У заместителя директора по учебной работе очень много времени отнимает ежедневная работа с расписанием уроков, так как приходится вносить изменения практически каждый день. Одни учителя болеют, другие командированы на курсы повышения квалификации, третьи на заседание методического объединения учителей – предметников и так далее. Поэтому, если нет возможности эту корректировку выполнять с помощью соответствующих компьютерных программ, пришлось придумать такую модель для выполнения соответствующих корректировок, которая помогает выполнять эту ежедневную работу без больших усилий. Мною такая модель разработана и предлагается вниманию тех заместителей директоров по учебной работе, которые выполняют эту работу без помощи компьютера. Эта модель на протяжении многих лет помогает мне оперативно реагировать на возникающие ежедневные ситуации в учебном процессе и быстро корректировать ежедневные расписания уроков, заменять одного учителя другим.
Главное в этой модели то, что учителю – предметнику ставлю в соответствие определённый символ, выбираемый совершенно произвольно. Тогда расписание в символах выглядит примерно так:
ПОНЕДЕЛЬНИК |
||||||||||||||||||||
2А |
2Б |
3А |
3Б |
4А |
4Б |
5А |
5Б |
6А |
6Б |
7А |
7Б |
8А |
8Б |
8В |
9А |
9Б |
10А |
10Б |
11А |
11Б |
|
|
|
ГР |
|
|
+г |
● |
/ |
! |
▼ |
3 |
7 |
× |
4 |
I |
~ч |
9 |
2м |
1 |
∞ |
~ |
|
|
|
Г |
|
∫к |
+г |
♪ |
▼ |
● |
9 |
× |
7 |
5 |
8а |
I |
3 |
2 |
∞ |
P |
~ |
|
|
|
|
Г |
3 |
♪ |
▼ |
/ |
8 |
∂ |
↑ |
1 |
7 |
4 |
× |
∫ |
2л |
КР |
9 |
|
~ |
ГК |
|
|
|
∂ |
3 |
2 |
♪ |
* |
8 |
1 |
↑ |
× |
7 |
4 |
5 |
∫э |
9 |
/ |
|
~ |
|
|
|
|
♪ |
∫к |
Г |
K |
3 |
* |
5 |
4 |
↑ |
8 |
7 |
2 |
9 |
/ |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГК |
↑ |
4 |
5 |
1 |
~ч |
8 |
2л |
3 |
∫п |
7ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
↑ |
ГК |
|
|
|
8а |
×а |
|
∫ |
9ч |
|
ВТОРНИК |
|||||||||||||||||||
2А |
2Б |
3А |
3Б |
4А |
4Б |
5А |
5Б |
6А |
6Б |
7А |
7Б |
8А |
8Б |
9А |
9Б |
9В |
10 |
11А |
11Б |
|
АР |
|
|
|
I |
4п |
↑ |
∆ |
● |
2 |
6 |
8 |
∂л |
1 |
○л |
? |
7 |
9 |
* |
АР |
|
|
|
I |
↑ |
● |
○ |
∂ |
∆ |
6 |
4 |
↔ |
8 |
2л |
1 |
!л |
* |
7 |
9 |
↑ |
|
|
|
|
|
9 |
1 |
√ |
●л |
К |
! |
6 |
↔ |
? |
Р |
×г |
8г |
* |
7 |
|
|
♪ |
|
|
|
1 |
× |
!л |
√ |
4 |
К |
●л |
9 |
Р |
? |
8 |
↔ |
5 |
2л |
I |
|||||||||||||||||||
|
|
|
♪ |
|
|
/ |
7п |
~ |
4 |
*? |
*? |
5э |
√п |
×г |
8 |
Р |
I |
2л |
3о |
↔ |
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
~ |
*? |
*? |
√п |
5э |
8 |
×г |
1 |
PК |
3о |
/ |
СРЕДА |
|||||||||||||||||||
2А |
2Б |
3А |
3Б |
4А |
4Б |
5А |
5Б |
6А |
6Б |
7А |
7Б |
8А |
8Б |
9А |
9Б |
9В |
10 |
11А |
11Б |
↑ |
|
? |
|
|
|
9 |
А |
∂ |
▼ |
2 |
∞ |
3о |
i |
5 |
