Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Пищеварение»;
- закрепить навыки работы с микроскопом;
- продолжить развитие умений составления компьютерных презентаций и их защиты.
Оборудование: таблицы: «Строение пищеварительной системы», «Строение желудка», пластиковые модели органов пищеварительной системы, компьютерная презентация «Пищеварение», карточки с печатной основой, интерактивная доска с заданиями.
Парты объединены по две. Учащиеся работают в группах. На каждой парте имеются разноцветные жетоны. За каждый правильный ответ учащиеся берут жетоны, в дальнейшем они будут «переведены» в оценку. У каждого учащегося для работы имеется карточка с заданиями. В процессе проведения урока были использованы слайды из презентации ученицы класса. Некоторые задания учащиеся выполняют на интерактивной доске.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Повторение материала
Учитель: Добрый день. Тема нашего
урока: «Пищеварение». Эпиграфом к уроку мы
возьмем высказывание: «Нужно жить не для
того, чтобы есть, а есть для того чтобы жить». Пожалуйста,
попытайтесь поставить цели урока. (Учащиеся
самостоятельно формулируют цели урока, учитель
корректирует их). Сегодня на уроке мы будем
применять технологию полного усвоения: знать,
понимать, обобщать, применять, анализировать,
оценивать, творить. Творчеству будет уделено
много времени.
Что такое пищеварение? Учащиеся записывают ответ
в карточку и сообщают ответ всему классу.
3. Учитель: Погрузиться в тайны микромира всегда сложно, но интересно. И в этом нам поможет системный оператор. Любая система динамична, находится в развитии, и мы сейчас это увидим. Учащиеся заполняют в карточках задание № 2. К интерактивной доске приглашен желающий заполнить таблицу.
Системный оператор
НАДСИСТЕМА | |||
СИСТЕМА | Пищевые белки | Пищевые жиры | Пищевые углеводы |
ПОДСИСТЕМА |
Учащиеся приступают к выполнению задания №2.
Задание №2. Заполните таблицу. Распределите органы по системам органов.
Дыхательная система | Кровеносная система | Пищеварительная система |
Органы: 1 – сердце, 2 – легкое, 3 – желудок, 4 – глотка, 5 – нос, 6 – кишечник, 7 – артерии, 8 – трахея, 9 – аорта.
Желающий выполняет это задание на интерактивной доске. Все вместе проверяют правильность выполнения задания.
Задание 3. Расположите органы в определенной последовательности: 1 – Рот, 2 – пищевод, 3 – тонкая кишка, 4 – прямая кишка, 5 – анальное отверстие, 6 – глотка, 7 – желудок, 8 – толстая кишка, 9 – трахея, 10 – печень, 11 – альвеолы, 12 – поджелудочная железа, 13 – слюнные железы. Какие органы лишние?
Приглашены 2 учащихся. Они собирают торс человеческого организма из отдельных органов. В это время ученик работает на интерактивной доске с аналогичным заданием. Все вместе проверяют правильность выполнения задания и отмечают лишние органы.
Учащиеся в карточке для заданий выполняют задание №4, заполнив следующую схему и подписав рисунок.
Задание 4.
4. Перед практическими заданиями под музыку проводится физкультминутка:
Упражнения для снятия стресса: упражнения с пальцами рук:
1. Кулак, ребро, ладонь.
2. Мельница. Вращение руки и глаз в одну сторону.
Упражнение для снятия напряжения: на выдохе с силой сжимаем кулак с загнутым внутрь большим пальцем. На выдохе расслабляем. Делаем с закрытыми глазами 5-6 раз. Упражнение помогает в точном запоминании важной и сложной информации.
5. Практические задания
– опытным путем докажите, что ферменты
слюны расщепляют углеводы;
– из предложенных микропрепаратов найдите
ткани желудка;
– предложите правильную подачу блюд,
сервировку стола.
Учащиеся приглашены к столу, на котором находится оборудование для проведения исследований: накрахмаленный бинт, йод, вода, ватные палочки.
Учащиеся проводят исследование. 2 учащихся берут микропрепараты тканей организма, настраивают микроскоп и находят нужный микропрепарат.
Перед учащимися находится набор карточек с отдельно взятыми блюдами. Ребята рассказывают о правильной подаче блюд на стол, объясняя это с точки зрения биологии.
В этот момент уместно сказать, что в эти дни весь мир отмечает годовщину снятия блокады Ленинграда. 900 дней и ночей длилась блокада. И жители героически выстояли, несмотря на то, что они получали пайку хлеба в эти дни всего в 125 грамм. И мы об этом подвиге народа должны помнить всегда.
Помните!
Через года,
Через века
Помните!
6. Творческие задачи «Почемучка»
– Если человек оказывается в условиях, где ему доступна только морская вода, он может погибнуть, если будет использовать ее для питья. Почему?
– Иногда новое блюдо мы пробуем кончиком языка. Не ощутив ничего неприятного, мы смело «снимаем пробу» и уже позже в полной мере ощущаем горький привкус. Почему?
– Иногда человеку, потерявшему сознание, для возвращения его к жизни пытаются дать выпить воды (хотя бы один добрый глоток). Этого следует избегать. Почему?
Учащиеся объясняют правильность своих суждений с точки зрения биологии.
7. Учащиеся вместе с учителем подводят итог урока, сформулировав Постулаты здоровья:
- В еде знай меру;
- Для организма необходимо 4 –5 разовое питание;
- На еду трать не менее 30 минут;
- В пище должны быть сырые овощи и фрукты;
- Есть нужно неторопливо, хорошо пережевывая пищу;
- Мойте руки, овощи и фрукты перед едой;
- Лучше 5 раз поесть, чем 1 раз наесться
- Не переедай, следи за весом;
- Регулярно делай зарядку, больше двигайся, закаляйся;
- Избавься от вредных привычек;
- Живи в согласии с собой и окружающими, имей цель в жизни, придающую смысл, не теряй веры в будущее;
- Не думай о болезнях, верь в свои силы и здоровье!
Определяется ученик, набравший большее количество жетонов. Выставляются оценки с аргументацией.
8. Домашнее задание:создать компьютерную презентацию по теме «Пищеварение».
9. Под музыку учащиеся заполняют таблицу:
Мои впечатления:
Раньше не знал, не задумывался | Было интересно, особенно запомнилось |
|
Учитель всех благодарит за сотрудничество на уроке.