Цели урока:
- Обобщить знания учащихся по теме «Киевская Русь»
- Сформировать у учащихся умение работать в группе, при этом имея собственное мнение по проблеме, умение представлять результаты своего труда.
- Воспитывать уважение к исторической личности, развивать коммуникативные качества у учащихся.
Фома проведение урока: игра
Метапредметность: позиция и роль
Оборудование: компьютер и проектор, представление в слайд-шоу.
Ход урока
1. Введение. Знакомство учителя с идеей занятия.
Учитель зачитывает текст В.С.Ключевского о личности.
«Человек – главный предмет искусства. Художник изображает его так, как он сам себя выражает или старается выразить. А человек любит выражать, обнаруживать себя. Понятно его побуждение: мы любим понимать себя и стараемся, чтобы и другие понимали нас так же, как мы сами себе представляемся.
Говорят, лицо есть зеркало души. Конечно, так, если зеркало понимать как окно, в которое смотрит на мир человеческая душа и чрез которое на нее смотрит мир. Но у нас много и других средств выражать себя. Голос, склад речи, манеры, прическа, платье, походка, – все, что составляет физиономию и наружность человека. Все это – окна, чрез которые наблюдатели заглядывают в нас, в нашу душевную жизнь. И внешняя обстановка, в какой живет человек, выразительна не менее его наружности. Его платье; фасад дома, который он себе строит; вещи, которыми он окружает себя в своей комнате, – все это говорит про него. И, прежде всего, говорит ему самому, кто он и зачем существует или желает существовать на свете. Человек любит видеть себя вокруг себя и напоминать другим, что он понимает, что он за человек.
Обстановку, какой окружает себя человек дома и в какой он выходит на улицу, вид, в каком он появляется в обществе, художнику необходимо наблюдать и надобно уметь, т. е. привыкнуть наблюдать. На это есть свои правила и приметы. Когда вы входите в кабинет к человеку со средствами, у которого все просто и опрятно, по стенам ни одной картинки, на столе ни одной фотографии, никакой блестящей безделки и даже лампа какая-то матовая, будьте уверены, что перед вами человек замкнутый, но доброжелательный, очень мало интересующийся вами при первой встрече, но человек с подвижным и сильным воображением, не нуждающимся во внешних возбуждениях, и, по вашем уходе, он мысленно сделает из вас что угодно, вылепит какой угодно идеал, и уж непременно запомнит вас надолго, если только вы оставили в нем сколько-нибудь благоприятное впечатление.» [2, с. 5]
Беседа с учащимися о роли человека, его позиции.
- О чем хотел сказать В.С. Ключевский? О человеке, индивиде, личности?
- Что так важно для В.С.Ключевского?
Приблизительный ответ должен содержать идею о человеке как личности, внешний облик человека о многом может поведать наблюдательному историку.
2. Учитель рассказывает о проекте «Имя России».
Во всем мире усиливается интерес к национальной истории, возникает нужда в национальных героях. В 2008 году на телевидении прошел проект «Имя России», благодаря которому многие россияне обратились к историческим источникам, проанализировали исторические факты и явления, участвовали в дебатах, обсуждениях, голосованиях. Все это дает определенные плоды: люди стали более осторожны в оценках, так как анализ роли личности в истории всегда побуждает человека занять определенную позицию.
3. Учитель объявляет начало игры «Имя Киевской Руси».
Устанавливаются правила:
- Каждый имеет право на свое мнение.
- Можно иметь свое мнение, но не осуждать мнение другого.
- Доказывай свою правоту, но не оскорбляй достоинство своего оппонента.
Выбор хрониста: того кто следит за временем.
Учитель объясняет принцип деления учащихся на группы. Приготовленные карточки с загадками о русских князьях разрезаны на 2 – 3 части. Каждый участник игры на основе фрагмента карточки получает возможность определить свою группу. Получив загадку и разгадав ее, пара должна в течение 1 минуты коротко представить «своего» героя. (Приложение 1. Загадки).
- Далее идет короткое представление каждой группой своего задания. В заключении 1 – минутной речи о киевском князе учащиеся делают вывод о его роли в истории Киевской роли и его позиции.
Учитель сопровождает представление слайдами 9-37. Учащиеся отвечают на вопросы учителя о том, соответствует ли представление учащихся с представлениями историков. - По окончании слушаний путем открытого голосования идет определение лидеров, 3 основных имен князей, которые, по мнению учащихся являются образами эпохи.
- Используя свободу выбора, формируются новые группы. Учащимся предоставляется возможность составить коллаж из предложенного материала. Затем осуществляется защита учащимися своих претендентов.
- Выборы образа Киевской Руси проводится открыто путем передачи жетона команде представляющей образ. Подведение итогов. Оглашение итогов.
Литература:
- Кочегаров К.А.Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Пчелова «История России».6 класс. М.: Русское слово, 2010
- Ключевский В.С. Исторические портреты. М.: Изд-во «Правда», 1991
- Чернова М.В. Внеклассные мероприятия (5-11 классы/ М.Н.Чернова. –М.: Айрис –пресс, 2009
Источники:
- http://rusich.at.ua/publ/12
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C
- http://www.websib.ru/~gardarika/lec/lec3-2.html
- http://www.websib.ru/~gardarika/lec/lec3-5.html
- http://www.encyclopaedia-russia.ru/view_post.php?id=23
- http://www.encyclopaedia-russia.ru/view_post.php?id=81
- http://www.home-edu.ru/user/f/00001231/examen/9-12_vek/jaroslav.htm