Рождаясь, ребенок попадает в совершенно незнакомый ему мир. И начиная говорить, этот окружающий мир дает обильный материал, который должен быть использован для расширения мира детских восприятий и развития их словаря. От взрослых – родителей, воспитателей, родственников – в значительной степени зависит, чтобы те отчетливо, прочно усвоенные представления, которые этот мир вызывает, отразились в столь же прочно усвоенных словах.
В целях успешного расширения словаря детей, я обратилась к природе и углубленно начала работу по теме: «Обогащение словаря детей через экологические понятия». Ведь природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов, своей непредсказуемостью, представляет большие возможности для накопления знаний о ней, для формирования умения объяснять, рассуждать, доказывать, выражать в речи свои чувства, эмоции.
Для реализации поставленной цели, для себя наметила:
– изучить и проанализировать
психолого-педагогическую литературу по
изучаемой теме;
– выявить особенности развития словаря
дошкольников;
– разработать направления и содержание работы
по формированию словаря;
– провести экспериментальное обучение по
обогащению словаря детей;
– проследить динамику изменения уровня развития
словаря детей в процессе углубленной работы по
теме: «Обогащение словаря детей через
экологические понятия».
Расширяя представление детей о природе на занятиях по развитию речи, воспитываю у детей гуманное отношение к живому, побуждаю к эстетическим переживаниям, связанным с природой, и одновременно решаю следующие задачи:
1. Обогащать речь детей прилагательными,
эпитетами, сравнениями;
2. Воспитывать у детей чуткость к смысловым
оттенкам слова;
3. Формировать умения правильно употреблять в
речи слова;
4. Обеспечить количественное накопление слов,
необходимых для содержательного общения;
5. Воспитывать эстетические чувства к родной
природе;
6. Формировать у детей осознанно-правильного
отношения к природным явлениям и объектам;
7. Учить детей связно рассказывать о явлениях
природы, объяснять их, составлять творческие
рассказы и сказки на экологические темы.
В углубленной работе над темой «Обогащение словаря детей дошкольного возраста через экологические понятия» придерживалась следующих принципов:
– принцип природосообразности: занятия
строятся согласно возрасту, способностям,
интересам и потребностям детей;
– принцип индивидуализации: в группе
созданы условия для наиболее полного проявления
индивидуальности ребенка;
– принцип индивидуального подхода: мною
максимально учитываются индивидуальные
особенности ребенка и созданы наиболее
благоприятные условия для их развития;
– принцип гуманистичности: предполагает
отношение педагога к воспитанникам как
субъектам собственного развития;
На занятиях по развитию речи путем создания проблемных ситуаций стараюсь развивать творческую активность каждого ребенка, вызывая у него стремление к самостоятельному поиску, построению простейших умозаключений, подводя его к определенным предположениям.
Работая с детьми 3-4 лет, заметила, что развитие речи детей наилучшим образом происходит при ознакомлении детей с природой родного края, с природными явлениями, в процессе наблюдения.
Эти занятия проводятся с использованием игровых методов, что обеспечивает динамичность процесса обучения, максимальное удовлетворение потребностей маленького ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (действия, движения и т.п.) Этим самым развивается речь детей, пополняется словарный запас, дети узнают много нового, прививается любовь к природе родного края. Например, дети знакомятся с признаками зимы, с явлениями, происходящими в природе, со свойствами снега, как животные приспосабливаются к зиме и т.д.
В основе углубленной работы над этой темой я использовала наиболее актуальные программы по дошкольному образованию, получившие гриф Минобразования России: Программа А.А.Леонтьева «Школа 2100»; «Программа по развитию речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушаковой, «Программа развития детей дошкольного возраста в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой; программа экологического воспитания дошкольников А.И.Ивановой «Живая экология», которые содействуют эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Для реализации поставленных задач:
– подобрала для работы методическую,
психолого-педагогическую литературу;
– дидактический тематический материал;
– провела анкетирование родителей;
– разработала перспективные планы занятий по
развитию речи с элементами экологии;
– разработала серию конспектов: «В гостях у
лесных зверей», « Как зимуют звери», «В
осеннем лесу», «Заколдованный лес», «В гостях у
Весны», «Волшебное перышко», «Прощание со
снеговиком», «Письмо лесным зверятам», «Проделки
Вреднюги» и др.
– составила подборку художественного слова,
комплексы физкультурных минуток, пальчиковых
игр;
– подобрала и изготовила дидактические игры –
пособия, таких как: «Кто, где живет?», «Четвертый
лишний», «От какого дерева лист?», «Чьи плоды?»,
«Времена года», «Угадай, кто в гости пришел?» и др.
Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений. Передача знаний о природе требует обязательного использования сложных предложений. Поэтому я поставила перед собой цель научить детей свободно пользоваться ими. И уже дети подготовительной к школе группы почти все при раскрытии причины используют в речи сложноподчиненное предложение, а при описании предмета – простые распространенные: «Зимой становится холодно, поэтому появляется снег и лед» или «В лесу прошел дождь, поэтому трава мокрая и блестящая» и др.
Основными приемами обучения при составлении различных видов предложений являлись вопросы и предполагаемый образец речи педагога. Так при составлении предложений по предметным картинкам я задавала вопросы, в ответах на которые дети давали определения свойства и качества предметов. Ориентируясь сначала на образец педагога, затем следуя моим указаниям, дети постепенно подходили к самостоятельному построению фразы.
Существуют различные формы работы по обогащению словаря детей, одними из таких форм являются наблюдения, экскурсии. Каждый раз, готовясь к их проведению, намечала для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяла различные приемы активизации речи детей, таких как:
– внезапное появление и быстрое исчезновение
предмета, сопровождаемое сначала называнием, а
затем вопросами: «Кто это?.., Что это?.., Кто
спрятался?»
– просьба произнести слово;
– совместное проговаривание слова;
– отраженное произнесение слова;
– самостоятельное произнесение слова;
– договаривание слова в известной ребенку
ситуации, подсказывающей нужное слово.
Каждое новое слово неоднократно четко проговаривается мною и затем повторяется детьми. Я так ставлю перед детьми вопросы, чтобы ответы детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова, которые дети узнали во время наблюдений, экскурсий, закреплялись в сознании детей в процессе различных бесед, при рассматривании картин, например, И.Левитана «Весна. Большая вода», С.Герасимова «Последний снег», К.Юона «Русская зима» и др., а так же в игровой деятельности. Вводя в речь новые слова, приучала детей к точному, творческому использованию.
Начиная со средней группы давала детям специальные грамматические и лексические упражнения, где словарная работа и формирование умения строить предложения являлись главной целью («Слова-признаки»; «Подбор слов-действий», «Какая? Какие?» и др.)
Заботясь о расширении запаса слов детей, стремилась к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука. Так, с детьми старшего дошкольного возраста использовала ряд специальных методических упражнений речи, цель которых – расширение лексикона и речевых навыков детей.
Например:
1. Подбор эпитетов к предмету. Например: Какие
бывают кошки? (Большие, маленькие, пушистые,
ласковые, разноцветные....)
2. Узнавание по эпитетам предмета. (Например, я
предлагаю детям отгадать: «Что это? Острая,
колкая».
3. Подбор к предмету действий (глаголов). Солнце
весной (что делает?) – греет, припекает, ласкает,
согревает.
4. Подбор к действиям предмета. (Например, на небе
сверкает, землю согревает, тьму разгоняет,
освещает. Что это? – Солнце.)
5. Подбор к действию объектов. (Например: Кто и что
плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т.п.)
6. Подбор обстоятельств. (Солнце светит как? –
Ярко, неохотно, несмело….)
7. Вставление детьми пропущенных слов. (Педагог
читает предложения, дети – вставляют подлежащее,
сказуемое, пояснительные слова и т. д.) Давая
детям такие предложения, стараюсь хорошо
обдумать их содержание; чтобы были не слишком
элементарными и не затрудняли детей.
8. Добавление придаточных предложений
(подведение к будущим упражнениям по грамматике).
(Я читаю главное предложение, а дети доканчивают
придаточное). Например, в лесу будет много ягод,
если будет… (хорошая погода).
9. Составление предложения с несколькими данными
словами. И др.
Все эти упражнения помогли не только расширить словарь ребенка, но и сделать его более активным.
Чтобы повысить интерес у детей на занятиях использую различные виды игровой деятельности:
– сюжетно-ролевые игры;
– игры с правилами без сюжета;
– имитационные игры и игры-упражнения с
предметами;
– игры-упражнения с ориентировкой на
определенные достижения.
Сюжетная форма занятий и интегрированность приёмов, частая смена детской деятельности в течение занятий способствует познавательному развитию детей и обогащению словаря детей. Общение с детьми построено на принципах сотрудничества и взаимоуважения.
Занятия по развитию речи всегда провожу:
– с привлечением сказочных персонажей.
Например, занятия по теме: «Лес» мне «помогал»
проводить сказочный Лесовичок, по теме: «Озеро»
– водяной, по теме: «Животные» – покровительница
животных – богиня Фауна, по теме: «Растения» –
покровительница растений – богиня Флора;
– с использованием разнообразных наглядных
пособий: это картины о природе, альбомы,
произведения живописи, коллекции камней, семян
растений, гербарий, игровой материал.
