ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Целью данного элективного курса является развитие профессионального интереса к профессиям, в которых используются законы физики, углубление и расширение знаний полученных на уроках физики. Дальнейшее использование знаний в будущей профессии. Привитие навыков более углубленного понимания рассматриваемых явлений, желания изучать предмет с использованием дополнительной литературы, умения извлекать информацию по данной профессии. Занятия по данному курсу помогут развитию кругозора школьника относительно рынка труда, развитию и совершенствованию его личности и интеллекта, поможет стать более уверенным в своих знаниях по данному вопросу и почувствовать свою значимость в современном мире.
Более подробно будут рассмотрены исторические факты развития отдельных областей промышленности и их современное развитие, примеры иллюстрирующие практическое использование законов физики в конкретных технических установках, многочисленные примеры об увлекательном мире техники, основанном на механических, электромагнитных, аэро- и гидростатических закономерностях; примеры того как законы механики, электродинамики, аэро- и гидростатики используются в технике прошлого и настоящего.
Самостоятельная работа с материалом, который поможет найти сведения о данной профессии поможет школьнику представить себе данную профессию.
Решению многих практических задач с помощью математики, информатики, законов механики, аэро- и гидростатики посвящен этот курс, поскольку бесконечное разнообразие современной техники и появление новых, все более и более сложных и совершенных машин и техники является причиной подготовки знающего, компетентного, профессионального, умеющего находить нужные решения в нестандартных ситуациях, логически мыслящего технического персонала, тем более когда речь идет о военной технике и транспортных средствах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
- В программу включены следующие разделы:
- Аэростатика и гидростатика.
- Основные законы электродинамики.
- Методика преподавания уроков физики.
- Методика составления программ для ЭВМ на одном из языков программирования.
Содержание программы по разделам:
Основные цели раздела - рассмотреть условия плавания тел, плавание не сплошных тел, устойчивость плавания кораблей, распределение атмосферного давления по высоте, воздушные шары и дирижабли, применение сжатого воздуха в технике. Профессии судостроитель и инженер по организации воздушного движения.
знать
- понятие давления;
- условия плавания тел;
- условия плавания судов;
- принцип построения корабля;
- давление газов;
- принцип построения летательных аппаратов;
- историю развития профессий судостроитель и инженер по организации воздушного движения;
- закон Бернули.
уметь
- рассчитывать давление;
- рассчитывать давление на разных высотах;
- рассчитывать грузоподъемность корабля и воздушного шара;
- сделать чертеж простого корабля и самолета;
- начертить план движения самолетов в воздухе.
Основные цели раздела - рассмотреть основные принципы построения электрических схем, законы постоянного и переменного электрического тока, передачу информации на расстояние, разработку и аппаратное строение радиоприемника и компьютера. Познакомиться с профессиями: техник-электрик радио- и электронной аппаратуры; инженер автоматизированных систем обработки информации и управления.
знать
- параллельное и последовательное соединения;
- законы Ома для полной и для участка цепи;
- законы Кирхгофа;
- модуляция и детектирование;
- колебательный контур;
- диапазоны длин волн.
уметь
- рассчитывать сопротивление, напряжение, силу тока в цепи;
- применять расчеты для построения электрической цепи;
- собрать простой радиоприемник;
- начертить схемы простейших устройств.
Основные цели раздела - познакомить учащихся с профессией учитель. Рассмотреть основные принципы педагогического мастерства. Привить интерес к данной профессии.
знать
- основы педагогики;
- специфику педагогической профессии;
- основы физиологии;
- выдающихся педагогов прошлого и современности.
уметь
- составлять поурочный план;
- провести урок в классе;
- составлять вснеклассное мероприятие для класса.
Основные цели раздела - рассмотреть: алгоритм и его свойства, блок-схему алгоритма, запись алгоритмов на одном из языков программирования, составление программ по физическим задачам. Познакомиться с профессией программист.
знать
- алгоритм;
- циклический алгоритм;
- основные команды на языке программирования;
- принцип построения программ для ЭВМ.
