Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма. 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Цели:

  1. Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие “орнамент”.
  2. Отработать навыки умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя различные материалы.
  3. 3.Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся.
  4. Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору.

Оборудование и материалы:

  1. Электронное приложение к уроку, которое состоит из 15 слайдов. Слайды сменяются по щелчку и начинают воспроизведение материала по щелчку. В течении самого слайда элементы сменяются после предыдущего элемента. Скорость смены слайдов средняя, что позволяет учителю излагать теоретический материал.
  2. Рабочая тетрадь №1, которая заполняется в момент объяснения материала.
  3. Рабочая тетрадь №2, которая заполняется после постановки учебной задачи или проблемы урока.
  4. Музыкальный ряд: русские народные песни или мелодии.

План урока.

  1. Беседа о вышивке как виде народного творчества.
  2. Понятие об орнаменте. Формы и мотивы русских вышивок.
  3. Культовое значение элементов орнамента.
  4. Прослушивание русских народных песен.
  5. Постановка художественной задачи, выбор композиции и приемы работы.
  6. Работа над эскизом.
  7. Окончание работы. Выставка и обсуждение работ, оценка.

Ход урока

Беседа.

Учитель. Ребята! Обратите внимание на то, как живописен русский национальный костюм? Это потому, что в его украшении чаще всего использовалась вышивка. Слайд №4.

Вышивка – одно из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей. Русскую женщину эта сложная , но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочку учили вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в в бедной так и богатой семье. Девушка должна была готовить приданное: полотенца, постельное белье , одежду, скатерти. Женщины вышиванием заполняли свое свободное время. Любовное, ласковое отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях.

На горе-то стоит елочка,
Под горой стоит светелочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горенке,
На дубовой новой лавочке
Все сидела красна девица.
Во левой руке держала пяличко,
Во правой руке – иголочку.
Она шила, красна девица,
По атласной алой ленточке;
Шила девица приданое,
То приданое немалое.

Все предметы, входящие в приданое, были яркими и декоративны, и особую роль в этом чаще всего играла вышивка. Вышивка – это искусство создания узоров на ткани при помощи иглы и нитей. Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. Их рубахи, передники, сарафаны так и полыхали тканями, вышитым и набивным узором. Слайд №5.

Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент. Орнамент – узор в котором повторяются или сочетаются геометрические или растительные элементы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Ученые отмечают три значения орнамента:

  1. Слава божеству! Праздник.
  2. Просьба плодородия.
  3. Благодарность Богу за содеянное. Слайд №6

Различают несколько видов орнаментов: травный, зооморфный и геометрический. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.

В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками. По мере того как мы будем знакомиться с элементами вышивки, необходимо заполнять рабочую тетрадь №2 Слайд №7,8,9, 10, 11.

Нижний Дон, курган Хохлач, найдены останки сарматской царицы. В Азовском краеведческом музее есть этот стенд. Если хорошо его рассмотреть, то украшения царицы имеются геометрические символы, о которых мы говорили. Слайд №12

Вышивка выполнялась различными нитками: льняными, шерстяными, шелковыми, реже металлическими.

Иногда вышивку дополняли бисером, жемчугом, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисером расшивали кокошники и нарядные ленты, которые надевали на голову. Обычно такой дорогой убор передавался в семье по наследству. Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом.

Рассмотрим два вида русской вышивки: орловскую и калужскую давайте найдем черты сходства и различия. Слайд №13.

Красота вышивки Калужской области достигается сочетанием прозрачного, как кружево, сложного орнамента с цветовой нитью. В другом случае, например в вышивке Орловской области, главное разнообразие цвета (желтого, красного)

Постановка художественной задачи:

Сейчас мы с вами будем разрабатывать свой вид вышивки . Для этого воспользуемся шаблоном из рабочей тетради №2. и Слайдом №13.

Работа над эскизом.

Сочиняется орнамент на шаблоне по мотивам вышивки Калужской и Орловской областей. Слушаются русские народные песни. Проводится индивидуальная работа с каждым учеником.

Подведение итогов.

Учитель. А сейчас посмотрим на свои работы и обсудим их. В нашем классе от орнаментов и узоров у всех стало теплее и радостнее на сердце. Мы побывали у вышивальщиц Древней Руси, узнали много интересного.

Музыка

Рабочая тетрадь

Презентация