Строение и работа сердца

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (839 кБ)


Цель урока: Ознакомить учащихся с особенностями строения и работы сердца.

Задачи:

  • Образовательные: Показать топографическое положение сердца в организме, изучить его строение, дать понятие о «автоматии» сердца, рассмотреть фазы сердечного цикла.
  • Воспитательные: Формировать правила гигиены сердечно - сосудистой системы, показать значение двигательной активности для укрепления сердечной мышцы.
  • Развивающие: Продолжить формирование навыков проведения и оформления практических работ по биологии.

Оборудование: Разборная модель сердца, модель торса человека, электронный учебник «Открытая биология», слайдовая презентация «Строение и работа сердца», мультимедийный проектор, видеофильм «Строение и работа сердца».

Тип урока: Комбинированный.

I. Организационный момент

Вступительная беседа учителя.

II. Проверка пройденного материала

Учитель организовывает проверку пройденного материала.

На столах учащихся таблица «Роль факторов, ослабляющих и укрепляющих иммунитет».

Учащиеся заполняют колонку таблицы «Факторы, укрепляющие иммунитет»

№ п./п. Факторы, ослабляющие иммунитет Факторы, укрепляющие иммунитет
1 Вредные привычки Здоровый образ жизни
  а) алкоголь разрушает печень, нервные клетки; Прогулки на свежем воздухе
  б) никотин Занятие спортом
2 Энергетическое истощение организма Учет энергетических затрат организмом
  а) болезнь Крепкое здоровье
  б) плохой сон Крепкий сон
  в) неполноценное питание Полноценное питание
  г) авитаминоз Употребление свежих овощей и фруктов
3 Стрессовое напряжение разрушает лимфоциты Спокойная обстановка в семье, школе
4 Гиподинамия Активный образ жизни

Учитель организовывает фронтальную беседу, в ходе которого проверяется таблица.

III. Усвоение новых знаний

Учитель: Наш организм обладает защитным механизмом – иммунитетом. Основную роль в этом играют элементы крови- лимфоциты. Кровь в организме человека течет по кровеносным сосудам. Ребята, какие органы обеспечивают непрерывность тока крови в нашем организме?

(Учащиеся называют сердце и кровеносные сосуды).

Учитель: Тема нашего урока «Строение и работа сердца»

(Звучит спокойная музыка. На экран проектируется слайд № 1)

Слайд №2. «Сердце»

Что такое сердце? Камень твердый?
Яблоко с багрово - красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего ему есть дело.
Э. Межелайтес

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о сердце.

Цель нашего урока: Рассмотреть положение сердца, особенности его строения и работы.

Учитель: Сердце человека почти не отличается по строению от сердца высших млекопитающих. Сейчас мы с вами посмотрим видеосюжет «Строение сердца». Вам в ходе просмотра необходимо найти ответы на следующие вопросы:

  • где расположено сердце?
  • какое строение имеет сердце?
  • какие приспособления в строении сердца обеспечивают движение крови в одном направлении?

После просмотра видеосюжета на экран проектируется крупным планом строение сердца.

Слайд № 3, 4. «Строение сердца»

Учитель сначала объясняет строение сердца, начиная с околосердечной сумки, отмечает форму и размеры сердца, сообщает последовательно о камерах, клапанах и сосудах, начинающихся и заканчивающихся в сердце.

В ходе объяснения учитель задает учащимся вопросы для устного ответа:

  • Почему сердце так называется?
  • Как называются сосуды, выходящие из сердца и входящие в сердце?
  • Какое значение имеет различие в толщине стенок правого и левого желудочков?
  • Почему створчатые клапаны не могут выворачиваться в сторону предсердий?

В связи с характеристикой сердечной мышцы учитель останавливаются на понятии «автоматия» сердца. Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Автоматия сердца – способность сердца самостоятельно ритмически сокращаться без внешних раздражений под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.

Учитель сообщает в занимательной форме факты о том, что сердце – самый работоспособный в мире двигатель.

Слайд № 5. «Факты из жизни»

Учитель: За 8,5 часа лыжного пробега сердце человека перекачивает из артериальной в венозную систему целую цистерну крови – 30 т., за сутки сердце человека перекачивает около 10 тыс. л. крови, а за 70 лет – 200 тыс. л.

Учитель: Почему сердце способно работать непрерывно в течение всей жизни?

В чем секрет его неутомимости и работоспособности?

(Учащиеся высказывают свои предположения.)

Слайд № 6. «Сердечный цикл»

Рассматриваются последовательность фаз, длительность фазы, в каком состоянии находятся клапаны сердца в каждой фазе цикла и обращает внимание учащихся на длительность каждой фазы. После анализа сердечного цикла учащимся предлагается сделать вывод о причинах неутомимости сердца.

(Учащиеся высказывают свои предположения)

Вывод: Половину времени жизни человека мышца сердца находится в расслабленном состоянии. (Вывод записывается в тетрадь)

Учитель: Но работа сердца, как хорошо известно из жизни, не остаётся постоянной. Потребность организма в кислороде все время меняется, и меняется работа сердца. Как же это происходит? Организуется практическая работа. Слайд № 7. «Работа сердца»

Учащиеся получают лист инструктажа практической работы.

Брунтов. Е.П. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека: Пособие для учителя- М: Просвещение.

Практическая работа

Тема: Работа сердца

Цель работы: с помощью формул научиться рассчитывать в джоулях работу своего сердца за 1 мин. в состоянии покоя и после физической нагрузки.

Примечание: для вычисления работы сердца можно воспользоваться следующей формулой:

Р = М х Д х С,

где

Р – работа сердца в джоулях;

М – масса крови = 0,07;

Д – давление крови в аорте = 2;

С – число сердцебиений за 1 минуту.

Ход работы: (учитель дает определение пульса, объясняет правила измерения пульса.)

  1. Измерьте пульс в состоянии покоя (проделайте это 3-4 раза и найдите среднее арифметическое). Результата зафиксируйте.
  2. Сделайте 15 приседаний в среднем темпе.
  3. Измерьте пульс после физической нагрузки. Результат зафиксируйте.
  4. Вычислите работу сердца, выполняемую в состоянии покоя и после физической нагрузки.

Учитель организует обсуждение результатов эксперимента. Учащиеся с помощью учителя формулируют вывод о влиянии физической нагрузки на частоту сердечных сокращений. Вывод записывают в тетрадь.

Слайд № 8. «Выводы»

IV. Проверка усвоения учащимися нового материала

Учитель проводит беседу по вопросу: В чем видна взаимосвязь строения и функций сердца?

Слайд № 9. «Задание»

Задание: установите соответствие между терминами и определением.

  1. Способность сердца ритмически сокращаться под влияние импульсов, возникающих в нем самом.
  2. Недостаток двигательной активности, вследствие чего слабеет сердечная мышца.
  3. Самая крупная артерия, идущая от сердца.
  4. Сокращение предсердий. 5. Общая пауза.

Термины:

А. Систола,
Б. Автоматия,
В. Гиподинамия,
Г. Диастола,
Д. Аорта

V. Подведение итогов урока.

Учитель сообщает учащимся домашнее задание: вычислить работу сердца, в положении лежа, сидя и просмотра телевизионной передачи; оформить результаты практической работы, подготовить параграф 17.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами говорили о самом важном органе нашего организма – сердце.

Слайд № 10. «Сердце – самый работоспособный двигатель»

Завершить наш разговор о сердце, хочется словами известной песни.

Сердце, тебе не хочется покоя!
Сердце, как хорошо на свете жить!
Сердце, как хорошо, что ты такое!
Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!