Цель: дать представление о простом двусоставном предложении.
Задачи:
- Образовательные:
- закрепить понятие о словах-предметах и словах-действиях;
- научить составлять простое двусоставное предложение, графически изображать предложения;
- усвоить на практическом уровне связь слов в предложении, правильное согласование существительного с глаголом.
- Коррекционно-развивающие:
- формировать правильное речевое дыхание;
- совершенствовать подвижность речевого аппарата;
- развивать фонематический слух и фонематические представления;
- развивать слухоречевое восприятие, внимание, память.
- Воспитательные:
- формировать положительный мотив к логопедическим занятиям, адекватное отношение к своему дефекту, умение слушать своего товарища.
Оборудование:
- индивидуальные зеркала;
- алгоритм целеполагания;
- предметные картинки;
- картинки, изображающие действия предметов;
- карточки с вопросами: «кто? что?», «что делает?»;
- рабочая тетрадь;
- карандаш, линейка, ручка;
- компьютер, мультимедийная презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Дыхательная гимнастика
Логопед: Ребята, давайте подышим:
– вдох ртом выдох ртом,
– вдох ртом выдох носом,
– вдох носом выдох носом,
– вдох носом выдох ртом.
2. Мимическая гимнастика (выполняется перед зеркалом).
Логопед: Ребята, представьте, что вы
идете по улице, у вас хорошее настроение, и вы
улыбаетесь прохожим. (Дети улыбаются)
Мы идём дальше, и холодным осенним днём увидим на
клумбе красивые цветы и очень удивились. (Показывают
удивление, поднимают вверх брови)
Вдруг большая туча закрыла солнышко, на улице
стало пасмурно и нам стало грустно. (Нахмурили
брови.)
Но туча поплыла дальше, солнышко снова ярко
засияло на небе. Мы не можем смотреть на яркое
солнце и прищурили один глаз. Смотрим на солнце
другим глазом. (Прищурили один глаз, потом
другой.)
3. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Приготовили зеркала. Выполним упражнения:
«чередование улыбки-трубочки»,
«чередование лопаточки-иголочки»,
«чашечка»,
«солдатик»,
«маляр»,
«горочка»,
«вкусное варенье».
(Дети перед зеркалами выполняют упражнения.)
4. Определение темы занятия
Логопед: Ребята, вы хорошо подготовили
артикуляционный аппарат к работе.
– Тему нашего логопедического занятия вы
определите сами.
– Воспользовавшись подсказкой-дорожкой
прочитайте, что написано на плакате:
Логопед: Назовите тему нашего занятия.
Ребенок: Тема нашего занятия
«Предложение».
Логопед: Сегодня на занятии мы
поговорим о простом нераспространенном
предложении и начнем учиться распространять
предложения.
5. Целеполагание
Логопед: Ребята, а теперь, пожалуйста,
определите цель нашего занятия.
– Чему мы должны научиться?
(Дети вместе с логопедом формулируют цель и задачи занятия.)
6. Повторение пройденного
Логопед: Вспомните, из чего состоят
предложения?
Ребенок: Предложения состоят из слов.
Логопед: На предыдущих занятиях мы
говорили о словах.
– Какие бывают слова, и на какие вопросы они
отвечают?
Ребенок: Слова-предметы. Они отвечают на
вопросы «Кто? Что?»
Слова-действия. Они отвечают на вопросы «Что
делает?»
7. Развитие фонематических представлений и фонематического слуха
Логопед: Какой звук чаще всего слышите?
(Называется ряд сохранных для данной группы детей звуков)
– Придумайте слова-предметы, начинающиеся с этого звука.
(Аналогично работа ведется с 2-3 звуками. Дети определяют звук, встречающийся чаще других, придумывают слова, задают к ним вопросы.)
8. Физминутка
Логопед: Встали, давайте отдохнем.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками.
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
И садимся за столы.
(Дети выполняют действия.)
– Назовите, что мы сейчас делали?
Ребенок: Хлопали, топали, кивали, поднимали, опускали.
Логопед: Значит, мы выполняли
действия.
– Назовите различные действия.
(Дети приводят примеры слов-действий.)
9. Работа над темой
Логопед: Мы говорили, что предложения
состоят из слов.
– Послушайте внимательно:
Мальчики, плыть.
Буратино идет.
– Как вы думаете, какая из этих фраз является
предложением? Почему?
Ребенок: Вторая фраза – это
предложение. Понятно о чем сказали.
Логопед: Предложение всегда имеет
законченную мысль. Все слова в предложении
связаны по смыслу. Предложение всегда нам о
чем-то рассказывает.
– Почему 1 фраза не предложение?
Ребенок: Это набор отдельных слов, слова
не дружат.
