Цель: Познакомить с разнообразием систематических групп птиц, с разнообразием экологических групп птиц, с разнообразием птиц родного края.
Задачи:
- Сформировать знания современной систематики птиц;
- Сформировать понятия «экологические группы птиц» и их внешние отличия в связи с образом жизни;
- Знакомить с разнообразием птиц своей местности и воспитывать любовь к птицам родного края;
- Показать многообразие птиц, используя дополнительный материал, интересные факты для повышения мотивации изучения предмета;
- Формировать умение работать в группах, выступать публично.
Оборудование:
- Учебники;
- Презентация «Многообразие птиц»;
- Отрывки из фильма «Эволюция полета», ВВС
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение целей и задач урока
3. Подготовка к активному восприятию нового материала
- Просмотр первого фрагмента фильма.
- Птицы – самый многочисленный класс наземных позвоночных.
- Рекорды птичьего мира
- Самый выдающийся рекордсмен – африканский страус. Как минимум пять рекордов поставлены этим представителем мира пернатых.
- Самая маленькая птичка – колибри-шмель, обитающий на Кубе. Как можно догадаться, у колибри самое маленькое гнездо в птичьем мире – его размеры не превышают половинки грецкого ореха и самые крошечные яички.
- Самой крупной водоплавающей птицей является императорский пингвин.
- Самые длительные перелеты совершают полярные крачки.
- Лучшим «имитатором» среди птиц считается многоголосый пересмешник, обитающий в лесах на юге США.
4. Изучение нового материала
Эволюция птиц идет уже почти 199 млн. лет. Результатом эволюции является огромное разнообразие птиц, что отражено в современной систематике.
- Современная систематика птиц такова.
Класс ПТИЦЫ включает три надотряда: Пингвины, Страусовые и Типичные птицы.
- Схема в презентации.
Учащиеся заполняют схему в тетрадях.
- Выделяют экологические группы птиц по месту обитания, по способам питания и другие.
- Каждая группа привязана к своим местам обитания, использует свойственные им корма и имеет определенные приспособления к их добыванию.
Различают следующие экологические группы:
- Птицы парков и садов обитают возле жилья человека, уничтожая вредных насекомых. Это многочисленные представители отряда воробьиных: синицы, воробьи, ласточки, мухоловки, скворцы и др. Обычно это птицы мелких и средних размеров.
- Птицы лугов и полей гнездятся и кормятся на земле. Они объединяют представителей многих отрядов: жаворонков, трясогузок (отряды воробьиные), чибисов (отряд кулики), журавлей (отряд журавлеобразные), куропаток и перепелов (отряд куриные), коростелей (отряд пастушковые).
- Птицы болот и побережий добывают корм с поверхности земли, со дна или влажного грунта, в связи с чем у некоторых из них голенастые ноги и тонкие без перепонок пальцы (цапли и аисты - отряд аистообразные), у других имеются перепонки на ногах (лебеди, гуси, казарки, утки, чирки, нырки - отряд гусеобразные).
- Водоплавающие птицы, как показывает само название, способны плавать, а многие из них еще и ныряют. В связи с приспособлением к плаванию и нырянию у водоплавающих птиц есть перепонки между пальцами ног, а сами ноги отставлены далеко назад. По земле большинство водоплавающих передвигаются медленно и неуклюже. Оперение водоплавающих птиц предохраняется от намокания главным образом строением перьевого покрова. Плотное переплетение перьевых и пуховых бородок образует густой слой с водоотталкивающей наружной поверхностью. Кроме того, водонепроницаемости способствуют бесчисленные пузырьки воздуха, заключенные в тончайших полостях слоев оперения. Смазывание перьев выделениями копчиковой железы тоже имеет значение для защиты от воды: оно сохраняет естественную структуру, форму и эластичность перьев, образующих водонепроницаемый слой.
- Птицы пустынь и степей - обитатели обширных открытых пространств с разреженной растительностью. Здесь трудно найти укрытие, и потому многие птицы, живущие в степях и пустынях, имеют длинные ноги и шею. Это позволяет им далеко осматривать местность и заблаговременно видеть приближение хищников. Свой корм птицы степей и пустынь находят на земле, среди растительности. Им приходится много ходить в поисках пищи, и потому ноги этих птиц обычно хорошо развиты. Некоторые виды спасаются не улетая, а убегая от опасности.
- Птицы леса - самая многочисленная группа. У ее представителей существуют различные формы связи с лесной средой.
Различают 3 группы:
- а) Древесные птицы, лазающие по деревьям
- б) Группа лесных птиц, гнездящихся только на земле. Корм добывают и на земле и на деревьях.
- в) Группа лесных птиц. Гнездятся на деревьях или в зарослях кустарников, а добычу ловят в воздухе. Дневные и ночные хищники.
Работа учащихся в группах (по учебникам и доп. материалам) – каждая группа ищет характерные особенности одной из групп птиц – дневные хищные птицы и ночные хищные птицы
Проверка – по презентации
Заполнение таблицы.
Экологическая группа | Характерные особенности | Представители |
По презентации |
5. Закрепление нового материала
- Обобщение результатов работы учащихся по презентации
- Знаешь ли внешность и голоса птиц своей местности? (Работа по презентации)
6. Итог урока
Что вы узнали нового и интересного на уроке?
Что понравилось больше?
Что понравилось меньше или не понравилось?
Источники:
- Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/ под ред.В.М. Константинова, И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Графф, 2004.
- Мтериалы сайта http://zoo.rin.ru/