Законы физики в профессиях. Элективный курс. 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Целью данного элективного курса является развитие профессионального интереса к профессиям, в которых используются законы физики, углубление и расширение знаний полученных на уроках физики. Дальнейшее использование знаний в будущей профессии. Привитие навыков более углубленного понимания рассматриваемых явлений, желания изучать предмет с использованием дополнительной литературы, умения извлекать информацию по данной профессии. Занятия по данному курсу помогут развитию кругозора школьника относительно рынка труда, развитию и совершенствованию его личности и интеллекта, поможет стать более уверенным в своих знаниях по данному вопросу и почувствовать свою значимость в современном мире.

Более подробно будут рассмотрены исторические факты развития отдельных областей промышленности и их современное развитие, примеры иллюстрирующие практическое использование законов физики в конкретных технических установках, многочисленные примеры об увлекательном мире техники, основанном на механических, электромагнитных, аэро- и гидростатических закономерностях; примеры того как законы механики, электродинамики, аэро- и гидростатики используются в технике прошлого и настоящего.

Самостоятельная работа с материалом, который поможет найти сведения о данной профессии поможет школьнику представить себе данную профессию.

Решению многих практических задач с помощью математики, информатики, законов механики, аэро- и гидростатики посвящен этот курс, поскольку бесконечное разнообразие современной техники и появление новых, все более и более сложных и совершенных машин и техники является причиной подготовки знающего, компетентного, профессионального, умеющего находить нужные решения в нестандартных ситуациях, логически мыслящего технического персонала, тем более когда речь идет о военной технике и транспортных средствах.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

  • В программу включены следующие разделы:
  • Аэростатика и гидростатика.
  • Основные законы электродинамики.
  • Методика преподавания уроков физики.
  • Методика составления программ для ЭВМ на одном из языков программирования.

Содержание программы по разделам:

Основные цели раздела - рассмотреть условия плавания тел, плавание не сплошных тел, устойчивость плавания кораблей, распределение атмосферного давления по высоте, воздушные шары и дирижабли, применение сжатого воздуха в технике. Профессии судостроитель и инженер по организации воздушного движения.

знать

  • понятие давления;
  • условия плавания тел;
  • условия плавания судов;
  • принцип построения корабля;
  • давление газов;
  • принцип построения летательных аппаратов;
  • историю развития профессий судостроитель и инженер по организации воздушного движения;
  • закон Бернули.

уметь

  • рассчитывать давление;
  • рассчитывать давление на разных высотах;
  • рассчитывать грузоподъемность корабля и воздушного шара;
  • сделать чертеж простого корабля и самолета;
  • начертить план движения самолетов в воздухе.

Основные цели раздела - рассмотреть основные принципы построения электрических схем, законы постоянного и переменного электрического тока, передачу информации на расстояние, разработку и аппаратное строение радиоприемника и компьютера. Познакомиться с профессиями: техник-электрик радио- и электронной аппаратуры; инженер автоматизированных систем обработки информации и управления.

знать

  • параллельное и последовательное соединения;
  • законы Ома для полной и для участка цепи;
  • законы Кирхгофа;
  • модуляция и детектирование;
  • колебательный контур;
  • диапазоны длин волн.

уметь

  • рассчитывать сопротивление, напряжение, силу тока в цепи;
  • применять расчеты для построения электрической цепи;
  • собрать простой радиоприемник;
  • начертить схемы простейших устройств.

Основные цели раздела - познакомить учащихся с профессией учитель. Рассмотреть основные принципы педагогического мастерства. Привить интерес к данной профессии.

знать

  • основы педагогики;
  • специфику педагогической профессии;
  • основы физиологии;
  • выдающихся педагогов прошлого и современности.

уметь

  • составлять поурочный план;
  • провести урок в классе;
  • составлять вснеклассное мероприятие для класса.

Основные цели раздела - рассмотреть: алгоритм и его свойства, блок-схему алгоритма, запись алгоритмов на одном из языков программирования, составление программ по физическим задачам. Познакомиться с профессией программист.

