части реки, уметь их находить и стремиться оказывать посильную помощь в охране водоемов.
Слайд №4
- На какие две группы делятся водоемы по своему происхождению?
- Какие водоемы можно отнести к естественным (искусственным)?
- Для чего же люди создают искусственные водоемы?
Водохранилища для гидроэлектростанций, водоснабжения.
Каналы для судоходства, а в сельском хозяйстве для орошения полей. Каналы соединяют реки.
Пруд – для разведения рыбы, место отдыха людей и др. целей.
Проверка ЗУН по классификации водоемов.
- Нам предстоит выполнить задание № 2 по отличительным признакам, используя алгоритм надо определить водоем.
Слайд № 5
- Инструктаж учителя по выполнению задания.
- Проверка.
Река. Части реки.
- Сегодня мы с вами подробно поговорим о реке, ее частях.
- Интересно где же берут свое начало реки?
- С чего начинаются реки?
- Оказывается, это может быть ручеек из родника, со снежной вершины гор или даже из болота.
- Начало течения рек называется истоком.
Слайд № 6
- Посмотрите на слайд и найдите начало реки.
- Посмотрим, какие еще имеются части у реки.
- Давайте прочитаем определения частей реки и запомним.
- Работа по формированию новых понятий.
- А сейчас постараемся выполнить практическую работу в парах по определению частей реки.
4. Первичное закрепление знаний.
- Проверим правильность работы.
Слайд № 7
- Вы отлично потрудились.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
А сейчас мы отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на речке,
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
Слайд № 8
Жизнь рек своеобразна и неповторима. Каждая из них имеет свою историю, свой характер, свою судьбу. Одни реки скромны и незаметны, другие – могучи и полноводны. Длина величайших рек исчисляется тысячами километров.
- Самая длинная река в мире – Нил. Длина 6670 км. Она находится в Африке.
- Самая полноводная река – Амазонка. У нее 500 притоков. Ее длина с притоками 6750 км. Она находится в Южной Америке.
- Третье место в мир Янцзы, ее длина 6300 км. Находится в Китае.
- В книгу рекордов « Гиннеса» занесена самая короткая река в мире. Она находится в Америке, ее длина 134 метра.
Слайд № 9
Крупнейшие реки России:
Обь – 1 место,
Енисей – 2 место,
Лена – 4 320 км,
Амур и др.
Самая крупная река Европы – Волга берет начало из маленького ручейка, вытекающего из болот Валдайской возвышенности. Имеет 200 притоков. Длина Волги 3690 км. В мире по длине занимает 16 место.
Слайд № 11
Исток реки охраняется государством.
Ежегодно вода в этой реке на Пасху освещается и считается святой.
- Реки – богатство и украшение Земли. Они имеют огромное значение. Их необходимо оберегать и охранять, чтобы и дальше мы могли любоваться их неповторимой красотой.
-Что губительно сказывается на водоемах?
- А какой вклад мы можем внести?
Не загрязнять водоемы бытовым мусором.
Слайд № 13
-Бытовой мусор беда для животных и растений, живущих в водоеме.
Слайд №14
5. Контроль и самопроверка новых знаний.
Мы сегодня с вами узнали много нового и интересного, а как вы запомнили и поняли учебный материал, сейчас проверим.
Вам предстоит выполнить задание № 3.
Слайд №15
Проверка по слайду.
Слайд №16 (С ответами)
6. Обобщение и систематизация знаний, подведение итогов урока. Рефлексия.
Давайте обобщим и систематизируем знания, которые получили на уроке.
Слайд № 17
Капельки нам указывают на основные положения урока.
Рефлексия.
-Оцените каждый свою работу на уроке.
- Что лучше запомнилось из материала урока?
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание будет в форме тестов и творческого характера. Надеюсь, вам интересно будет работать дома. За выполнение домашнего задания вы получите оценки.
Я желаю вам успехов.