Пояснительная записка
План урока составлен с учётом содержания программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138с.// и учебника В. Б. Захаров, Н. И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006. – 272с. Урок из раздела «Царство Растения» по теме «Отдел Папоротниковидные» проводиться в I четверти, первая вторая неделя октября, предусматривая обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, 68 часов в год.
Сценарий урока для учащихся 7 класса наполняемость 15 человек, возрастной состав 12-13 лет. С учётом активности класса в уроке предусмотрена групповая работа. Практическая деятельность на уроке способствует развитие познавательного интереса учащихся.
Создавая условия для формирования исследовательских умений, экспериментальных умений учащихся через включение их в учебное исследование, основанное на изучении папоротников, произрастающих в кабинете биологии. Содержание урока самостоятельная работа исследование 25 минут. Предлагалось разбиться на группы по три человека и выяснить, есть ли среди предложенных растений папоротники. Для этого, выбранные для определения растения учащиеся поставили на свои столы. Далее работа продолжалась по инструктивным карточкам.
Цель: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся через включение их в учебное исследование.
Задачи:
- Образовательные:
- изучить особенности отдела Папаратниковидные растения;
- сформировать навыки работы с учебным и раздаточным материалом;
- организовать учебное исследование – определение живых растений по отдельным характерным внешним признакам;
- ознакомить с условиями и особенностями выращивания папоротников в помещении школы.
- Развивающие:
- развить мыслительные операции: память через работу с понятиями, мышление через проблемные вопросы, внимание через использование интересного занимательного материала;
- развить качество личности: наблюдательность, самостоятельность.
- Воспитательные:
- трудовое воспитание через работу в тетрадях; совершенствовать навыки работы с живыми объектами.
Методы: проблемно-поисковая фронтальная беседа, самостоятельная работа;
Оборудование: живые растения (адиантум, асплениум, давалия, нефролепис, птерис, туя, араукария, толстянка, фиалки, розан); самодельный дидактический материал (задания для групп, листы бумаги, магнитная доска, названия частей растения и отделов растений на карточках); слайд: фото щитовника мужского и места произрастания в нашей местности.
В уроке предусмотрены следующие этапы:
I. Оргмомент
II. Проверка и оценка знаний (актуализация знаний).
III. Изучение нового материала.
– Самостоятельная работа: исследование (25
минут).
– Работа с информационным источником – Интернет
IV. Закрепление.
V. Домашнее задание.
VI. Обобщение.
Сценарий урока по теме: Отдел Папоротниковидные
ХОД ЗАНЯТИЯ
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
||||||||||||
I. Оргмомент II. Проверка и оценка знаний (актуализация знаний) Природа нашей Родины прекрасна и разнообразна.
Много красивых и редких растений произрастает и
у нас. Уезжая в другие, более теплые, а иногда и
более экзотические края, мы стараемся привезти
частичку того удивительного растительного мира,
который мы увидели. Этими растениями хочется
любоваться и выращивать их дома. Такая
возможность бывает не всегда, так как некоторые
растения требуют особых условий выращивания. В
нашем зимнем саду созданы как раз такие условия,
при которых возникает возможность для
выращивания и содержания многих редких растений. Теперь предлагаю немного подвигаться и
вспомнить признаки растений, которые мы изучили.
Я буду называть признак, если он относится к
водорослям, то вы поднимаете руки, если ко мхам,
то подпрыгиваете, договорились? |
Слушают учителя, дополняют
Отвечают на вопросы, работая с живыми растениями.
Вспоминают сказки с волшебными цветами “Цветик-семицветик”, “Аленький цветочек”.
Слушают учителя, отвечают на вопросы
Выполняют предложенные движения. |
||||||||||||
III. Изучение нового материала – Самостоятельная работа: исследование (25 минут) Предлагаю разбиться на группы по три человека и
выяснить, есть ли среди предложенных вам
растений папоротники.
Вам необходимо заполнить таблицу, где надо отметить эти признаки у тех растений, которые вы определяете. В первую колонку вы записываете название растения, которое прикреплено к горшку. В колонке с указанием признаков отмечаете знаком «+» наличие, или знаком «–» отсутствие признака. |
Делятся на группы, работают по инструктивной
карточки №1
3. На спороносных листьях образуются сорусы – специальные органы размножения, которые в виде коричневых пятнышек можно увидеть на нижней стороне листа. Работают в группах, заполняют таблицу в рабочем листе Рабочий лист
|
||||||||||||
IV. Закрепление Регулирует выступление групп. |
Группы отчитываются по
предложенному плану на карточке №2. |
||||||||||||
Давайте познакомимся с представителем
редкими и исчезающими видами отдела
папоротниковидные. Обратите особое внимание на щитовник мужской, занесенный в Красной книги Красноярского края, который произрастает в нашей местности. |
Работают в Интернете по предложенным ссылкам, знакомятся с редкими и исчезающими видами отдела папоротниковидные. | ||||||||||||
V. Домашнее задание: задание к немому рисунку с. 67 учебника | Записывают домашнее задание | ||||||||||||
VI. Обобщение Итак, что
интересного было для вас сегодня на занятии? Что
было трудно в исследовании? Смогли ли вы
убедиться, что есть папоротники по внешнему
строению не похожие на те, которые мы изучали или
видели в природе? |
Отвечают на вопросы, дополняют ответы одноклассников. |