Логопед: Правильно, нет смысла, слова не
дружат.
– Попробуем подружить слова. Найдите
слово-предмет, задайте к нему вопрос.
Ребенок: Кто? Мальчики.
Логопед: Задайте вопрос к
слову-действию так, чтобы связать слова по
смыслу.
Ребенок: Что делают? Плывут.
Логопед: Слово-предмет и слово-действие
стали жить в согласии, получилось предложение.
Назовите его.
Ребенок: Мальчики плывут.
Логопед: Ребята, посмотрите на экран
компьютера. (Презентация,
слайды 1, 2)
10. Физ.минутка
Логопед: Давайте отдохнем. Встали.
Представьте, что вы цветы.
– Своими руками-листочками вы тянетесь к солнцу
… (поднятие рук)
– Но вот солнце спряталось, пошел дождь, и цветы
наклонили головки, опустили листочки, нагнулся
стебелек … (наклон головы, опускание рук в
кистях, локтях, наклон вперед, полное
расслабление)
– Выглянуло солнышко, и цветы опять зацвели,
потянулись к солнцу. (Встать на носочки,
потянуться вверх)
(Движения выполняются вместе с логопедом.)
11. Закрепление материала
(Поочередно представляются две картинки с одинаковым сюжетом «мальчик играет», «дети играют»)
Логопед: Посмотрите на картинку. Кто
на ней изображен?
Ребенок: Мальчик.
Логопед: Что он делает?
Ребенок: Играет.
Логопед: Составьте и произнесите
предложение. Докажите, что это предложение.
Ребенок: Мальчик играет.
– Есть смысл, слова дружат.
Логопед: Нарисуем схему этого
предложения. Над словами напечатаем вопросы.
(На доске и в тетрадях изображается схема предложения)
Логопед: Что обозначаем уголком? Что
ставим в конце?
Ребенок: Уголком обозначаем начало
предложения, в конце ставим точку.
Логопед: Посмотрите на другую картинку,
составьте предложение.
Ребенок: Дети играют.
Логопед: Чем отличаются эти
предложения?
Ребенок: Изменились вопросы и слова.
Логопед: Слова изменились, но смысловая
связь слов в предложении осталась, слова
согласуются друг с другом, дружат.
– Нарисуем схему этого предложения.
(На доске и в тетрадях изображается схема предложения с вопросами)
Логопед: Давайте потренируемся в составлении предложений, смотрим на компьютер. (Презентация, слайд 3)
(Дети составляют предложения, используя предложенные в презентации задания.)
Логопед: Вспомните, ребята, какие предложения мы составили.
(Дети по памяти называют, кто какое предложение запомнил.)
12. Работа по распространению предложений
Логопед: Сколько слов в этих
предложениях?
Ребенок: В предложении 2 слова.
Логопед: Предложения, в которых 2 слова
называются простыми нераспространенными.
– Давайте попробуем добавлять другие слова в это
предложение, чтобы оно стало длиннее. Мы будем
распространять предложение.
(Идет коллективная работа по распространению по вопросам логопеда)
Логопед: Предложения, в которых больше
2 слов называются распространенными.
– Посмотрите на картинку. (Предлагается
картинка «Мальчик читает книгу»)
– Составьте предложение из 2 слов.
Ребенок: Мальчик читает.
Логопед: Как называется такое
предложение?
Ребенок: Такое предложение называется
простым нераспространенным.
Логопед: Составьте предложение из 3
слов.
Ребенок: Мальчик читает книгу.
Логопед: Добавим еще 1 слово: какую книгу
читает мальчик? Составьте предложение.
(От детей добиваемся составления правильных предложений.)
– Составьте предложение, чтобы в нем было 4
слова.
Логопед: Как называются предложения, в
которых больше 2 слов?
Ребенок: Предложения, в которых больше 2
слов называются распространенными.
13. Итог занятия, рефлексия
Логопед: Молодцы, ребята! Наше занятие
подошло к концу.
– Дома составьте предложение из 2 слов и
попробуйте его распространить.
– Вспомните, над какой темой мы работали?
– Какие цели мы ставили в начале нашего занятия.
– Как вы считаете, достигли мы их?
– Из чего состоят предложения?
Ребенок: Предложения состоят из слов.
Логопед: Как составить предложение?
Ребенок: Слово-предмет + слово-действие.
Логопед: Чем предложение отличается от
набора слов?
Ребенок: Предложение имеет смысл, слова
связаны между собой (дружат).
Логопед: Как называются предложения,
состоящие из 2 слов?
Ребенок: Такие предложения называются
простыми нераспространенными.
Логопед: Как называются предложения, в
которых больше 2 слов?
Ребенок: Такие предложения называются
распространенными.
Логопед: Молодцы, занятие закончено.