Цели урока:
- Раскрыть содержание произведения, отображающее историческое событие, показать духовную красоту людей.
- Совершенствовать навыки беглого, правильного выразительного чтения.
- Вырабатывать умения выражать свое отношение к прочитанному тексту и выделять главную мысль стихотворения.
- Коррекция и развитие образного мышления и представления, эмоционально-волевой сферы. Воспитывать в растущем человеке такие духовные понятия, как любовь к Родине, к народу.
- Обобщить и систематизировать знания по теме: Арифметические действия с числами при измерении.
- Коррекция познавательной деятельности учащихся, мышления на основе упражнений над числами при измерении.
- Воспитание интереса к предмету, аккуратности при выполнении и записи заданий, чувства ответственности за себя и за одноклассников.
Оборудование: портрет К. Симонова, текст стихотворения, сборник фотографий “Писатели на фронте”, атлас “Города–герои Великой Отечественной войны”, грамзапись песни “Священная война”, словарные слова – кринка, погост, тракт, выставка рисунков учащихся на тему: “Дороги войны”, эпиграф урока. учебники, опорные таблицы, микрокалькуляторы, сигнальные карточки, жетоны, цветные карандаши, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
Включение в урок. (Тихое звучание песни “Священная война”, музыка А.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача).
Учитель математики: Ребята, урок необычный, внеклассного чтения и математики, проведем с учителем чтения. Урок посвящен историческому событию – Великой победе над фашизмом.
Учитель чтения: эпиграф урока: “Война! Жесточе нету слова!” А.Твардовский.
Вопрос: Как вы понимаете эту фразу? ( Война несет страх,, потери, слезы, смерть, голод. холод…) 22 июня началась Великая Отечественная война! Враг был нацелен на захват важнейших центров страны. (Ученик показывает на карте направление ударов немецко-фашистских войск через Смоленск).
Учитель математики.
II. Устный счет.
– В каком году началась Великая Отечественная война? (1941 г.)
– В каком году закончилась Великая Отечественная война? – (1945 г.)
Показать сигнальными карточками расстояние от Берлина до Москвы, от Бреста до Смоленска, от Смоленска до Москвы. Дайте характеристику числам, сравните и назовите самое маленькое число.
III.Сообщение темы и цели урока.
Продолжаем работу над темой: Арифметические действия над числами при измерении”.
Оценивать будем вас сегодня жетонами.
Учитель чтения. Ребята, работаем над стихотворением К. Симонова “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины”, совершенствуем навыки чтения, выражаем свое отношение к прочитанному тексту. Как готовились к уроку? (Читали стихотворение, подготовили сообщение о поэте, рисовали рисунки на военную тематику, оформили выставку).
Сообщение о поэте (рассказ учащегося): К началу войны К. Симонов был уже известным поэтом газеты “Красная звезда”. Вряд ли был такой офицер, который участвовал и в танковом десанте, и в походе подводной лодки, и в кавалерийском рейде. Его перо оказалось универсальным родом оружия. Писатель вспоминает: “Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики. А с востока на запад навстречу гражданские парни. Их вели вперед чувство долга. Этих людей расстреливали немцы. Это была одна из трагедий тех дней.
Учитель чтения: Война и стихи шли рядом. Стихотворение посвящено другу-однополчанину Алексею Суркову, автору песни “Землянка”.
Анализ стихотворения “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины” – Словарная работа (кринка, погост, тракт). – Вопрос перед чтением: какая картина возникает в воображении после прослушивания?
– Чтение наизусть 1части стихотворения учеником. – Анализ чтения, ответ на вопрос. – Самостоятельное чтение. – Беседа по содержанию текста.
(Какие образные выражения использует автор?)
Что такое Родина, по мнению поэта? (Подтвердить ответы строками).
Учитель математики: Все стояли на защите Родины.
Задача. Разведчику-связисту для восстановления кабеля необходимо проползти три участка по 25 метров 80 сантиметров каждый. Какой длины участок прополз разведчик?
– О чем речь в задаче? – Что считаем? – Что значит по 25 м 80 см? – Краткая запись в тетради. – Выполнение. – Проверка.
IV. Домашнее задание (по математике).
V. Физпауза.
Решение задачи. Задача. Сквозь вражескую бомбежку в Смоленск на машине привезли 1т 500кг муки. 765кг муки израсходовали для выпечки хлеба. Сколько кг муки осталось?
Решение на доске.
VI. Закрепление. Учитель чтения.
Образ Родины в стихотворении сливается с образом женщины. Именно на ее плечи ложились все тяготы войны, и она приближала долгожданную победу.
Чтение учеником наизусть стихотворения М. Исаковского “Русской женщине”
Учитель математики. Наравне с мужчинами воевали и женщины. Всего за героические подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, почетного звания Героя Советского Союза было удостоено 11 600 человек. 115 мужчин удостоены этого звания дважды. 86 женщин удостоены тоже дважды, 260 жителей Алтайского края, 4 жителя Ребрихинского района.
Задание.
1.Нарисовать звезду красным карандашом на числе, которое записано с помощью двух цифр.
2. Назовите фамилии наших земляков имеющих звание Героя Советского Союза.
VII. Оценки (подсчет жетонов).
VIII. Итог урока (тихо звучит песня “День Победы”, слова В.Харитонова, музыка Д.Тухманова).
– Сколько лет прошло после окончания Великой Отечественной войны?
– Какую дату отмечает наша страна в 2010 году? (65-летие Великой Победы)