Цель урока: Ознакомить учащихся с особенностями строения и работы сердца.
Задачи:
- Образовательные: Показать топографическое положение сердца в организме, изучить его строение, дать понятие о «автоматии» сердца, рассмотреть фазы сердечного цикла.
- Воспитательные: Формировать правила гигиены сердечно - сосудистой системы, показать значение двигательной активности для укрепления сердечной мышцы.
- Развивающие: Продолжить формирование навыков проведения и оформления практических работ по биологии.
Оборудование: Разборная модель сердца, модель торса человека, электронный учебник «Открытая биология», слайдовая презентация «Строение и работа сердца», мультимедийный проектор, видеофильм «Строение и работа сердца».
Тип урока: Комбинированный.
I. Организационный момент
Вступительная беседа учителя.
II. Проверка пройденного материала
Учитель организовывает проверку пройденного материала.
На столах учащихся таблица «Роль факторов, ослабляющих и укрепляющих иммунитет».
Учащиеся заполняют колонку таблицы «Факторы, укрепляющие иммунитет»
№ п./п. | Факторы, ослабляющие иммунитет | Факторы, укрепляющие иммунитет |
1 | Вредные привычки | Здоровый образ жизни |
а) алкоголь разрушает печень, нервные клетки; | Прогулки на свежем воздухе | |
б) никотин | Занятие спортом | |
2 | Энергетическое истощение организма | Учет энергетических затрат организмом |
а) болезнь | Крепкое здоровье | |
б) плохой сон | Крепкий сон | |
в) неполноценное питание | Полноценное питание | |
г) авитаминоз | Употребление свежих овощей и фруктов | |
3 | Стрессовое напряжение разрушает лимфоциты | Спокойная обстановка в семье, школе |
4 | Гиподинамия | Активный образ жизни |
Учитель организовывает фронтальную беседу, в ходе которого проверяется таблица.
III. Усвоение новых знаний
Учитель: Наш организм обладает защитным механизмом – иммунитетом. Основную роль в этом играют элементы крови- лимфоциты. Кровь в организме человека течет по кровеносным сосудам. Ребята, какие органы обеспечивают непрерывность тока крови в нашем организме?
(Учащиеся называют сердце и кровеносные сосуды).
Учитель: Тема нашего урока «Строение и работа сердца»
(Звучит спокойная музыка. На экран проектируется слайд № 1)
Слайд №2. «Сердце»
Что такое сердце? Камень твердый?
Яблоко с багрово - красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего ему есть дело.
Э. Межелайтес
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о сердце.
Цель нашего урока: Рассмотреть положение сердца, особенности его строения и работы.
Учитель: Сердце человека почти не отличается по строению от сердца высших млекопитающих. Сейчас мы с вами посмотрим видеосюжет «Строение сердца». Вам в ходе просмотра необходимо найти ответы на следующие вопросы:
- где расположено сердце?
- какое строение имеет сердце?
- какие приспособления в строении сердца обеспечивают движение крови в одном направлении?
После просмотра видеосюжета на экран проектируется крупным планом строение сердца.
Слайд № 3, 4. «Строение сердца»
Учитель сначала объясняет строение сердца, начиная с околосердечной сумки, отмечает форму и размеры сердца, сообщает последовательно о камерах, клапанах и сосудах, начинающихся и заканчивающихся в сердце.
В ходе объяснения учитель задает учащимся вопросы для устного ответа:
- Почему сердце так называется?
- Как называются сосуды, выходящие из сердца и входящие в сердце?
- Какое значение имеет различие в толщине стенок правого и левого желудочков?
- Почему створчатые клапаны не могут выворачиваться в сторону предсердий?
В связи с характеристикой сердечной мышцы учитель останавливаются на понятии «автоматия» сердца. Учащиеся записывают определение в тетрадь.
Автоматия сердца – способность сердца самостоятельно ритмически сокращаться без внешних раздражений под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.
Учитель сообщает в занимательной форме факты о том, что сердце – самый работоспособный в мире двигатель.
Слайд № 5. «Факты из жизни»
Учитель: За 8,5 часа лыжного пробега сердце человека перекачивает из артериальной в венозную систему целую цистерну крови – 30 т., за сутки сердце человека перекачивает около 10 тыс. л. крови, а за 70 лет – 200 тыс. л.
Учитель: Почему сердце способно работать непрерывно в течение всей жизни?
В чем секрет его неутомимости и работоспособности?
(Учащиеся высказывают свои предположения.)
Слайд № 6. «Сердечный цикл»
Рассматриваются последовательность фаз, длительность фазы, в каком состоянии находятся клапаны сердца в каждой фазе цикла и обращает внимание учащихся на длительность каждой фазы. После анализа сердечного цикла учащимся предлагается сделать вывод о причинах неутомимости сердца.
(Учащиеся высказывают свои предположения)
Вывод: Половину времени жизни человека мышца сердца находится в расслабленном состоянии. (Вывод записывается в тетрадь)
Учитель: Но работа сердца, как хорошо известно из жизни, не остаётся постоянной. Потребность организма в кислороде все время меняется, и меняется работа сердца. Как же это происходит? Организуется практическая работа. Слайд № 7. «Работа сердца»
Учащиеся получают лист инструктажа практической работы.
Брунтов. Е.П. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека: Пособие для учителя- М: Просвещение.
Практическая работа
Тема: Работа сердца
Цель работы: с помощью формул научиться рассчитывать в джоулях работу своего сердца за 1 мин. в состоянии покоя и после физической нагрузки.
Примечание: для вычисления работы сердца можно воспользоваться следующей формулой:
Р = М х Д х С,
где
Р – работа сердца в джоулях;
М – масса крови = 0,07;
Д – давление крови в аорте = 2;
С – число сердцебиений за 1 минуту.
Ход работы: (учитель дает определение пульса, объясняет правила измерения пульса.)
- Измерьте пульс в состоянии покоя (проделайте это 3-4 раза и найдите среднее арифметическое). Результата зафиксируйте.
- Сделайте 15 приседаний в среднем темпе.
- Измерьте пульс после физической нагрузки. Результат зафиксируйте.
- Вычислите работу сердца, выполняемую в состоянии покоя и после физической нагрузки.
Учитель организует обсуждение результатов эксперимента. Учащиеся с помощью учителя формулируют вывод о влиянии физической нагрузки на частоту сердечных сокращений. Вывод записывают в тетрадь.
Слайд № 8. «Выводы»
IV. Проверка усвоения учащимися нового материала
Учитель проводит беседу по вопросу: В чем видна взаимосвязь строения и функций сердца?
Слайд № 9. «Задание»
Задание: установите соответствие между терминами и определением.
- Способность сердца ритмически сокращаться под влияние импульсов, возникающих в нем самом.
- Недостаток двигательной активности, вследствие чего слабеет сердечная мышца.
- Самая крупная артерия, идущая от сердца.
- Сокращение предсердий. 5. Общая пауза.
Термины:
А. Систола,
Б. Автоматия,
В. Гиподинамия,
Г. Диастола,
Д. Аорта
V. Подведение итогов урока.
Учитель сообщает учащимся домашнее задание: вычислить работу сердца, в положении лежа, сидя и просмотра телевизионной передачи; оформить результаты практической работы, подготовить параграф 17.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами говорили о самом важном органе нашего организма – сердце.
Слайд № 10. «Сердце – самый работоспособный двигатель»
Завершить наш разговор о сердце, хочется словами известной песни.
Сердце, тебе не хочется покоя!
Сердце, как хорошо на свете жить!
Сердце, как хорошо, что ты такое!
Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!