Цели урока:
- Обобщить знания обучающихся по теме данного урока, рационально сочетать разнообразные формы и методы на уроке, обеспечить оперативную обратную связь.
- Формировать у обучающихся положительные мотивы учебной деятельности, творческую инициативу и активность, самооценку, умение аргументировать свою точку зрения и умение вести рассуждение.
- Воспитывать нравственные качества у обучающихся: умение дружить, беречь дружбу.
Методы и приёмы обучения на уроке:
- репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) – интонационное выделение учителем логически важных моментов урока, сопровождение выводов приведением конкретных примеров, предъявление обучающимся текстов заданий, облегчающих понимание их смысла, намёк-подсказка, содержащая готовую информацию, задания учащимся на приведение собственных примеров
- частично-поисковый – наводящие вопросы обучающимся, помогающие выбору правильных путей решения задач, организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию вывода, задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности
- исследовательский – задания обучающимся на самостоятельное обобщение на основе собственных практических наблюдений, на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций, “ на соображение”
- проблемное изложение – интригующее начало урока, установка учителя на мысленное решение учениками различных заданий, выдвинутых в ходе изложения материала, предъявление обучающимся проблемных ситуаций и пути их разрешения
Формы организации обучения на уроке:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Средства активизации на уроке:
- поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию
- предоставить возможность для коллективного делового общения;
- способствовать созданию внутреннего комфорта;
- обеспечить формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развитие волевой сферы по достижению учебно-познавательных целей;
- использование компьютера.
Оборудование:
- мультимедиа-проектор;
- экран;
- ноутбук;
- конверты с заданиями для групповой работы.
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока (слайд 1).
II. Подготовка к основному этапу урока.
– Сегодня на уроке мне хочется вас чем-нибудь удивить и порадовать. У меня нет волшебной палочки, как у феи, но у меня есть сердце, которое умеет дружить с другими сердцами. (звучит 1 куплет песни “Если с другом вышел в путь …” в исполнении ребят) (Приложение 1)
III. Обобщение и систематизация имеющихся знаний.
1) – Как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока окружающего мира будет звучать так “Твои друзья” (слайд 2).
2) Стихотворение “Давайте будем дружить друг с другом”. И.Мазнин. Рассказывают мальчик и девочка. (Приложение 2)
Давайте будем
Дружить друг с другом.
Как птица – с небом,
Как поле с плугом.
Как ветер – с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!..
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица,
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!..
3) – А теперь я предлагаю поговорить на тему сегодняшнего урока.
- Как называют учеников, которые учатся в одном классе?
- Есть ли у вас друзья среди одноклассников?
- Где вы бываете вместе?
- С кем вы чаще всего общаетесь?
- Кого вы можете назвать своим другом?
(Друг – тот, кто ...) (Слайд 3)
4) – Любите ли вы ходить на дни рождения к своим друзьям?
- О чём вы думаете, когда выбираете подарок?
- Когда вы считаете, что этот день прошёл хорошо? Выберите ответ:
Было много вкусной еды
Играли в интересные игры
- Почему вы так считаете?
- Как вы думаете, всегда ли нужен повод, чтобы сделать подарок другу?
5) Стихотворение А.Барто “Требуется друг”. Читают две девочки. (Приложение 2)
- Все живут не тужат, а со мной не дружат,
Предлагаю Ильиной: “Ты дружи со мной одной”.
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита,
Подружусь я с Ильиной – стану знаменитой.
- Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: “Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать”.
А девчонка на дыбы! Говорит: “Молчала бы!”
Не вставать же на колени уговаривать подруг,
Напишу я объявленье: “Срочно требуется друг!”
– Почему с девочкой никто не хотел дружить?
– Что бы вы ей посоветовали?
– Можно ли заставить насильно дружить?
6) Итог – Мой друг …
– Какими же качествами должен обладать настоящий друг? (слайд 4)
7) – Наш народ в своей речи употребляет очень много крылатых выражений о дружбе, о друзьях. Давайте попробуем их объяснить. (слайд 5)
8) – А сейчас мы с Сашей Страховым предлагаем послушать стихотворение Михаила Пляцковского “Поеду к бабушке в деревню”.
– Послушайте его и скажите: “О каких друзьях говорится в этом стихотворении?” Читает ученик. (Приложение 2)
Поеду к бабушке в деревню,
Там ждут меня друзья-луга,
Там ждут меня друзья-деревья,
Друзья-цветы, друзья-стога.
Поеду в гости я к туманам,
Воды колодезной напьюсь.
И по мосточкам деревянным
Со скрипом медленно пройдусь.
Поеду к бабушке в деревню-
Она не очень далеко.
Там ждёт клубничное варенье,
Там ждёт парное молоко.
Сбегу со старого крылечка,
Помчусь по травам босиком
Туда, где ждёт девчонка Речка
Меня за ближним бугорком!
– О каких друзьях говорится в этом стихотворении?
– А есть ли у вас такие друзья?
– А где можно наблюдать за такой дружбой? Звучит песня “Дружба”. (Приложение 3)
IV. Закрепление знаний и способов действий. Конверты с пословицами. (Приложение 4)
1) Работа в группах.
Дети получают конверты, в конвертах пословицы о дружбе. Надо собрать пословицу из отдельных частей и объяснить свою пословицу (выберите человека, кто будет объяснять) (слайд 6).
1 гр. Старый друг – лучше новых двух.
2 гр. Друг познаётся – в беде.
3 гр. Нет лучшего дружка – чем родная матушка.
4 гр. Без друга – на душе вьюга.
5 гр. Новых друзей заводи – старых береги
– Какие пословицы не встретились при выполнении задания в конверте?
2) Работа в группах продолжается.
Дети получают конверты, в конвертах описание проблемной ситуации. Обсудить данную ситуацию в группе и прокомментировать её. (Приложение 4)
1 гр. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Ваши действия (слайд 7).
2 гр.Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе с ним дружить. Ваши действия (слайд 8).
3 гр. Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Ваши действия (слайд 9).
4 гр. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать. Ваши действия (слайд 10).
5 гр. Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду. Ваши действия (слайд 11).
V. Подведение итогов урока.
1) – А знаете ли вы, что 9 июня – международный день друзей? В это день друзья всего мира поздравляют друг друга с праздником. (слайд 12)
2) – Давайте же мы сейчас выйдем и образуем круг. Посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся и скажем пожелание своему однокласснику, каким он должен быть для своего друга (по одному качеству). (Взялись за руки или обнялись, все вместе поём песню “Ты да я, да мы с тобой”). Фонограмма “Ты да я, да мы с тобой”. (Приложение 5)
VI. Информация о домашнем задании (слайд 13).
– Я предлагаю вам написать письмо другу. Письмо можно написать любому однокласснику с предложениями о дружбе. В классе можно зачитать (по желанию) или просто передать этому человеку письмо. Стр. 48 (учебник)
– Наш урок окончен. Всего вам доброго! Хороших вам друзей! (слайд 14).