Цели урока.
Обучаюшие:
- углубить знания о полимерах;
- закрепить знания о природных полимерах, о качественных реакциях на белки, крахмал;
- познакомить учащихся с использованием полимеров в повседневной жизни.
Развивающие:
- развивать у учащихся умение выделять главное, работать с научной литературой, устанавливать причинно-следственные связи;
- способствовать развитию волевых качеств, умение работать с техническими средствами, развивать интерес к предмету.
Воспитательные: воспитывать потребность в приобретении новых знаний.
Здоровьесберегающая: соблюдать двигательный режим, содействовать формированию у учащихся бережного отношения к своему здоровью, предупредить учащихся о вредном воздействии некоторых пластмасс на организм человека.
Форма урока: Урок-исследование.
Оборудование:
- изделия из полимеров на демонстрационном столе,
- комочек шерсти,
- концентрированная азотная кислота,
- пробирка,
- микроскоп,
- выставка изделий из пластмасс;
- ломтик картофеля,
- раствор йода,
- стенды: «Пластмассы», «Волокна».
Ход урока
1. Организация класса.
2. Проверка и актуализация знаний.
* Вступительное слово учителя:
- Ребята, вы уже заметили, что у нас в классе много изделий из полимеров. Вы уже имеете знания по теме «Полимеры». Эти вещества прочно вошли в нашу жизнь. Давайте повторим изученный материал о полимерах.
Фронтальный опрос.
- Какие вещества называются полимерами?
- В результате каких реакций получают полимеры в промышленности?
- Запишите каждую из названных реакций, указав условия их протекания (работа у доски).
- На какие группы делят полимеры?
- Чем отличаются по составу пластмассы от других полимеров?
Индивидуальный опрос.
Карточка:
Записать уравнение химической реакции получение полиэтилена из углерода, указав условия их протекания. |
- Ребята, в русском языке встречается термин «хемофобия». Объясните смысл этого термина?
Правильно, это боязнь химии, химических веществ с которыми мы сталкиваемся в жизни. С недоверием и опаской люди относятся и к полимерам.
Поэтому наша задача на уроке исследовать полимеры и доказать, опасны ли полимеры для человека.
3. Сообщение темы и цели урока.
1) Тема нашего урока: «Полимеры: «за» и «против».
Давайте выдвинем гипотезу по теме урока.
Гипотеза:
полимеры – это высокомолекулярные соединения, которые оказывают положительное влияние на живой организм.
Полимеры – основные вещества живой природы.
- Мы знаем, что полимеры - основные вещества живой природы. Давайте вспомним о значении полимеров для живых организмов.
2) Результаты исследований учащихся на тему «Полимеры живой природы» (Презентация исследования учащегося).
Учитель:
- Какой вывод вы можете сделать, исходя из услышанных результатов исследований.
(Предполагаемые ответы учащихся:
- Полимеры – основные вещества живой природы.
- Без полимеров не могут нормально функционировать живые организмы.
- Белок – это основа существования живого организма. Белок – это биополимер. Без полимеров не могут существовать живые системы.
Вывод:
Значит, полимеры оказывают положительное влияние на живой организм.
- Качественные реакции на природные полимеры (результаты исследований предыдущих уроков).
Рассматривание в микроскоп крахмальных зёрен в клубне картофеля и результат опыта «Окрашивание белка в желтый цвет при взаимодействии его с концентрированной азотной кислотой».
Вывод:
Природные полимеры можно выявить в результате качественных реакций.
3) Сообщение учащейся, используя информационные источники, по проблеме «Значение полимеров в современной жизни».
Сообщение ученицы
1. Полимеры в медицине.
В настоящее время полимерные материалы находят широкое применение в различных областях медицины.
Сейчас широко ведутся работы по синтезу физиологически активных полимерных лекарственных веществ, полусинтетических гормонов и ферментов, синтетических генов. Большие успехи достигнуты в создании полимерных заменителей плазмы человеческой крови. Синтезированы и с хорошими результатами применяются в клинической практике эквиваленты различных тканей и органов человека: костей, суставов, зубов. Созданы протезы кровеносных сосудов, искусственные клапаны и желудочки сердца. Созданы аппараты: «искусственное сердце-легкое» и «искусственная почка».
