Урок краеведения на тему "Редкие и исчезающие животные Ростовской области"

Разделы: Начальная школа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели:

  • Познакомить учащихся с Красной книгой Ростовской области; расширить, углубить знания детей о животных, встречающихся в Ростовской области.
  • Развивать речь, память, мышление, познавательную активность; вырабатывать внимание и наблюдательность.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Оборудование:

  • Красная книга Ростовской области.
  • Карта Ростовской области.
  • Кроссворд.
  • Толковый словарь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать наш родной край. Я предлагаю вам разгадать кроссворд. А ключевое слово и будет темой нашего урока.

Шубка – иголки,
Свернётся он – колкий,
Рукой не возьмёшь.
Кто это? … (Ёж)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто ж это?... (Лиса)

На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (Воробей)

Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасётся весь день.
Кто ж это? … (Олень)

В подполье, в каморке
Живёт она в норке,
Серая малышка.
Кто же это?... (Мышка)

Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. (Змея)

- Какое слово получили?

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о животных обитающих в нашем крае, но не просто о животных, а о редких и исчезающих животных, которых на нашей планете осталось очень мало.

III. Работа над новой темой.

1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, как вы думаете, почему многие виды животных стали редкими на нашей планете, а некоторые вообще находятся на грани исчезновения?

- Наша Ростовская область занимает большую территорию, на которой расположены две природные зоны: степь и полупустыня. По донской земле протекает много рек и речушек. Всё это создаёт условия для обитания самых разнообразных животных на территории нашего края. Раньше животный мир нашей области был очень богат. Но деятельность человека очень сильно изменила природные условия, что привело к уменьшению численности и даже полному исчезновению некоторых видов животных.

2. Демонстрация Красной книги.

- Ребята, кто знает что это за книга?

- Почему она называется Красной книгой?

- Давайте с вами вспомним сигналы светофора. О чем предупреждает нас красный сигнал светофора? (“Осторожно! Может случиться беда!”)

- Вот и цвет обложки книги тоже красный, как сигнал светофора, который нас предупреждает, что если мы не защитим растения и животных, которые попали в Красную книгу, они погибнут.

3. Просмотр презентации “По страницам Красной книги”.

1 слайд.

- Ребята, как вы думаете, почему нужно знать животных, занесённых в Красную книгу?

- Вам хотелось бы узнать, какие животные, обитающие в нашем крае, занесены в Красную книгу?

- Тогда я предлагаю вам “прогуляться” по страницам Красной книги.

2 слайд.

Чтобы сохранить многообразие живых существ, которые стали редкими на нашей планете Международный союз охраны природы и природных ресурсов создал “Комиссию службы выживания”, которая в 1966 году выпустила Международную Красную книгу. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.

3 слайд.

В 1978 г. Красная книга появилась и в нашей стране. Она называлась “Красная книга СССР”. Позднее она стала называться “Красная книга России”. В этой книге были перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть с лица Земли.

4 слайд.

- Но создания Красной книги нашего государства оказалось недостаточным. Так как численность некоторых видов животных катастрофически сокращалась. И тогда такие книги были созданы в отдельных регионах. Так Красная книга появилась и в нашей области. Красная книга Ростовской области была издана в 2004 г. Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области.

5 слайд.

В нашем крае проводится большая работа по охране растительного и животного мира. На территории Ростовской области находится природный заповедник “Ростовский”. Он создан в 1995 году. Заповедник состоит из четырёх обособленных участков, расположенных на территории Орловского и Ремонтненского районов.

6 слайд.

Заповедник – место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы …

В настоящее время на территории Ростовской области находится 7 заказников федерального и 27 – областного значения.

Заказник – род заповедника, где временно запрещена охота или где находятся под особой охраной растения или животные.

7-18 слайды.

Посмотрите и запомните! Эти животные находятся в Красной книге Ростовской области. Если вы встретите их, помните сами и скажите другим, что они находятся под охраной государства.

19 слайд.

По каким причинам может сокращаться численность животных?

20 слайд.

Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ,-
Ведь другой, похожей, нету.

Яков Аким

- Красную Книгу называют Документом совести человека, как вы думаете, почему?

4. Работа с учебником.

Чтение интересных сведений о редких и исчезающих животных Ростовской области и их охране.

IV. Закрепление.

- Сегодня на уроке мы узнали много интересного о животных, занесённых в Красную книгу. А как вы думаете, охранять надо только тех животных, которые в неё занесены?

- А что мы с вами можем сделать для охраны природы?

- У вас в тетрадях слева записаны правила друзей природы, а справа знаки которые им соответствуют. Вам необходимо соединить каждое правило с соответствующим знаком.

- Обратите внимание, что в столбике слева остались пустые строки. Как вы думаете для чего?

- Какие правила вам хотелось бы добавить? Запишите их на оставленные строки.

- А теперь подумайте и нарисуйте в тетради к своим правилам экологические знаки.

V. Итог урока.

- Для чего была создана Красная книга?

- Какие животные, находящиеся в Красной книге Ростовской области вам запомнились?

VI. Домашнее задание.

- Ребята! У меня на столе лежат карточки с названиями животных, обитающих в нашем крае, которые нуждаются в защите. На перемене каждый из вас выберет себе карточку с названием одного из животных. Дома вы подготовите сообщение об этом животном, оформите его на альбомном листе, подберёте фотографию или сами нарисуете это животное. Это будут заготовки для Красной книги нашего родного края, которую мы с вами сделаем своими руками, и которая будет храниться у нас в классе.