Цели:
- Знать: что глаголы различаются на виды по вопросам и значению.
- Уметь: владеть способом действия по распознаванию видов глагола; показать различия глаголов совершенного и несовершенного вида, возможности функционирования глаголов в речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Работа с текстом. (Презентация, слайд 1)
Апрель – настоящий в..долей4. Заиграли талой водой овра..ки. Моросит на снег 3первый весенний3 дождик. Шир..ко ра..лились лужи и разводья в низинах. Трогают..ся вешние воды. Идет лед.
- Вставить пропущенные орфограммы.
- Синтаксический разбор предложения.
- Морфологический разбор слов.
(Слайд 2)
– Какие слова в данном тексте несут основную смысловую нагрузку?
(Глаголы)
– Запишите глаголы, состав которых соответствует данным схемам:
– На какие вопросы отвечают эти глаголы?
(Что сделали? Что делают?)
– Какой из глаголов обозначает законченность действия?
(Заиграли – уже сделали, совершили действие).
– Какой из глаголов обозначает незаконченность действия?
(Трогаются – еще только трогаются, действие не доведено до конца).
– Надпишем над глаголами вид: совершенный вид – несовершенный вид.
В определении вида глагола поможет такой прием: если вопрос начинается с буквы с (что сделать? что сделает?) – глагол совершенного вида.
– Укажите в данном тексте глаголы совершенного и несовершенного вида.
IV. Работа с таблицей. (Слайд 5)
Вид | Неопред. форма глагола | Настоящее время |
Прошедшее время |
Будущее время |
Несовершенный | (что делать?) трогаться | (что делаю?) трогаюсь | (что делал?) трогался | (что буду делать?) буду трогаться |
Совершенный | (что сделать?) заиграть |
– | (что сделал?) заиграл |
(что сделаю?) заиграю |
– На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида, а на какие – совершенного вида?
– В форме каких времен могут стоять глаголы несовершенного вида? Совершенного вида?
V. Чтение параграфа 112.
VI. Минутка отдыха. (Звучит мелодия). (Слайды 6–8)
– Прослушать текст, озаглавить.
У каждого времени года своя музыка.
Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливаются овсянки.
Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.
VII. Закрепление материала.
(Карточки с текстом перед каждым учеником).
Определить вид глаголов.
Утро. С гор ласково течет запах цветов. Только что взошло солнце. На листьях деревьев, на стеблях трав ещё блестит роса. Дорога кажется мягкой, как бархат, и хочется погладить её рукой.
VIII. Найти и исправить ошибки в употреблении глаголов. (Слайд 9)
- Я дочитал книгу и шел спать.
- Учащиеся задерживались в школе, но все же решили задачу.
- Я долго переписал сочинение.
- Ребенок горько плакал и никак не успокоился.
- Слушатели горячо аплодировали, и пианист играл еще одну пьесу.
IX. Домашнее задание. П. 112, упр. 647, слова на стр. 240–256 выучить. (Слайд 10)
X. Итог.