Медицинские полимеры и используются для культивирования клеток и тканей, хранения и консервации крови, кроветворной ткани – костного мозга, консервации кожи и многих других органов. На основе синтетических полимеров создаются противовирусные вещества, противораковые препараторы.
Использование медицинских полимеров для изготовления хирургических инструментов и оборудования (шприцы и системы для переливания крови разового использования, бактерицидные пленки, нити, клетки) коренным образом изменило и усовершенствовало технику медицинского обслуживания.
2. Волокна в нашей жизни.
(с использованием материала, помещенного на стенде «Волокна»).
Из встречающихся в природе веществ к полимерам, например, относятся целлюлоза - основная часть растительных волокон, кератин и фиброин - основные белковые вещества, из которых состоят шерсть и шелк.
Важнейшее природное текстильное волокно - хлопок. Это волоски на семенах хлопчатника. Из хлопка получают тонкую, равномерную и прочную пряжу и делают из нее самые разнообразные ткани - от тончайших батиста и маркизета до толстых обивочных тканей.
Существенно новым направлением применения лубяных волокон является армирование ими пластиков, где они в значительной мере вытесняют стекловолокна. Особенно характерна тенденция расширения армированных лубяными волокнами полиуретанов, полипропилена и биоразрушаемых термопластов в автомобилестроении.
Химическая промышленность выпускает искусственные волокна. К ним относятся полиэфирные, полиакриловые, алифатические полиамидные (найлон и др.), полиолефиновые (главным образом полипропиленовые) и гидратцеллюлозные (в основном вискозные) и др.
Наиболее интенсивно растет выпуск полиэфирных волокон, затем полиамидных, полипропиленовых и полиакрилонитрильных волокон; совершенствуются процессы получения вискозных и организация производства гидратцеллюлозных волокон типа лиоцелл, существенное развитие получил процесс производства эластомерных полиуретановых нитей.
3. Пластмассы и человек.
Мы уже не представляем свою жизнь и без пластмасс. Из пластмасс делают:
- аудио, видео аксессуары;
- канцелярские товары;
- настольные игры;
- одноразовая посуда;
- хозяйственные товары (пакеты, пленки и мешки).
(изделия из пластмассы на демонстрационном столе).
Вывод:
Жизнь современного человека невозможна без полимеров. Значит, и в этом случае мы «за» полимеры.
4) Обобщение информации учителем.
- Действительно, как бы мы сегодня жили без полимеров? Они окружают нас всюду.
А сейчас, послушайте одну интересную историю-загадку и попробуйте эту загадку разгадать. …
Моряки второй экспедиции Колумба к берегам Америки, высадившиеся на острове Гаити в 1496 году, с удивлением наблюдали, как островитяне играют в мяч, который высоко подпрыгивает при ударе о землю. Известные в Европе мячи из кожи и шерсти не обладали такой прыгучестью. Из какого вещества были сделаны мячи островитян?
(из каучука)
- Да. Так Европа узнала еще об одном природном полимере - каучуке, а потом научились делать искусственный каучуки. Из каучука изготовили резину и эбонит.
5) Решение проблемы.
- Почему же люди предпочитают использовать полимеры?
Сложно ответить на вопрос? Тогда физкультминутка нам поможет разобраться в этом.
Физкультминутка:
Встаньте рядом и возьмитесь за руки. А теперь отдаляйтесь друг от друга, но рук не разрывайте. Смотрите, какой длинной получилась образованная вами цепочка. Вот так и полимеры можно растянуть. Они обладают стойкостью к растяжению. А теперь, приближайтесь друг к другу как можно сильнее и рук не разжимайте. Видите, полимеры можно сильно сжимать, т.к. они обладают стойкостью к сжатию. Ребята, мы с вами уже говорили о том, что реакция полимеризации не идет на 100% и остаются мономеры, не вступившие в реакцию полимеризации, но они входят в состав той массы, из которой изготавливают изделия.