– использованием различных пословиц, поговорок, загадок, народных примет о природе. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, и способствуют обогащению словаря детей. Например, если дождь идёт при солнышке – значит, скоро прекратится; ворона хохлится – к дождю, ласточка прилетела – скоро гром загремит.
– с использованием информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ позволяет значительно стимулировать познавательный интерес детей, обеспечивать мотивацию к занятиям и к использованию устной речи, поддерживать работоспособность и продуктивность деятельности детей на протяжении всего занятия(составила презентации по развитию речи на темы: «Составление описательного рассказа о зиме», «Составление рассказа о насекомых», «Контрасты», «В огороде», «Весна», «Детеныши животных», «Домашние животные», «Кто в лесу живет?», «Кто спит зимой?», «Птицы», «Противоположности», «Сад и огород», «Деревья в разное время года»).
Немаловажную роль в развитии речи, в пополнении словарного запаса ребенка играют родители.
Взаимодействие с родителями необходимо всегда, поскольку именно семья играет решающую роль в воспитании ребенка дошкольного возраста, а значит и развития речи, а родители – самые важные, главные, значимые для этого люди. Поэтому перед собой поставила задачу – вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи, для этого использовала различные формы и методы работы:
– посещение семей воспитанников на дому, с
целью выявления подбора книг, картинок, игрушек,
настольных игр о природе;
– групповые родительские собрания («Ваше
общение с ребёнком», «Игрушки вашего ребёнка для
активизации словаря ваших детей»,«Развитие речи
младших дошкольников в процессе ознакомления с
окружающим миром и природой через игровую
деятельность»,«Как построить нормальные
отношения с ребёнком», «Прогулка с ребенком и
развитие речи» и др.), на которых обращала
внимание родителей на важность развития речи и
обогащения словаря детей;
– консультации «Детям нужна красота», «Что
должны знать дошкольники о природе Мурманской
области», «Куда пойти в выходной день с ребенком
летом», «Прогулка в лес за ягодами» и др.;
– занятия с участием родителей;
– совместные экскурсии: «Экскурсии к Ковдозеру в
разное время года», «Экскурсии на лесную полянку
в разное время года», «Мы – друзья природы»;
– совместное создание предметно – развивающей
среды;
– тематические беседы и консультации логопеда
по проблемам речи;
– индивидуальные беседы с детьми и родителями,
по проблемам развития речи и обогащения словаря
детей;
– телефон Доверия;
– почта Доверия: рубрика «Ваши вопросы – наши
ответы»;
– оформление родительских уголков, где
отражались задачи развития речи, основные виды
занятий в группе, на примере показаны уровни
речевых умений ребенка данного возраста (запись
разговоров или рассказов, трудные по значению
слова, грамматические формы, которыми он должен
овладеть, и т. п.);
– ежеквартальный выпуск групповой газеты
«АБВГДейка»;
– папки – передвижки «Правильно ли говорит ваш
ребенок?», «По совету всему свету», «Времена
года», «Расскажите детям о …»;
– групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Вот
мы какие», «Мы – друзья природы», «Животные
нашего края»;
– библиотека – передвижка: «Советуем почитать»,
– показ комплексных занятий, состоящих из
простых упражнений (в старших группах —
словесные упражнения, звуковой анализ слов),
которые родители смогли бы повторить в семье – с
целью ознакомления родителей с процессом
формирования речи детей;
– оформление проектов «Во саду ли в огороде»,
«Животные нашего края», изготовлении рукописной
книги «Уникальность животного мира Кольского
полуострова»;
– оформление рукописной книги «Сделка» для
участия в XI Международном конкурсе детской
рукописной книги.
– выпуск «Книжек-малышек нашей группы» (где
размещались рассказы, сказки о живой и неживой
природе, придуманные детьми).
Такой подход побуждал родителей, детей и нас, педагогов, к творческому сотрудничеству между собой, устранилась отчужденность, появилась уверенность, решались многие проблемы. А тесное сотрудничество с родителями способствовало обогащению словаря детей. Анализ результатов диагностики словаря детей подготовительной к школе группы по обогащению словаря через экологические понятия показал, что к концу учебного года исчез низкий уровень, значительно вырос высокий уровень словаря детей по всем темам экологических понятий, особенно по темам: «Вода», «Птицы», «Деревья». Итоговые занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, убедили меня, что выбранные мной методы и приемы способствовали активизации словаря дошкольника, повышению уровня экологической культуры, развитию психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств.
Список использованной литературы:
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- Бородич А.М. Методика Развития речи детей. – М.1981.
- Струнина Е.М., Ушакова О.С. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. – 1981 – № 2.
- Струнина Е., Ушакова О. Методика развития речи детей дошкольного возраста – М.: Владос, 2004.
- Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. — М.: РАО, 2001.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М.: Владос, 2000.