Цель: повысить эффективность образовательного процесса с использованием ИКТ технологий и обеспечить вхождение обучающихся в информационное общество.
Задачи:
- способствовать овладению навыками работы с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
- способствовать эффективному применению информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности;
- научить ориентации в информационном пространстве, работе с распространенными автоматизированными информационными системами;
- способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитывать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- способствовать развитию навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Ее актуальность в том, что в настоящее время информация, информационные процессы и технологии являются важнейшими составляющими жизни человека, что определяет становление информационного общества. Формируется новый информационный образ жизни, где практически все ее стороны в значительной степени пронизываются информационной деятельностью человека, базирующейся на современных информационных технологиях, а значит, изменяется и сам человек - его потребности, интересы, взгляды, ценностные установки. На современном этапе информатизации образования обострились проблемы, связанные с неготовностью большого числа учителей к использованию информационных технологий для обеспечения развития субъектности школьников при гуманизации и личностной ориентации учебно-воспитательного процесса.
В преподавании предмета я использую эмоционально-методический стиль (ЭМС). Я ориентируюсь на процесс и результаты обучения, планирую учебно-воспитательный процесс согласно требованиям современного образования, поэтапно отрабатываю весь учебный материал, внимательно слежу за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых). Во время урока часто меняю виды работы, практикую коллективные виды. При отработке учебного материала стремлюсь активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями моего предмета.
Я активно пропагандирую и передаю свой педагогический опыт использования информационно-коммуникационных технологий на уроках, во внеурочной и воспитательной работе среди учителей школы. В 2007-2008 учебном году совместно с коллегами школы были проведены мастер-классы по применению ИКТ на уроках начальной школы и математики. Для мастер-класса по русскому языку по теме "Правило корня" мною был подготовлен компьютерный тренажер на основе программного комплекса "Роботландия", при помощи которого дети закрепили полученные знания на уроке. Для проведения мастер-класса по геометрии для 9 класса совместно с учителем математики была создана мультимедийная презентация "Введение в стереометрию". О проведенных занятиях я получила хорошие отзывы по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках. В дальнейшем учителя, участвовавшие в представленных уроках, активно используют компьютерные технологии в своей педагогической и образовательной деятельности. Для обобщения данного опыта работы в 2008/2009 году выступала на педагогическом совете школы с докладом "Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе". Я являлась школьным куратором городского конкурса "Лучший учитель предметник, использующий ИКТ", проходившем в МЭСИ, в котором участвовали учителя моей школы. В составе творческой группы с учителем биологии и математики я участвовала в конкурсе на лучшую методическую разработку мультимедийного урока.
Неоднократно выступая на заседаниях школьного методического объединения учителей информатики и математики с творческими отчетами, делюсь опытом работы. Мною систематизирована база учебно-методической литературы и информационных носителей школы.
Мною оказывается методическая помощь учителям и учащимся в освоении информационных компетентностей и информационно-коммуникационных технологий.
Для поддержания творческой среды, обеспечиваю возможность самореализации учащихся школы - в школе с моим участием разработан план участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах, ученических конференциях и семинарах различного уровня, отрабатываются механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио) для поступления в вузы.
Своим опытом и достижениями делюсь с коллегами школы и города. В 2005 году выступала на областных курсах повышения квалификации в Ярославском институте развития образования "Обмен опытом по преподаванию темы "Методика преподавания текстового редактора" в курсе информатики".
В 2007 году, являясь участником районного фестиваля "Лучший классный руководитель", выступала с самопрезентацией своей воспитательной работы. В 2007 году участвовала в Фестивале педагогических идей "Открой себя", имею свидетельство вкладчика банка научно-педагогической информации муниципальной системы г. Ярославля.
В 2008 году выступала на Городской практической конференции в рамках ежегодной акции "Педагогический марафон" для директоров школ, учителей естественно-математического цикла "Использование малых средств информатизации в учебном процессе". В 2008 году я провела курсы повышения квалификации (1 этап) "Основы работы на персональном компьютере" для учителей начальных классов города.
В 2008-2009 году мною был организован и проведен городской семинар "Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ". Выступала на городском семинаре учителей экономики с докладом "Использование ИКТ на уроках экономики". В текущем году участвовала в городском семинаре "Опыт и перспективы использования современных средств ИКТ в преподавании экономики" в рамках ежегодной акции "Педагогический марафон".
Для активизации познавательной деятельности обучающихся по информатике и ИКТ созданы и апробированы различные интеллектуальные игры, а именно методическая разработка внеклассного мероприятия "Своя игра" по теме "Алгебра логики" для учащихся 9 класса" в 2009 году опубликована на сайте Всероссийского фестиваля педагогических идей "Открытый урок" Издательского дома "Первое сентября".
В 2007-2008 г. я прошла обучение на курсах о применении малых средств информационных технологий для повышения эффективности и качества обучения предметам естественно-математического цикла. По результатам данного обучения выступила на Городской практической конференции "Использование МСИ в учебном процессе" в рамках ежегодной акции "Педагогический марафон" для директоров школ, учителей естественно-математического цикла с докладом "Применение МСИ в преподавании темы "Коммуникационные и мультимедиа технологии".
В 2009 году в составе творческих групп, совместно с учителями биологии и математики, приняла участие во Всероссийском Интернет-конкурсе "Мультимедиа урок в современной школе", с методическими разработками "Теорема Пифагора" и "Класс земноводных или Амфибии" для учащихся 8 и 7 классов, которые опубликованы на сайте факультета "Реформа образования" Образовательного портала Мой университет по адресу www.edu-reforma.ru.
Информатика является динамичной наукой, наверно можно сказать, что это самая динамичная наука, изучаемая в средней школе в настоящее время и поэтому моя методическая система будет постоянно меняться и обновляться с новыми требованиями современного образования. Главный результат моей методической системы - это включение обучающихся в разнообразные виды творческой деятельности, развивающей организационные, рефлексивные и коммуникативные способности. Обучающиеся умеют планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а главное самостоятельно достигать намеченного результата, вступая в различные коммуникации. Выпускники школы успешны в жизни и готовы решать любые жизненные проблемы.