Модульная технология

Разделы: Математика


Педагогическая технология-это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определённой последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.

Различают три основных группы технологий – объяснительно-иллюстративные, личностно-ориентированные (разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения, модульного обучения) и технологии развивающего обучения.

Отличительные черты модульного обучения:

1. Содержание обучения представлено в законченных самостоятельных комплексах. Дидактическая цель формулируется для учащегося и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Ученик в письменной форме получает от учителя советы:
а) где найти учебный материал;
б) как овладеть им (выучить, составить конспект и т.д.)
в) как проверить правильность выполнения.

2. Модульное обучение предполагает изменение форму общения учителя с учащимися. Он общается с ними как посредством модулей, так и непосредственно с каждым индивидуально. Отношения становятся более паритетными.

3. Каждый работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности.

4. Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками путем консультирования каждого из них, дозированной персональной помощи.

Модульное обучение позволяет:

  1. Достичь полного усвоения базисного компонента содержания образования каждым учеником и повышенного уровня в соответствии с интересами и склонностями ученика.
  2. Сформировать у всех учащихся устойчивые познавательные интересы и способы их удовлетворения своими силами.
  3. Развивать интеллект, память и речь учащихся.
  4. Научить коммуникативным умениям.
  5. Сформировать умения осуществлять самопознание на основе рефлексии.

I. Теоретические основы модульного обучения.

1. Модульное обучение базируется на деятельностном подходе к обучению. Опираясь на исследования А. Н. Леонтьева, формируем следующее требование к обучению: только то учебное содержание осознанно и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. Однако при этом следует учесть, что учитель должен организовывать не эпизодические действия, а их систему, но для этого он должен знать состав учения. Рассмотрим их.

Компоненты учения:

  • Мотивационный: потребности, интересы, мотивы, обеспечивающие включение ученика в процесс активного учения и сохранение активности на всех этапах познания.
  • Ориентировочный: принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, ее планирование и прогнозирование;
  • Содержательно-операционный: система ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способы учения, как инструмент получения и переработки информации;
  • Энергетический: внимание, воля, эмоции;
  • Оценочный: самооценка и самоконтроль хода и результата выполнения действий; самоуправление процессом учения.

Таким образом, учение – это целенаправленная, мотивированная, самоуправляемая отражательно-преобразующая деятельность субъекта. Отсюда следует, что учитель, разрабатывая задания для учащихся, должен ориентировать их на цель, организовать действия по ее принятию (мотивировать), включать в задания самоконтроль и самооценку и все это обеспечит организацию учения как самоуправляемой деятельности.

2. Модульное обучение опирается на теорию развивающего обучения, основы которой были заложены Л. С. Выготским. Именно им было выявлено две зоны развития: актуального и ближайшего. Если ученик выполняет задание с дозированной помощью других (учителя, товарищей), то он находится в зоне своего ближайшего развития. Под дозированной помощью имеется в виду подбадривание ученика, напоминание ему нужной области знаний, помощь в начале выполнения занятия и т.д. Именно это способствует созреванию функций психики

школьника. То, что он сегодня делает с помощью других, завтра он сможет сделать сам и тогда уже цикл развития завершается и ученик переходит в зону актуального развития. Реализация этой теории в модульном обучении осуществляется путем:
а) дифференциации содержания и дозы помощи ученику;
б) организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной групповой, в парах сменного состава.

3. Очень многое модульное обучение использует из программированного обучения. Во-первых, четкие действия каждого ученика в определенной логике; во-вторых, активность и самостоятельность действий; в-третьих, индивидуализированный темп и, в-четвертых, постоянное подкрепление которое осуществляется путем сличения (сверке) хода и результата деятельности, самоконтроля и взаимоконтроля.

4. Из теории поэтапного формирования умственных действий берется главное – ориентировочная основа действий, которая осуществляется через материальную (или материализованную) форму деятельности, громкую речь без предметов, внешнюю речь про себя и собственно внутреннюю речь. Наибольший эффект деятельности достигается при обобщенной ориентировке, когда ее строит сам ученик с дозированной помощью Других.

5. Из такой науки как кибернетика модульное обучение использует идею гибкого управления, переходящего в самоуправление.

6. Важнейшей теорией, практически реализующей деятельностный подход является теория проблемного обучения. Она предполагает организацию обучения, включающего в себя поиск проблем и выработку путей их решения, что и обеспечивает развитие личности школьников.

7. Модульное обучение является очень интенсивной технологией, поэтому важно учитывать рекомендации Ю. К. Бабанского, разработавшего теорию оптимизации, требующую организовывать обучение с наименьшей затратой сил, времени и средств.

8. Основы теории модульного обучения были бы не полными, если бы оно не опиралось на рефлексивный подход. Краткий психологический словарь определяет рефлексию как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Декарт определял рефлексию как сосредоточение на содержании своих мыслей, углубление человека в самого себя.

Учитель, составляя задания в модуле, должен начать с цели и завершить контролем. Кроме этого каждое учебное занятие должно завершаться рефлексией каждого ученика. Ученика нужно учить оценивать себя. Для этого можно использовать наши советы:

Я – как я себя чувствовал в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением я работал, доволен ли я собой. Мы – насколько мне было комфортно работать в малой группе, я помогал товарищам, они мне помогали, чего было больше, считаю ли я себя авторитетом в этом вопросе, какие у меня были затруднения в общении с группой.

Структура модульной программы и отдельных модулей.