× |
~ |
1о |
√ |
Р |
|
|
|
? |
|
|
А |
× |
▼ |
● |
∞ |
К |
6 |
∂ |
2 |
~ |
5 |
√ |
Р |
3 |
|
|
|
|
♪ |
АК |
√ |
○ |
Р |
7б |
2л |
6 |
● |
*? |
1о |
5 |
! |
8 |
3 |
9 |
|
|
|
|
АК |
♪ |
● |
~ |
7б |
/ |
6 |
! |
3 |
*? |
↔ |
○л |
× |
5 |
9 |
8 |
√э |
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
~ |
√ |
/ |
К |
♪ |
!л |
*? |
9 |
× |
1о |
↔ |
○ |
8 |
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К |
♪ |
*? |
3 |
~ |
↔ |
1о |
8а |
I |
√ |
Работать с символами удобнее, чем с текстом, при этом не надо держать в памяти информацию о том, кто из учителей ведёт, например, литературу или математику в том или ином классе. Приходится заменять в расписании определённый значок, который хорошо просматривается на всём поле. Быстро заменить тот или другой значок помогает другая таблица, в которую занесена информация о педагогах, работающих в определённом классе, то есть нагрузка каждого учителя. Это позволяет мне быстро заменить отсутствующего педагога учителем, свободным на данном уроке из числа учителей, преподающих в данном классе. Эта же таблица помогает при составлении постоянного расписания в начале учебного года.
|
||||||||||||||
|
5А |
5Б |
6А |
6Б |
7А |
7Б |
8А |
8Б |
9А |
9Б |
9В |
10 |
11А |
11Б |
Русский язык и литература |
• |
Ο |
α |
• |
2 |
! |
• |
α |
2 |
Ο |
! |
Ο |
2 |
2 |
Математика |
9 |
х |
+ |
+ |
Δ |
Δ |
Δ |
9 |
х |
х |
х |
8 |
9 |
9 |
Английский язык |
А |
А |
Р |
К |
К |
К |
АК |
АК |
Р |
Р |
Р |
РК |
Р |
Р |
История |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
Физкультура |
⁄ |
↑ |
⁄ |
⁄ |
⁄ |
⁄ |
→ |
→ |
→ |
→ |
→ |
→ |
⁄ |
⁄ |
Физика |
|
|
|
|
∞ |
∞ |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
Информатика и ИКТ |
|
|
|
|
|
|
І |
І |
І |
І |
І |
І |
І |
І |
Химия |
|
|
|
|
|
|
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
Биология |
|
|
7 |
7 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
География |
|
|
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Природоведение |
4 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Православная культура |
Т |
Т |
Т |
Т |
Т |
Т |
Т |
Т |
Т |
Т |
Т |
Т |
Т |
Т |
Технология |
?* |
?* |
?* |
?* |
?* |
?* |
?* |
?* |
? |
? |
? |
|
|
|
Профессиональная подготовка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СП |
СП |
СП |
Музыка |
♪ |
♪ |
♪ |
♪ |
♪ |
♪ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Изобразительное искусство |
≈ |
≈ |
≈ |
≈ |
≈ |
≈ |
≈ |
≈ |
≈ |
≈ |
≈ |
|
|
|
Черчение |
|
|
|
|
|
|
|
|
≈ |
≈ |
≈ |
|
|
|
Обж |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
С этими символами приходится работать ежедневно, поэтому они сразу ассоциируются с определённым предметом и педагогом, ведущим этот предмет.
