Цель: формирование понятия взаимопомощи, поддержки, чуткости и отзывчивости.
Задачи:
- раскрыть понятие взаимопомощи;
- воспитание чуткого отношения друг к другу;
- воспитывать чувство уважения к окружающим.
Ресурсы: цветик-семицветик, музыкальный отрывок, жетоны двух цветов (желтого и синего), «кирпичики» для постройки дома, лепестки для ромашки «настроения».
Ход урока.
1. Круг радости.
Доброе дело добром отзовётся.
По земле из края в край
Ходит мальчик Помогай.
Где народ сажает сад,
Там и он сажает ряд.
Что за славный этот край,
Где растёт наш Помогай?…
Добрый день, мои маленькие друзья, я рада видеть вас на уроке самопознания. А для того, чтобы урок был радостным и приятным, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. У меня в руках волшебный цветок, вы узнали его?
Передавая его друг другу, передадим вместе с ним и свои пожелания.
2. Минутка тишины.
А сейчас, ребята, мы с помощью нашего волшебного цветка отправимся в путешествие по сказочной стране. Эта страна особая, потому что, она удивительная и красивая. В этой стране много разных городов. В каждом городе живет свой маленький волшебник. Маленькие волшебники: Оля, Марал, Вика, Таня, Ира очень заботливые, они любят творить добрые дела. Все волшебники ходят по улицам, залитым солнечным светом, улыбаются людям, и дарят им добрые дела. Они помогают пожилым людям перейти через дорогу, сделать покупки в магазине, сделать что-то по дому: прибраться, напоить чаем. Маленьким же детям – помогают одеться, гуляют и играют с ними. Взрослые люди очень любят маленьких волшебников за их добрые сердца, взрослые дела и большую заботу.
- Почувствуйте, как приятно быть маленьким волшебником и дарить людям радость, свою заботу. Добрые и заботливые волшебники – это вы, дорогие мои дети! Добрый и заботливый человек всегда необходим другому человеку, очень нужен миру, Вселенной, стране, семье. Давайте запомним это, хорошо?!
3. Побеседуем.
- Кому мы помогаем?
- Чем мы помогаем?
- Кто помогает нам?
4. Притча.
Звенит колокольчик.
-Посмотрите-ка к нам гости. Поприветствуем гостей. Что они приготовили? (Учащиеся 4 класса показывают притчу)
В. Сухомлинский.
Семь дочерей.
Было у матери семь дочек. Однажды поехала она к брату, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воду в тазу – помыть ноги.
- Подумайте, о чем нам рассказала эта история? Что вы поняли?
- Какой была седьмая дочь матери? Чем она отличалась от своих сестер?
- Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?
- Когда ваша мама приходит с работы, что вы для нее делаете?
5. Поиграем.
«Угадай-ка.»
Добрых дел в нашей стране немало, и сейчас, каждый из вас изобразит одно из них, не произнося ни слова, а остальные ребята должны догадаться, чем же вы собираетесь заняться. ( Учитель, на ушко, говорит каждому ребенку, что он должен делать.)
- поливать цветы;
- собирать игрушки;
- мыть посуду;
- подметать пол;
- постирать носочки.
6. Творческая работа.
А сейчас, в нашем волшебном городе, нужно построить дома нашего класса. Из чего строят дома? Вот и наши дома будут состоять из кирпичей, но кирпичи у нас не простые, каждый из них волшебный, и несет в себе какие-то дела. Кирпичики с какими делами мы будем брать? Почему? ( Дети получают «кирпичики на которых напечатаны плохие и хорошие дела. На своих столах строят дома из кирпичей. Объясняют почему они выбрали именно эти кирпичи.
- Молодцы! Постарались! Замечательные у нас получились дома. Хорошо нам будет в них жить? Почему?
7. Круг от сердца к сердцу.
Ну вот и подходит к концу сегодняшний урок самопознания, каждый что-то понял, о чем-то задумался, кому-то запомнился. Давайте посадим рядом с нашими волшебными домами цветик- семицветик, Прикрепляя лепесток скажите, чем вам запомнился, или чем понравился наш урок.
Учитель берет серединку цветка, закрепляет ее на доске, и говорит:
- Мне наш урок понравился тем, что вы активно работали, были внимательны, старательны. Далее дети по очереди выбирают лепестки и прикрепляя их к доске объясняют чем им понравился урок.
8. Домашнее задание.
В наших волшебных домах конечно же будут праздники. А на праздник мы готовим самые вкусные блюда. Каждому из вас, к следующему уроку, вместе с мамами, нужно подготовить рецепт вашего любимого блюда. Рассказать нам как вы его с мамой готовите.