Со словом “Родина” у каждого человека связаны эмоции с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором он родился и вырос, местная природа, предки.
Любовь к стране начинается с любви к своему городу. Региональный принцип отбора содержания и построения краеведческой работы обусловлен возможностями ближайшего окружения. Знания об истории родного города и края дают дошкольникам возможность активного взаимодействия с окружающим миром.
Мы живём в Североморске – столице северного флота, городе со своей историей и давними традициями, городе-воине, городе-труженике. Улицы, названные в честь героев, памятники архитектуры, скульптуры – всё говорит о прошлом и настоящем флотской столицы.
В начале краеведческой работы я провела диагностику по выявлению знаний дошкольников о родном городе. Результаты показали, что большинство детей (высокий уровень – 40%, средний уровень – 25%, низкий уровень - 35%) не знают об историческом прошлом своего города, его культуре и достопримечательностях. Для обогащения краеведческих представлений дошкольников поставила следующие задачи:
- познакомить детей с историей и современностью города;
- сформировать у детей представление о различных сторонах жизни родного города, его жителей;
- развивать стремление знать свой город;
- способствовать развитию патриотического отношения к малой родине.
Работу по ознакомлению дошкольников с родным городом провожу по следующим направлениям: история города, достопримечательности города, символика и труд взрослых. Поставленные задачи реализую через все виды деятельности: ознакомление с окружающим, развитие речи, труд и изодеятельность, игра, работа с родителями. Разработала перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому виду деятельности, используя разнообразные формы работы: занятия, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказом по картинкам, тематическим альбомам, экскурсии и пешеходные прогулки, встречи с интересными людьми, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры. Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у дошкольников, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни города.
Наш город богат достопримечательностями и памятниками, к которым я постоянно организую экскурсии и пешеходные прогулки. Мы бываем:
- на Приморской площади, у памятника Героям-североморцам – защитникам Заполярья. Это монумент воинам, разгромившим в годы Великой Отечественной войны фашистских захватчиков на Севере. Подобно многим памятникам такого рода, горожане, любя, называют “Алёшей”. Торжественное открытие его состоялось в год 40-летия Северного флота 10 июня 1973 г.;
- у памятника Саше Ковалёву, юнге северного флота, в годы Великой Отечественной войны участвовавшему в боевых действиях на торпедном катере;
- к памятнику Б.Ф. Сафонову – дважды герою Советского Союза. 24 июня 1941 г. он первым из лётчиков морской авиации сбил вражеский самолёт. А уже 16 сентября ему было присвоено звание Героя Советского Союза. На счету военного лётчика 25 сбитых самолётов противника.
- на площади Мужества, которая так названа в честь северян, отстоявших Заполярье. Здесь на вечном приколе стоит подводный крейсер К-21, на счету которого 17 потопленных вражеских кораблей; на высокий пьедестал взлетел бомбардировщик ИЛ-4. Командир экипажа этой боевой машины старший лейтенант П.Дьяков, смертельно раненный, всё же сумел вывести самолёт из боя и посадить его.
Вместе с детьми посещаем Краеведческий музей Дома Творчества, музей города Североморска и флота, где узнаём много интересного о боевых подвигах североморцев и их трудовых достижениях.
В своей работе активно использую дидактические игры, которые помогают не только закрепить полученные знания о городе, но и узнать много нового. Подобрала дидактические игры по ознакомлению дошкольников с родными городом и разработала перспективный план по их использованию в соответствии с каждым направлениям работы.
Серьёзное внимание уделяю созданию развивающей среды в группе, которая способствует познавательному развитию ребёнка, обогащению и закреплению его знаний о родном городе:
- в книжном уголке – размещены коллекции открыток, календариков “Наш Североморск”, книжки-самоделки – “Улицы нашего города”, “Памятные места Североморска”, литература о городе и тематические альбомы (“Североморск – город-воин”, “Трудовые будни города”, “История герба и флага г. Североморска”);
- в изо уголке – размещён обширный материал североморских художников (А. Сергиенко, И. Мошкин, И. Ворон), репродукции пейзажей, натюрмортов, исторические сведения о жизни и творчестве художников-североморцев;
- в игровом уголке имеются необходимые атрибуты для организации и проведения сюжетно-ролевые игр, многообразие настольно-печатных и дидактических игр по ознакомлению с родным городом.
Для развёртывания игр использую подиумы – они очень удобны своей многофункциональностью (сегодня это военный аэродром, завтра – поле для пехотинцев или морские просторы для моряков).
Работу по ознакомлению дошкольников с родным городом провожу в тесном сотрудничестве с родителями. Разработала перспективный план работы с родителями, используя разнообразные формы (родительские собрания с использованием презентация, беседы, консультации, анкетирование, совместные экскурсии, конкурсы поделок и рисунков и т.д.) , оформила планшеты и консультации с историческими сведениями об улицах города, памятных местах, трудовых буднях горожан, истории создания герба и флага Североморска, подобрала библиотеку познавательной литературы для родителей об истории и культурных ценностях города. Совместно с родителями посещаем Краеведческий музей и памятные места города Североморска, выставочный зал. После таких экскурсий у детей появляется желание отразить в рисунке свои чувства, поэтому регулярно организую персональные выставки юных художников, а также выставки детских работ, выполненных в сотворчестве с родителями: “Мой любимый город”, “Город глазами ребёнка”.
Благодаря целенаправленной работе по ознакомления дошкольников с родным городом у детей расширились представления о родном городе, об историческом прошлом нашего края, о достопримечательностях Североморска и трудовых буднях жителей города, о чём свидетельствуют результаты диагностики (высокий уровень – 68 %, средний уровень – 25%, низкий уровень - 7%. Североморск – наш город, наш причал…Его история уходит в далёкое прошлое. И очень важно, чтобы дети знали историю своей маленькой Родины, гордились её прошлым и настоящим.