По словам В.Ф.Шаталова, “сегодня основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовывать процесс познания; создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучить”. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностные отношения.
На уроках информатики я использую игровые технологии и при изучении нового материала, но чаще на уроках обобщающего повторения.
Примером игровой деятельности на уроках в 10-м информационном классе является серия уроков “Один день работы детективного агентства “Шерлок Холмс”” (сюжетная ролевая игра)
- уроки основываются на свободном творчестве и самодеятельности учащихся;
- цели достижимые; а оформление красочное, разнообразное;
- конец игры результативный, четкий, краткий по времени, яркий эмоциональный.
- вывод в конце игры – работая над одним общим делом, важен вклад каждого человека: по работе одного сотрудника – можно судить о работе всего агентства и наоборот.
Вашему вниманию предлагаются сценарии и презентации двух игровых уроков:
1 урок Решение логических задач (Раздел программы: основы алгебры логики)
Сценарий урока – Приложение 1.
Презентация к уроку – Презентация 1.
2 урок Вложенные циклы, решение логических задач. (Раздел программы: программирование).
Сценарий урока – Приложение 2.
Презентации к уроку – Презентация 2, Презентация 3.
Игровые технологии также могут использоваться и для контроля знаний и умений, полученных ребятами при изучении какой-либо темы. Например, при изучении темы “Основы языка гипертекстовой разметки документов HTML” в 10-м классе.
Ход урока
1. Приветствие. Постановка цели урока.
Перед группой класса ставится одна общая цель – написание сайта для заказчика на тему “Томск – исторический”. За основу сайта заказчик предлагает презентацию на эту тему. (В роли заказчика выступает учитель). Временной интервал – 90 минут. Понятно, что выполнить заказ можно только разбившись на подгруппы.
2. Формирование 6-7 групп.
У каждой группы свое задание.
1 группа – разработка структуры сайта; 2 группа – создание таблицы стилей;
3 группа – создание лицевой странички; 4 группа – создание странички “ВУЗы города”;
5 группа – создание странички “Церкви города”; 6 группа – создание странички “Деревянное зодчество”;7 группа – создание странички “Авторы”
3. Выработка структуры сайта и стиля оформления представителями всех групп.
Объединение первых представителей групп в одну, для выработки структуры сайта и названия отдельных файлов сайта.
Объединение вторых представителей групп в одну, для выработки стиля оформления сайта.
4. Работа в группах. (гимнастика для глаз)
5. Передача своих страниц по сети представителям 1 группы. Сбор сайта.
6. Просмотр и защита сайта “Томск – исторический”. Анализ ошибок. Рефлексия учащихся, осознание важности работы каждого человека группы (сказка “Репка”)
7. Домашнее задание. Предложить учащимся объединиться в группы по 2 человека, выбрать тему для создания нового сайта по любой тематике, собрать для него информацию к следующему уроку.
“Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться”, – писал выдающийся педагог XX века В.А. Сухомлинский. А для того, чтобы пробудить в ученике желание узнавать новое, вовлечь в познавательную деятельность, необходимо: приближать изучаемый материал к жизни ученика, использовать необычные игровые формы уроков, внеклассные мероприятия.