Представьте, что я тот мономер, который не вступил в реакцию полимеризации или
поликонденсации. Я с вами в изделии, но я существую отдельно от вас. Кажется, что в этом такого? Но эти мономеры делают многие полимеры опасными для здоровья человека.
6) Знакомство с видами пластмасс и их влиянием на здоровье человека по информационной таблице (имеется у каждого ученика).
Виды пластмасс и их маркировка
Буквенная маркировка | Название пластмассы | Влияние на здоровье человека |
полиэтилентерефталат | подходит только для однократного применения, при повтором применении могут выделяться вредные вещества. | |
полиэтилен высокой плотности | считается относительно безопасным, хотя из него может выделяться формальдегид. | |
поливинилхлорид | запрещен для пищевого применения, т.к. выделяет канцерогенные вещества. | |
полиэтилен низкой плотности | относительно безопасен для пищевого применения, в редких случаях может выделять формальдегид, полиэтиленовые пакеты не столь опасны для здоровья человека, сколь опасны для экологии планеты. | |
полипропилен | довольно безопасен, но при определенных условиях может выделять формальдегид. | |
полистирол | может выделять стирол, поэтому одноразовая посуда и называется одноразовой. |
Справочные данные:
Стирол вызывает заболевания сердца, оказывает сильное воздействие на печень, вызывая токсический гепатит.
Формальдегид, фенолформальдегид - канцерогенные, токсичные вещества. Выделяясь, раздражают горло, бронхи, слизистую оболочку глаз, снижают иммунитет.
Вопросы учителя:
- Назовите пластмассы, с которыми вы ознакомились.
- Давайте обратимся к выставке изделий из пластмасс и определим по маркировке названия пластмасс.
- Что вы можете сказать об их влиянии на здоровье человека?
7) Разработка рекомендаций по использованию пластмасс в быту.
Учитель:
- Давайте разработаем рекомендации людям, заботящимся о своем здоровье?
Учащиеся:
- Провести ревизию пластмассовых контейнеров и избавиться от всех, кроме изделий из полипропилена (цифра 5 или маркировка PP).
- Отдать предпочтение изделиям из стекла, дерева, металла.
- Внимательно отнестись к игрушкам из пластмассы, особенно для маленьких детей.
- Убедитесь, что продукция имеет сертификаты соответствия гигиеническим нормам.
- Покупая очередное изделие из пластмассы, возьмем за правило понюхать его.
(это просто и займёт буквально секунду, которой будет достаточно для того, чтобы уловить неприятный запах, но если он есть, то от покупки даже простой расчески для волос следует отказаться).
Вывод:
Каждый может защитить своё здоровье и здоровье своих детей, в конце концов, это не так уж и сложно.
4. Проверка подтверждения или опровержения гипотезы.
(учащиеся на основе полученных знаний подтверждают или опровергают гипотезу).
5. Обобщение по итогам исследований учителя.
Учитель:
- Полимеры необходимы для существования живых систем, но многие пластмассы оказывают вредное воздействие на здоровье человека. Поэтому при использовании полимеров надо пользоваться нашими рекомендациями.
Ребята, сегодня на уроке мы расширили знания о полимерах.
6. Рефлексия.
Скажите, какую пользу для себя вы извлекли из данного урока? Закончи фразу:
- Сегодня на уроке я узнал…..
- Мне показалось интересным….
- Для себя открыл новое….
- Я буду заботиться о своём здоровье потому, что….
7. Выставление оценок.
8. Домашнее задание.
Используя, маркировку составьте список пластмасс, которые не наносят вред здоровью человека.
Список литературы:
- Андрианов Р.А., Пономарев Ю.Е. Пенопласты на основе фенолформальдегидных полимеров. Ростов: ИРУ, 1987.
- Донцов А.А., Лозовик Г.Я., Новицкая С.П. Хлорированные полимеры. М.: Химия, 1979.
- Материалы сети интернет.