Обогащение словаря детей через экологические понятия

Разделы: Работа с дошкольниками


Рождаясь, ребенок попадает в совершенно незнакомый ему мир. И начиная говорить, этот окружающий мир дает обильный материал, который должен быть использован для расширения мира детских восприятий и развития их словаря. От взрослых – родителей, воспитателей, родственников – в значительной степени зависит, чтобы те отчетливо, прочно усвоенные представления, которые этот мир вызывает, отразились в столь же прочно усвоенных словах.

В целях успешного расширения словаря детей, я обратилась к природе и углубленно начала работу по теме: «Обогащение словаря детей через экологические понятия». Ведь природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов,  своей непредсказуемостью, представляет большие возможности для накопления знаний о ней, для формирования умения объяснять, рассуждать, доказывать, выражать в речи свои чувства, эмоции.

Для реализации поставленной цели, для себя наметила:

– изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой теме;
– выявить особенности развития словаря дошкольников;
– разработать направления и содержание работы по формированию словаря;
– провести экспериментальное обучение по обогащению словаря детей;
– проследить динамику изменения уровня развития словаря детей в процессе углубленной работы по теме: «Обогащение словаря детей через экологические понятия».

Расширяя представление детей о природе на занятиях по развитию речи, воспитываю у детей гуманное отношение к живому, побуждаю к эстетическим переживаниям, связанным с природой, и одновременно решаю следующие задачи:

1. Обогащать речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями;
2. Воспитывать у детей чуткость к смысловым оттенкам слова;
3. Формировать умения правильно употреблять в речи слова;
4. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
5. Воспитывать эстетические чувства к родной природе;
6. Формировать у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
7. Учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы и сказки на экологические темы.

В углубленной работе над темой «Обогащение словаря детей дошкольного возраста через экологические понятия» придерживалась следующих принципов:

– принцип природосообразности: занятия строятся согласно возрасту, способностям, интересам и потребностям детей;
– принцип индивидуализации: в группе созданы условия для наиболее полного проявления индивидуальности ребенка;
– принцип индивидуального подхода: мною максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка и созданы наиболее благоприятные условия для их развития;
– принцип гуманистичности: предполагает отношение педагога к воспитанникам как субъектам собственного развития;

На занятиях по развитию речи путем создания проблемных ситуаций стараюсь развивать творческую активность каждого ребенка, вызывая у него стремление к самостоятельному поиску, построению простейших умозаключений, подводя его к определенным предположениям.

Работая с детьми 3-4 лет, заметила, что развитие речи детей наилучшим образом происходит при ознакомлении детей с природой родного края, с природными явлениями, в процессе наблюдения.

Эти занятия проводятся с использованием игровых методов, что обеспечивает динамичность процесса обучения, максимальное удовлетворение потребностей маленького ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (действия, движения и т.п.) Этим самым развивается речь детей, пополняется словарный запас, дети узнают много нового, прививается любовь к природе родного края. Например, дети знакомятся с признаками зимы, с явлениями, происходящими в природе, со свойствами снега, как животные приспосабливаются к зиме и т.д.

В основе углубленной работы над этой темой я использовала наиболее актуальные программы по дошкольному образованию, получившие гриф Минобразования России: Программа А.А.Леонтьева «Школа 2100»; «Программа по развитию речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушаковой,  «Программа развития детей дошкольного возраста в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой; программа экологического воспитания дошкольников А.И.Ивановой «Живая экология», которые содействуют эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Для реализации поставленных задач:

– подобрала для работы методическую, психолого-педагогическую литературу;
– дидактический тематический материал;
– провела анкетирование родителей;
– разработала перспективные планы занятий по развитию речи с элементами экологии;
– разработала серию конспектов: «В гостях у лесных зверей», « Как зимуют звери»,  «В осеннем лесу», «Заколдованный лес», «В гостях у Весны», «Волшебное перышко», «Прощание со снеговиком», «Письмо лесным зверятам», «Проделки Вреднюги» и др.
– составила подборку художественного слова, комплексы физкультурных минуток, пальчиковых игр;
– подобрала и изготовила дидактические игры – пособия, таких как: «Кто, где живет?», «Четвертый лишний», «От какого дерева лист?», «Чьи плоды?», «Времена года», «Угадай, кто в гости пришел?» и др.

Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений. Передача знаний о природе требует обязательного использования сложных предложений. Поэтому я поставила перед собой цель научить детей свободно пользоваться ими. И уже дети подготовительной к школе группы почти все при раскрытии причины используют в речи сложноподчиненное предложение, а при описании предмета – простые распространенные: «Зимой становится холодно, поэтому появляется снег и лед» или «В лесу прошел дождь, поэтому трава мокрая и блестящая» и др.

Основными приемами обучения при составлении различных видов предложений являлись вопросы и предполагаемый образец речи педагога. Так при составлении предложений по предметным картинкам я задавала вопросы, в ответах на которые дети давали определения свойства и качества предметов. Ориентируясь сначала на образец педагога, затем следуя моим указаниям, дети постепенно подходили к самостоятельному построению фразы.

Существуют различные формы работы по обогащению словаря детей, одними из таких форм  являются наблюдения, экскурсии. Каждый раз, готовясь к их проведению, намечала для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяла различные приемы активизации речи детей, таких как:

– внезапное появление и быстрое исчезновение предмета, сопровождаемое сначала называнием, а затем вопросами: «Кто это?.., Что это?.., Кто спрятался?»
– просьба произнести слово;
– совместное проговаривание слова;
– отраженное произнесение слова;
– самостоятельное произнесение слова;
– договаривание слова в известной ребенку ситуации, подсказывающей нужное слово.

Каждое новое слово неоднократно четко проговаривается мною и затем повторяется детьми. Я так ставлю перед детьми вопросы, чтобы ответы детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова, которые дети узнали во время наблюдений, экскурсий, закреплялись в сознании детей в процессе различных бесед, при рассматривании картин, например, И.Левитана «Весна. Большая вода», С.Герасимова «Последний снег», К.Юона «Русская зима» и др., а так же в игровой деятельности. Вводя в речь новые слова, приучала детей к точному, творческому использованию.

Начиная со средней группы давала детям специальные грамматические и лексические упражнения, где словарная работа и формирование умения строить предложения являлись главной целью («Слова-признаки»; «Подбор слов-действий», «Какая? Какие?» и др.) 

Заботясь о расширении запаса слов детей, стремилась к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука. Так, с детьми старшего дошкольного возраста использовала ряд специальных методических упражнений речи, цель которых – расширение лексикона и речевых навыков детей.

Например:

1. Подбор эпитетов к предмету. Например: Какие бывают кошки? (Большие, маленькие, пушистые, ласковые, разноцветные....)
2. Узнавание по эпитетам предмета. (Например, я предлагаю детям отгадать: «Что это? Острая, колкая».
3. Подбор к предмету действий (глаголов). Солнце весной (что делает?) – греет, припекает, ласкает, согревает.
4. Подбор к действиям предмета. (Например, на небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? – Солнце.)
5. Подбор к действию объектов. (Например: Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т.п.)
6. Подбор обстоятельств. (Солнце светит как? – Ярко, неохотно, несмело….)
7. Вставление детьми пропущенных слов. (Педагог читает предложения, дети – вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д.) Давая детям такие предложения, стараюсь хорошо обдумать их содержание; чтобы были не слишком элементарными и не затрудняли детей.
8. Добавление придаточных предложений (подведение к будущим упражнениям по грамматике). (Я читаю главное предложение, а дети доканчивают придаточное). Например, в лесу будет много ягод, если будет… (хорошая погода).
9. Составление предложения с несколькими данными словами. И др.  

Все эти упражнения помогли  не только расширить словарь ребенка, но и сделать его более активным.

Чтобы повысить интерес у детей на занятиях использую различные виды игровой деятельности:

– сюжетно-ролевые игры;
– игры с правилами без сюжета;
– имитационные игры и игры-упражнения с предметами;
– игры-упражнения с ориентировкой на определенные достижения.

Сюжетная форма занятий и интегрированность приёмов, частая смена детской деятельности в течение занятий способствует познавательному развитию детей и обогащению словаря детей. Общение с детьми построено на принципах сотрудничества и взаимоуважения.

Занятия по развитию речи всегда провожу:
– с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме: «Лес» мне «помогал» проводить сказочный Лесовичок, по теме: «Озеро» – водяной, по теме: «Животные» – покровительница животных – богиня Фауна, по теме: «Растения» – покровительница растений – богиня Флора;
– с использованием разнообразных наглядных пособий: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал.

– использованием различных пословиц, поговорок, загадок, народных примет о природе. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, и способствуют обогащению словаря детей. Например, если дождь идёт при солнышке – значит, скоро прекратится; ворона хохлится – к дождю, ласточка прилетела – скоро гром загремит.