знать

  • алгоритм;
  • циклический алгоритм;
  • основные команды на языке программирования;
  • принцип построения программ для ЭВМ.

уметь

  • составлять блок-схему алгоритма;
  • составлять программы к физическим задачам.

"Законы физики в профессиях" 17 часов

Тема занятий Дата Примечания
1 Эксплуатация воздушных судов. Инженер по организации воздушного движения.    
2 История создания судов. Профессия судостроитель.    
3 Решение задач по механике.    
4 Принцип построения судов. Сделать простейший чертеж корабля и самолета.    
5 Экскурсия в Краснодарский военный авиационный институт.    
6 Радиоаппаратостроение. Техник-электрик радио- и электронной аппаратуры.    
7 Инженер автоматизированных систем обработки информации и управления.    
8 Профессия программист.    
9 Составление мини-программ и реализация их на компьютере.    
10 Составление схемы электрической цепи и ее запуск. Сборка простого радиоприемника.    
11 Знакомство с аппаратным устройством компьютера. ОЗУ и ПЗУ.    
12 Экскурсия в Краснодарский колледж электронного приборостроения.    
13 Учитель физики.    
14 Составление плана-конспекта урока. Профессиональная игра "Педагог".    
15 Самостоятельная работа над проектами.    
16 Самостоятельная работа над проектами.    
17 Конференция. Защита рефератов.    

ЛЕКЦИОННЫЙ БЛОК.

Включает знакомство с известными профессиями, в которых используются законы физики. Эти профессии известны в стране и необходимы в промышленности. Большое внимание будет уделено таким вопросам как:

  • скорость полета самолетов;
  • программное обеспечение компьютера;
  • принципы построения радио- и электронной аппаратуры;
  • средства защиты информации;
  • подводный флот;
  • надводный флот;
  • плавание судов.

В лекционный блок включены вопросы о разработке новых производственных технологий и совершенствования существующих, правила технического обслуживания и эксплуатации технических средств; увеличение КПД различных видов техники и решение экологических проблем. Также уделяется внимание истории развития технических средств.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Посвящена решению качественных, вычислительных задач, условия которых приближены к реальным техническим устройствам и содержит реальные технические характеристики этих устройств; задачи , условия которых предполагают использование справочных материалов и знания основ химии, электродинамики, механики, аэростатики, гидростатики, информатики, математики и основ программирования.

ЭКСКУРСИЯ.

Проведение экскурсии планируется в г.Краснодаре в колледж электронного приборостроения и Краснодарский военный авиационный институт. Где ребята смогут познакомиться с некоторыми профессиями, связанными с физикой. В качестве консультантов выступают преподаватели отделений учебных заведений. Ключевыми являются вопросы об использовании законов физики в профессиях, о современной авиатехнике и радиотехнике, а также о положительных и отрицательных сторонах их профессиональной деятельности.

Завершается элективный курс проведением научной конференции, включая защиту рефератов по рассматриваемой теме с использованием, как теоретического, так и практического его применения.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. С.М.Мусский "100 великих чудес техники", Москва "ВЕЧЕ" 2003 г.
  2. К.В.Рыжов "100 великих изобретений", Москва "ВЕЧЕ" 2004 г.
  3. В.С. Кулибанов, А.И. Чистобаев "Ленинград", Москва "Мысль" 1990г.
  4. Н.Д. Угринович "Информатика и информационные технологии" Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний.
  5. Л.З. Шауцукова "Информатика", Москва "Просвещение" 2004 г.
  6. М.П. Лапчик "Вычисления. Алгоритмизация. Программирование", Москва "Просвещение" 1988 г.
  7. Б. Сойер, Д.Л. Фостер "Программирование экспертных систем на Паскале", Москва "Финансы и статистика" 1990 г.
  8. Справочник "Вузы, колледжи, техникумы, курсы" г. Краснодар 2004г.
  9. А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер Возрастная физиология и школьная гигиена", Москва "Просвещение" 1990 г.