Папортниковидные

Разделы: Биология, Экология


Пояснительная записка

План урока составлен с учётом содержания программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138с.// и учебника В. Б. Захаров, Н. И. Сонин  «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006. – 272с. Урок из раздела «Царство Растения» по теме «Отдел Папоротниковидные» проводиться в I четверти, первая вторая неделя октября, предусматривая обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, 68 часов в год.

Сценарий урока для учащихся 7 класса наполняемость 15 человек, возрастной состав 12-13 лет. С учётом активности класса в уроке предусмотрена групповая работа. Практическая деятельность на уроке способствует развитие познавательного интереса учащихся.

Создавая условия для формирования исследовательских умений, экспериментальных умений учащихся через включение их в учебное исследование, основанное на изучении папоротников, произрастающих в кабинете биологии. Содержание урока самостоятельная работа исследование 25 минут. Предлагалось разбиться на группы по три человека и выяснить, есть ли среди предложенных растений папоротники. Для этого, выбранные для определения растения учащиеся поставили  на свои столы. Далее работа продолжалась по инструктивным карточкам.

Цель: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся через включение их в учебное исследование.

Задачи:

  • Образовательные:
    • изучить особенности отдела Папаратниковидные растения;
    • сформировать навыки работы с учебным и раздаточным материалом;
    • организовать учебное исследование – определение живых растений по отдельным характерным внешним признакам;
    • ознакомить с условиями и особенностями выращивания папоротников в помещении школы.
  • Развивающие:
    • развить мыслительные операции: память через работу с понятиями, мышление через проблемные вопросы, внимание через использование интересного занимательного материала;
    • развить качество личности: наблюдательность, самостоятельность.
  • Воспитательные:
    • трудовое воспитание через работу в тетрадях; совершенствовать навыки работы с живыми объектами.

Методы: проблемно-поисковая фронтальная беседа, самостоятельная работа;

Оборудование: живые растения (адиантум, асплениум, давалия, нефролепис, птерис, туя, араукария, толстянка, фиалки, розан); самодельный дидактический материал (задания для групп, листы бумаги, магнитная доска, названия частей растения и отделов растений на карточках); слайд: фото щитовника мужского и места произрастания в нашей местности.

В уроке предусмотрены  следующие этапы:

I. Оргмомент

II. Проверка и оценка знаний (актуализация знаний).

III. Изучение нового материала.

– Самостоятельная работа: исследование (25 минут).
– Работа с информационным источником – Интернет

IV. Закрепление.

V. Домашнее задание.

VI. Обобщение.

Сценарий урока по теме: Отдел Папоротниковидные

ХОД ЗАНЯТИЯ

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Оргмомент

II. Проверка и оценка знаний (актуализация знаний)

Природа нашей Родины прекрасна и разнообразна. Много красивых и редких растений произрастает и у нас. Уезжая в другие, более теплые, а иногда и более экзотические края, мы стараемся привезти частичку того удивительного растительного мира, который мы увидели. Этими растениями хочется любоваться и выращивать их дома. Такая возможность бывает не всегда, так как некоторые растения требуют особых условий выращивания. В нашем зимнем саду созданы как раз такие условия, при которых возникает возможность для выращивания и содержания многих редких растений.
Перед вами на столах несколько растений.
– Определите, к каким отделам царства растений они относятся. Почему вы так считаете?
– По каким признакам мы определяем, к какому Отделу относится растение?
– Что нам необходимо знать?
Мы можем определить органы у растений. Посмотрите на ваши растения и перечислите, какие вы видите органы. Вспомним способы размножения растений, назовите, какие вы знаете.
Цветок у покрытосеменных растений – орган размножения.
А слышали вы о волшебных цветках? Они встречаются в народных сказках и обладают чудесными свойствами.
Есть еще один удивительный цветок, который по преданию расцветает только один раз, в ночь на праздник Ивана Купала. Тот, кто найдет этот цветок, будет понимать язык зверей и птиц, откроются ему клады, зарытые в землю.
Много людей искали этот волшебный цветок, но не нашли. Почему, как вы думаете? Какое растение искали люди?
Когда мы изучали с вами признаки папоротникообразных, мы упоминали способы размножения этих растений. Кто мне напомнит эти способы?
Папоротники – большая группа растений, населяющие нашу Землю уже более 350 млн. лет. Обитают в тенистых и влажных местах. По внешнему виду они очень разнообразны, особенно в тропических лесах, где встречается большое количество видов лиан, травянистых и древовидных растений. Некоторые растения выращиваются как декоративные комнатные растения.
Физминутка.