Рассмотрим последовательность действий учителя при подготовке к переходу на модульное обучение. Начать нужно с представления своего учебного курса как системы, т.е. провести первичное структурирование содержания. Учитель должен четко себе представлять целостно все содержание, сложности его изучения и может уже приступить к выбору технологий обучения. В частности к разработке модульного обучения. Поэтому его следующий шаг состоит в создании модульной программы (МП), которая включает комплексную дидактическую цель (КДЦ) и совокупность модулей (М). Каждая МП имеет свое название. Для создания модульной программы необходимо выбрать крупную тему или раздел, сформулировать КДЦ на трех уровнях: знания, умения и значения этих знаний для последующего усвоения учебного содержания, для практики, жизни, и, главное, для духовного развития личности.

Далее в комплексной дидактической цели нужно выделить интегрирующие дидактические цели для каждого модуля. Модуль – это средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации.

Следующий шаг – это выделение в интегрирующих дидактических целях частных дидактических целей и отбор содержания учебных элементов (УЭ), на которые делится все содержание модуля.

Таким образом, учитель сначала строит дерево целей: КДЦ – ИДЦ – ЧДЦ, и под них подбирает содержание. И, наконец – построение самого модуля. Модуль начинается всегда с формулировки ИДЦ, которая обозначает как УЭ – О (все, что с О – это обозначение цели), затем формулируются задания для входного контроля. Его цель состоит в том, чтобы установить готовность учащихся к активному обучению.

Затем следует определить все частные дидактические цели и создать учебные элементы. Каждый УЭ начинается с целевой установки (ЧДЦ), затем указывается система действий, которые нужно совершить и заканчивается УЭ проверочным заданием, чтобы установить успешность хода усвоения знаний и внести коррекцию, если нужно.

После выполнения всех заданий предлагается сделать обобщение (резюме) – это будет предпоследний УЭ модуля и, наконец, последним УЭ является выходной контроль. Его цель состоит в том, чтобы проверить уровень усвоения содержания модуля.

Таким образом, модуль представляет собой целевую программу действий по усвоению конкретного содержания.

Подготовка МП и соответствующих М – трудоемкая работа, требующая большой предметной и педагогической компетентности. Учитель, который будет их разрабатывать должен учитывать следующие общие принципы:

1. Принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей.
Суть этого принципа заключается в том, что решение частных дидактических целей всех учебных элементов обеспечивает достижение интегрирующей цели модуля. Решение интегрирующих целей всех модулей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели всей модульной программы.

2. Принцип полноты учебного материала в модуле.
В модуле полнота учебного материала, соответствующего выдвинутой дидактической цели, обеспечивается следующим образом:

  1. излагаются основные моменты учебного материала, его суть;
  2. даются пояснения к этому материалу;
  3. указываются возможности дополнительного углубления в материал;
  4. задаются теоретические и практические задания и приводятся ответы на них;
  5. Принцип относительной самостоятельности учебных элементов;

4. Принцип реализации обратной связи требует, чтобы процесс усвоения знаний был управляемым и существовала возможность контроля усвоения. Необходимо вводить входной, текущий и выходной контроль. Входной и выходной контроль может быть более жестким и осуществляется учителем (контрольные, практические работы – Э). Текущий и промежуточный (в конце учебного элемента) может осуществляться в виде мягкого контроля: само – и взаимоконтроль, сверка с образом. Учащиеся ведут лист учета, где сами выставляют оценку по количеству набранных баллов.

№ УЭ УЭ УЭ УЭ УЭ Итого (количество баллов)
Количество баллов

5. Принцип оптимальной передачи информационного и методического материала требует представления материалов модуля в такой форме, чтобы обеспечивалось наиболее эффективное их усвоение обучающимся. Учебное содержание и методический материал должны быть изложены доступно, конкретно, выразительно, желательно, чтобы учитель обращался лично к ученику.

Опыт показал, что наилучшая форма представления информации в модуле может быть следующей.

№ УЭ Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала

Типы учебных элементов.

Успех применения модульных программ во многом зависит от качественного содержания УЭ, т.к. ученик работает непосредственно с ними в первую очередь. И первым требованием является разнообразие учебных элементов.

Рассмотрим УЭ на основе носителей учебной информации:

Тип УЭ Носитель учебной информации
1. Текстовой Учебник, дополнительная литература, журнал, газеты
2. Картографический Атлас, карты, планы, карта, схемы
3. Табличный Таблицы, графики, блок– диаграммы
4. Иллюстративный Фото, рисунки, репродукции
5. Словесный Учитель, докладчик, лектор
6. Компьютерный Базы данных
7. Аудио-видео Видео, кино, слайды, магнитозаписи, диски
8. Натурный Ландшафт и его компоненты
9. Смешанный Носители типов, названных выше

Формы учебных элементов.

– Академический – наиболее распространенная форма, в которой ставятся познавательные цели, а в инструкции ученику предлагается решить их, используя традиционные методы самообучения. Все приведенные выше примеры – академические УЭ. (В том числе урок алгебры в 9 классе “Геометрическая прогрессия” – Приложение 1.)

– Игровой – это когда учащимися предлагается игровая ситуация, в ходе решения которой они могут выполнять ролевую игровую деятельность, тем самым учиться прогнозировать, дискутировать, принимать коллективное решение. Игровые учебные элементы предпочтительнее использовать для закрепления материала.

Используемая литература:

  1. Алгебра и начало анализа: Учеб. Для 10–11 кл. А45 шк./А.Н. Колмогоров, А. М. Абрамов, Просвещение 2007.
  2. Алексеенко Н. А., Стукалова И.Н. “Модульное обучение как интегративная технология, направленная на полное усвоение знаний каждым учеником и его развитие”. // “Особенности преподавания предметов естественно-научного цикла в условиях модернизации школьного образования”. Барнаул – 2005.
  3. И. К. Варшавский. “Текстовые задачи на едином государственном экзамене”// Математика в школе. – 2006 – № 1.
  4. Полякова Н. В. “Перспективные школьные технологии”. // Завуч. – 2005 – № 5.