уметь
- составлять блок-схему алгоритма;
- составлять программы к физическим задачам.
"Законы физики в профессиях" 17 часов
№ | Тема занятий | Дата | Примечания |
1 | Эксплуатация воздушных судов. Инженер по организации воздушного движения. | ||
2 | История создания судов. Профессия судостроитель. | ||
3 | Решение задач по механике. | ||
4 | Принцип построения судов. Сделать простейший чертеж корабля и самолета. | ||
5 | Экскурсия в Краснодарский военный авиационный институт. | ||
6 | Радиоаппаратостроение. Техник-электрик радио- и электронной аппаратуры. | ||
7 | Инженер автоматизированных систем обработки информации и управления. | ||
8 | Профессия программист. | ||
9 | Составление мини-программ и реализация их на компьютере. | ||
10 | Составление схемы электрической цепи и ее запуск. Сборка простого радиоприемника. | ||
11 | Знакомство с аппаратным устройством компьютера. ОЗУ и ПЗУ. | ||
12 | Экскурсия в Краснодарский колледж электронного приборостроения. | ||
13 | Учитель физики. | ||
14 | Составление плана-конспекта урока. Профессиональная игра "Педагог". | ||
15 | Самостоятельная работа над проектами. | ||
16 | Самостоятельная работа над проектами. | ||
17 | Конференция. Защита рефератов. |
ЛЕКЦИОННЫЙ БЛОК.
Включает знакомство с известными профессиями, в которых используются законы физики. Эти профессии известны в стране и необходимы в промышленности. Большое внимание будет уделено таким вопросам как:
- скорость полета самолетов;
- программное обеспечение компьютера;
- принципы построения радио- и электронной аппаратуры;
- средства защиты информации;
- подводный флот;
- надводный флот;
- плавание судов.
В лекционный блок включены вопросы о разработке новых производственных технологий и совершенствования существующих, правила технического обслуживания и эксплуатации технических средств; увеличение КПД различных видов техники и решение экологических проблем. Также уделяется внимание истории развития технических средств.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Посвящена решению качественных, вычислительных задач, условия которых приближены к реальным техническим устройствам и содержит реальные технические характеристики этих устройств; задачи , условия которых предполагают использование справочных материалов и знания основ химии, электродинамики, механики, аэростатики, гидростатики, информатики, математики и основ программирования.
ЭКСКУРСИЯ.
Проведение экскурсии планируется в г.Краснодаре в колледж электронного приборостроения и Краснодарский военный авиационный институт. Где ребята смогут познакомиться с некоторыми профессиями, связанными с физикой. В качестве консультантов выступают преподаватели отделений учебных заведений. Ключевыми являются вопросы об использовании законов физики в профессиях, о современной авиатехнике и радиотехнике, а также о положительных и отрицательных сторонах их профессиональной деятельности.
Завершается элективный курс проведением научной конференции, включая защиту рефератов по рассматриваемой теме с использованием, как теоретического, так и практического его применения.
ЛИТЕРАТУРА:
- С.М.Мусский "100 великих чудес техники", Москва "ВЕЧЕ" 2003 г.
- К.В.Рыжов "100 великих изобретений", Москва "ВЕЧЕ" 2004 г.
- В.С. Кулибанов, А.И. Чистобаев "Ленинград", Москва "Мысль" 1990г.
- Н.Д. Угринович "Информатика и информационные технологии" Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний.
- Л.З. Шауцукова "Информатика", Москва "Просвещение" 2004 г.
- М.П. Лапчик "Вычисления. Алгоритмизация. Программирование", Москва "Просвещение" 1988 г.
- Б. Сойер, Д.Л. Фостер "Программирование экспертных систем на Паскале", Москва "Финансы и статистика" 1990 г.
- Справочник "Вузы, колледжи, техникумы, курсы" г. Краснодар 2004г.
- А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер Возрастная физиология и школьная гигиена", Москва "Просвещение" 1990 г.