На первое время можно составить следующую таблицу, в которой устанавливается соответствие между предметом, педагогом и символом:
• | Русский язык и литература |
Сопина Н.П. |
Ο |
Русский язык и литература |
Вислогузова В.И. |
α |
Русский язык и литература |
Измайлова Г.И. |
2 |
Русский язык и литература |
Марадудина Л.М. |
! |
Русский язык и литература |
Фатеева С.И. |
9 |
Математика |
Головина Н.Н. |
х |
Математика |
Борис Г.И. |
+ |
Математика |
Марадудин В.Г. |
Δ |
Математика |
Лазарева В.Н. |
8 |
Математика |
Рудычева Л.М. |
А |
Английский язык |
Курдюков А.И. |
К |
Английский язык |
Корнева И.П. |
Р |
Английский язык |
Рожок Л.Н. |
1 |
История |
Измайлов А.С. |
3 |
История |
Чурсина С.Ф. |
⁄ |
Физкультура |
Бондарева Е.В. |
↑ |
Физкультура |
Ручка Г.А. |
→ |
Физкультура |
Китляр Л.А. |
∞ |
Физика |
Афанасьева З.И. |
8 |
Физика |
Рудычева Л.М. |
І |
Информатика и ИКТ |
Нестеренко Т.В. |
7 |
Химия, биология |
Лендел Г.Б. |
5 |
Биология |
Оршанская Е.В. |
4 |
География, природоведение |
Коротченко И.Н. |
Т |
Православная культура |
Тетерина Е.Н. |
? |
Технология (обслуживающий труд) |
Макеева О.А. |
* |
ОБЖ, технология (технический труд) |
Карпенко С.А. |
С |
Профессиональная подготовка |
Севальнев Н.С. |
П |
Профессиональная подготовка |
Путря И.П. |
♪ |
Музыка |
Галуцких Л.А. |
≈ |
Изо, черчение |
Кобякова В.М. |
Расписание, составленное в символьной форме, распечатывается на бумагу и дальше работа по его корректировке ведётся с помощью карандаша и резинки. Предположим, что в один из дней отсутствует педагог, которому поставлен в соответствие значок ●л. Рядом с данным значком карандашом ставлю другой значок, соответствующий другому учителю, свободному на данном уроке.
СУББОТА |
|||||||||||||||||||
2А |
2Б |
3А |
3Б |
4А |
4Б |
5А |
5Б |
6А |
6Б |
7А |
7Б |
8А |
8Б |
9А |
9Б |
9В |
10 |
11А |
11Б |
|
|
|
|
|
|
+ |
7п |
2 |
4 |
i |
∂л |
1 |
∫ |
Т |
↑ |
↔ |
8 |
9 |
[ |
|
|
|
|
|
|
∂ |
+ |
3 |
! |
●л♪ |
ГК |
7 |
* |
↑ |
∫ |
! |
9 |
4 |
[ |
|
|
|
|
|
|
○л |
/ |
4 |
3 |
ГК |
↑ |
* |
|
2л |
1 |
↑ |
7э |
●л♪ |
[ |
|
|
|
|
|
|
/ |
●♪ |
Г |
* |
↑ |
ï |
∫ |
7 |
1 |
○ |
! |
3о |
КР |
[ |
|
|
|
|
|
|
4п |
●л♪ |
* |
K |
ï |
|
|
1 |
∫ |
○л |
!л |
P |
[м |
[м?д |
После такой корректировки расписания, когда все отсутствующие учителя заменены другими, для всеобщего обозрения учителей и учащихся предъявляется расписание в обычной текстовой форме. Например:
ПОНЕДЕЛЬНИК 24.01.2011 |
||||||||||||||||||||
2А |
2Б |
3А |
3Б |
4А |
4Б |
5А |
5Б |
6А |
6Б |
7А |
7Б |
8А |
8Б |
9А |
9Б |
9В |
10 |
11А |
11Б |
|
|
Дпи |
|
|
|
фра |
Мат |
Анг |
Мат |
Рус |
Физ |
Био |
Алг |
Рус |
фра |
Черч |
Геог |
Обж |
Ист |
Рус |
|
|
дпи |
|
|
|
|
Рус |
Рус |
Рус |
Мат |
Алг |
Физ |
Био |
Анг |
Инф |
Геог |
Хим |
Алг |
Рус |
Ист |
|
Дпи |
|
Анг |
|
|
|
Лит |
Мат |
фра |
Геог |
Обж |
Алг |
Ист |
Био |
Хим |
Инф |
фра |
Физ |
Алг |
Лит |
|
дпи |
|
|
|
|
|
Анг |
Муз |
Геог |
Ист |
фра |
Обж |
Рус |
Ист |
Алг |
фра |
Инф |
Анг |
Лит |
Алг |
|
|
|
|
Анг |
|
|
Муз |
Лит |
Ист |
фра |
Био |
Ист |
фра |
Алг |
Черч |
Хим |
Алг |
Лит |
Физ |
Обж |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ист |
фра |
Анг |
фра |
Геог |
Алг |
Черч |
Ист |
Обж |
Физ |