Теперь предлагаю немного подвигаться и вспомнить признаки растений, которые мы изучили. Я буду называть признак, если он относится к водорослям, то вы поднимаете руки, если ко мхам, то подпрыгиваете, договорились?
Называет несколько признаков изученных отделов.
Спасибо, теперь приступим к следующему этапу нашего занятия.

 

 

 

Слушают учителя, дополняют

 

 

Отвечают на вопросы, работая с живыми растениями.

 

 

Вспоминают сказки с волшебными цветами “Цветик-семицветик”, “Аленький цветочек”.

 

 

Слушают учителя, отвечают на вопросы

 

 

 

Выполняют  предложенные движения.

III. Изучение нового материала

– Самостоятельная работа: исследование  (25 минут)

Предлагаю разбиться на группы по три человека и выяснить, есть ли среди предложенных вам растений папоротники.
Для этого, выбранные вами для определения растения поставьте на свои столы, возьмите задания. На столах есть инструктивная карточка №1 с описанием отличительных внешних признаков папоротников, рабочий лист и инструктивная карточка №2 с порядком работы в группе. На карточке №1 перечислены три основных внешних признака папоротников, которые вы можете использовать во время их определения:

  • крупные рассеченные или цельные листья, отходящие от укороченного стебля;
  • молодые побеги закручены в виде “улитки”;
  • на нижней стороне листа есть сорусы – органы, в которых образуются споры, в виде коричневых мелких пятнышек.

Вам необходимо заполнить таблицу, где надо отметить эти признаки у тех растений, которые вы определяете. В первую колонку вы записываете название растения, которое прикреплено к горшку. В колонке с указанием признаков отмечаете знаком «+» наличие, или знаком «–»  отсутствие признака.

 

 

Делятся на группы, работают по инструктивной карточки №1
Инструктивная карточка №1
Основные внешние признаки для определения папоротников на живых объектах растений зимнего сада.

  • Крупные, рассеченные (или цельные) листья, отходящие от укороченного подземного стебля. Листья подразделяются на фотосинтезирующие и спороносные.
  • Молодые побеги закручены в виде “улитки” спирально и покрыты множеством чешуек, защищающих их от высыхания.

3. На спороносных листьях образуются сорусы – специальные органы размножения, которые в виде коричневых пятнышек можно увидеть на нижней стороне листа.

Работают в группах, заполняют таблицу в рабочем листе

Рабочий лист

Признаки Листья отходят от подземного стебля Лист цельный Лист рассеченный Есть сорусы с нижней стороны листа Молодые побеги имеют вид “улитки”
Название растения          
IV. Закрепление

Регулирует выступление групп.

 

Группы отчитываются по предложенному плану на карточке №2.
Инструктивная карточка №2
Порядок работы группы № __
1. Распределите роли в группе:
2. Заполните таблицу с целью определения растения.
В первую колонку запишите название растения, наклеенное на цветочном горшке. В строках отмечайте знаком “+”наличие признака или “ –” отсутствие признака.
3. По окончании работы и заполнении таблицы, капитан отчитывается по предложенному плану:
Наша группа считает, что растение, название которого …, относится к папоротникам, потому что нами были выявлены следующие основные внешние признаки:
а) молодые побеги свернуты в виде “улитки” (показать на живом объекте);
б) листья растут от подземного стебля (показать на живом объекте);
в) сорусы, в которых образуются споры, находятся на нижней стороне листа (показать на живом объекте).
В отчете можно назвать несколько растений, если у них выявлены все или хотя бы два основных признака.
Во время отчета вы можете проиллюстрировать ваше выступление рисунком того растения, которое, по вашему мнению, является папоротником.

Давайте познакомимся с представителем редкими и исчезающими видами отдела папоротниковидные.
Обратите особое внимание на щитовник мужской, занесенный в Красной книги Красноярского края, который произрастает в нашей местности.
Работают в Интернете по предложенным ссылкам, знакомятся с редкими и исчезающими видами отдела папоротниковидные.
V. Домашнее задание: задание к немому рисунку с. 67 учебника Записывают домашнее задание
VI. Обобщение

Итак, что интересного было для вас сегодня на занятии? Что было трудно в исследовании? Смогли ли вы убедиться, что есть папоротники по внешнему строению не похожие на те, которые мы изучали или видели в природе?
Найдите эти растения по тем признакам, которые мы уже умеем определять. Какие это признаки?

 

Отвечают на вопросы, дополняют ответы одноклассников.