Цели:
- Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Односоставные предложения”;
- Закрепить умение различать виды односоставных предложений;
- Совершенствовать умение видеть односоставные предложения в контексте и использовать в речи.
- Углубить знания о речевой роли односоставных предложений;
- Развивать творческие способности учащихся;
- Развивать положительную мотивацию к изучению русского языка и литературы.
Оборудование:
- Компьютерная мультимедийная презентация “Типы односоставных предложений”;
- Текст для редактирования (<Приложение1>);
- Контрольный тест (<Приложение2>).
Ход урока
1. Организационный момент – 1 мин.
Здравствуйте, садитесь. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.
2. Сообщение темы и постановка целей урока – 1 мин.
Итак, тема нашего урока “Виды односоставных предложений”, сегодня мы должны обобщить, систематизировать изученный материал, научиться различать виды односоставных предложений, видеть их в контексте.
3. Повторение. Слово учителя – 4 мин.
И начнем мы с вами с повторения теоретического материала.
- На какие две группы делятся предложения по наличию главных членов? (Односоставные, двусоставные.)
- Какие предложения называются односоставными? (Предложение, в котором только один главный член – главный член односоставного предложения.)
- Назовите типы односоставных предложений. (Назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные.)
- Какие предложения называются определенно-личные? (Главный член выражен глаголом в форме 1 или 2 лица изъявит. или 2 лица повелит. наклонения.)
- Какие предложения называются неопределенно-личные? (Главный член выражен глаголом в форме 3 лица мн. ч. наст. или буд. времени; глаголом во мн. ч. в прош. вр. и условном наклонении.)
- Какие предложения называются безличные? (Главный член выражен безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопр. ф. глаг., кр. страд. прич. в форме ср. р. , сущ. в род. пад. с НИ или НЕ.)
- Какие предложения называются назывные? (Главный член выражен существ. в им. пад. или сочетанием числит. с сущ.)
Хорошо, молодцы! Практическую работу мы начинаем с орфографической разминки.
Вызванный ученик вставляет пропущенные буквы, графически объясняя свой выбор, т.е. обозначает орфограммы. Остальные ученики работают в тетради.
4. Орфографическая разминка – 5 мин.
Предпол..гает..ся заплы.. , хочет..ся пр..влеч.. вн..мание, гружё..ый вагон, бор..шься с усталостью, серебря..ое блюдце, пр..одолева..м пр..грады, (не)прерывно машет рукой, жела..ый гость, стро..ш.. дом, кова..ый стол.
! Оценить работу.
5. Синтаксический разбор предложения – 7 мин.
..., к доске. С красной строки записываем предложение:
Объявили тревогу, и через несколько минут отряд отправился в путь. (Повеств., невоскл., сложн.:1 – односост.,(неопр.-личн.), распр.; 2– двусост., распр.)
- Предложение по цели высказывания…
- По интонации
- По наличию грамматических основ…
- 1-ое простое: по наличию главных членов? Тип односоставного предложения? По наличию второстепенных?
- 2-ое: по наличию главных членов? По наличию второстепенных?
! Оценить работу.
!!! Составьте, пожалуйста, 3 предложения, соответствующие схемам:
1. [назывное], и [безличное]. Пр.: Жаркий летний день, и густо пахнет
полевыми травами.
2. [безличное], но [двусост.].
3. [назывное], и [безличное].
Запишите предложение в тетрадь. Грамматические основы подчеркните.
6. Закрепление материала – 6 мин.
Все внимание на экран, работаем устно. Ваша задача – определить тип односоставных предложений, свой ответ аргументировать. Презентация. Слайд 1.
- Брожу по набережной снова. (Определенно- личное.)
- Повеет полем, первой бороздой. (Безличное.)
- Его везли из крепости, из Бреста. (Неопределенно-личное.)
- Тепло на солнышке. (Безличное.)
- Всё грущу о шинели. (Определенно-личное.)
- Запоздалый птичий перелет. (Назывное.)
- Теперь и пахарям можно отдохнуть. (Безличное.)
- В Сибири не любят горячку и спешку. (Неопределенно-личное.)
- Синеватая черта большой речки… (Назывное.)
- Уже смеркалось, и в комнате стало темно. (Сложное: 1– безл., 2-безл.)
7. Редактирование текста – 8 мин.
Представьте себе, что вы редактор газеты. Вам принесли статью, она лежит перед вами, но, прочитав текст внимательно, вы понимаете, что в таком виде печатать ее нельзя. Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопрос: “Почему этот текст неудачен?”
Текст для редактирования.
Наступило утро. Я встаю в 7 часов утра. Я хотел бы поспать еще, но надо вставать. Все равно я буду разбужен. Я должен поспеть к половине девятого в школу. Я быстро завтракаю и выхожу из дома. Я очень весел. Сегодня я буду выступать на школьном вечере художественной самодеятельности. Вот я уже в школе. Я хотел бы, чтобы день прошел удачно…
- Отредактируйте этот текст. Что для этого нужно сделать? (Заменить некоторые двусоставные предложения односоставными.)
- Запишите текст в исправленном виде.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Назовите, какие типы односоставных предложений вы использовали.
Отредактированный текст.
Утро. Я встаю в 7 часов. Хотелось бы поспать еще, но надо вставать. Все равно меня разбудят. Надо поспеть к половине девятого в школу. Я быстро завтракаю и выхожу из дома. Мне очень весело. Сегодня буду выступать на школьном вечере художественной самодеятельности. Вот я уже в школе. Хотелось бы, чтобы день прошел удачно.
Молодцы, у вас все хорошо получилось. Мы с вами еще раз убеждаемся в том, использование в речи односоставных предложений помогает нам избежать тавтологии, сделать текст более выразительным, ярким, лаконичным. Например, назывные предложения помогают создать образную, зримую картину, запечатлеть мгновение… На прошлом уроке мы с вами убедились, что многие поэты и прозаики используют при создании произведения односоставные предложения.
Давайте и мы с вами вообразим себя писателями и попробуем создать небольшое сочинение, посвященное описанию зимнего дня, леса, используя все виды односоставных предложений. Слайд 2.
8. Творческая работа (сочинение – миниатюра) – 4 мин.
Хорошо!
9. Тест. Приложение2. Подведение итогов – 9 мин.
Итак, мы с вами повторили все виды односоставных предложений, думаю, что сейчас вы готовы к самому важному этапу урока – к контрольному тестированию, которое покажет, как вы освоили материал.
Резерв:
Графический диктант.
Определите тип односоставных предложений. Запишите ответ буквами (Н – назывное, Б – безличное, О/Л – опеределенно-личное, Н/Л – неопред.-личное) в столбик.
- Серое осеннее утро.
- Было холодно и сыро.
- Люблю тебя, моя Россия!
- В газетах пишут о выборах.
- Не догнать тебе бешеной тройки.
- Вот и станция.
- Не спеши!