– с использованием информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ позволяет значительно стимулировать познавательный интерес детей, обеспечивать мотивацию к занятиям и к использованию устной речи, поддерживать работоспособность и продуктивность деятельности детей на протяжении всего занятия(составила презентации по развитию речи на темы: «Составление описательного рассказа о зиме», «Составление рассказа о насекомых», «Контрасты», «В огороде», «Весна», «Детеныши животных», «Домашние животные», «Кто в лесу живет?», «Кто спит зимой?», «Птицы», «Противоположности», «Сад и огород», «Деревья в разное время года»).

Немаловажную роль в развитии речи, в пополнении словарного запаса ребенка играют родители.

Взаимодействие с родителями необходимо всегда, поскольку именно семья играет решающую роль в воспитании ребенка дошкольного возраста, а значит и развития речи, а родители – самые важные, главные, значимые для этого люди. Поэтому перед собой поставила задачу – вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи, для этого использовала различные формы и методы работы: 

– посещение семей воспитанников на дому, с целью выявления подбора книг, картинок, игрушек, настольных игр о природе;
– групповые родительские собрания («Ваше общение с ребёнком», «Игрушки вашего ребёнка для активизации словаря ваших детей»,«Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»,«Как построить нормальные отношения с ребёнком», «Прогулка с ребенком и развитие речи» и др.), на которых обращала внимание родителей на важность развития речи и обогащения словаря детей;
– консультации «Детям нужна красота», «Что должны знать дошкольники о природе Мурманской области», «Куда пойти в выходной день с ребенком летом», «Прогулка в лес за ягодами» и др.;
– занятия с участием родителей;
– совместные экскурсии: «Экскурсии к Ковдозеру в разное время года», «Экскурсии на лесную полянку в разное время года», «Мы – друзья природы»;
– совместное создание предметно – развивающей среды;
– тематические беседы и консультации логопеда по проблемам речи;
– индивидуальные беседы с детьми и родителями, по проблемам развития речи и обогащения словаря детей;
– телефон Доверия;
– почта Доверия: рубрика «Ваши вопросы – наши ответы»;
– оформление родительских уголков, где отражались задачи развития речи, основные виды занятий в группе, на примере показаны уровни речевых умений ребенка данного возраста (запись разговоров или рассказов, трудные по значению слова, грамматические формы, которыми он должен овладеть, и т. п.);
– ежеквартальный выпуск групповой газеты «АБВГДейка»;
– папки – передвижки «Правильно ли говорит ваш ребенок?», «По совету всему свету», «Времена года», «Расскажите детям о …»;
– групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Вот мы какие», «Мы – друзья природы», «Животные нашего края»;
– библиотека – передвижка: «Советуем почитать»,
– показ комплексных занятий, состоящих из простых упражнений (в старших группах — словесные упражнения, звуковой анализ слов), которые родители смогли бы повторить в семье – с целью ознакомления родителей с процессом формирования речи детей;
– оформление проектов «Во саду ли в огороде», «Животные нашего края», изготовлении рукописной книги «Уникальность животного мира Кольского полуострова»;
– оформление рукописной книги «Сделка» для участия в XI Международном конкурсе детской рукописной книги.
– выпуск «Книжек-малышек нашей группы» (где размещались рассказы, сказки о живой и неживой природе, придуманные детьми).

Такой подход побуждал родителей, детей и нас, педагогов, к творческому сотрудничеству между собой, устранилась отчужденность, появилась уверенность, решались многие проблемы. А тесное сотрудничество с родителями способствовало обогащению словаря детей. Анализ результатов диагностики словаря детей подготовительной к школе группы по обогащению словаря через экологические понятия показал, что к концу учебного года исчез низкий уровень, значительно вырос высокий уровень словаря детей по всем темам экологических понятий, особенно по темам: «Вода», «Птицы», «Деревья». Итоговые занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, убедили меня, что выбранные мной методы и приемы способствовали активизации словаря дошкольника, повышению уровня экологической культуры, развитию психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств.

Список использованной литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  2. Бородич А.М. Методика Развития речи детей. – М.1981.
  3. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. – 1981 – № 2.
  4. Струнина Е., Ушакова О. Методика развития речи детей дошкольного возраста – М.: Владос, 2004.
  5. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. — М.: РАО, 2001.
  6. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М.: Владос, 2000.