В процессе изучения данной темы учащиеся:
- должны знать структуру экосистем, биологическую терминологию.
- объяснять единство живой и неживой природы, взаимосвязи организмов со средой и между собой, необходимость биоразнообразия в природе;
- выявлять антропогенные изменения в экосистеме своей местности и в биосфере всей планеты;
- использовать приобретённые знания в практической деятельности.
При подготовке к данному уроку учащиеся изучали дополнительную литературу, вели наблюдения, провели экскурсии в биоценозы, выясняли адаптированность организмов к определённым условиям, распределение организмов по экологическим нишам в водоёме, в лесу.
Урок по типу является обобщающим, поэтому предусматривает в качестве главной цели обобщение и систематизацию знаний, умения анализировать и делать выводы.
Одна из главных воспитательных задач - формирование экологической грамотности и культуры поведения в природе. Поэтому на уроке предлагаются учащимися для решения экологические задачи.
Эпиграфом к уроку могут быть слова Михаила Дудина:
Как яблоко на блюде
У нас одна Земля.
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников
Разграбить всё богатство
У будущих веков.
Или слова Р. Рождественского
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды.
В конце урока можно вернуться к этим словам, доказав, насколько прав поэт.
Важность изучения данной темы трудно переоценить, поэтому этот раздел занимает в программе значительное место
В последние годы слово “экология” звучит всё чаще, всё тревожнее. В Древнем Египте символом жизни был иероглиф, напоминающий человека, который широко расставил руки, словно бы стремясь охватить весь мир. Не случайно этот символ вплетён в буквы МАБ - сокращённое название программы ЮНЕСКО “Человек и биосфера”. Широко распространилась сегодня власть людей над природой. Поистине руки человека, его мысль, его преобразовательская деятельность охватывает весь мир. Человек выбрасывает в окружающую среду всё больше веществ, которые по закону бумеранга потом возвращаются к человеку. Поэтому при изучении данной темы я уделяю внимание Тому, что человек не должен быть Царём природы, он её –Часть. Пора понять, что мы нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри её. Задача человека и состоит в том, чтобы познав законы природы, не нарушить её равновесие
На первых уроках по этой теме я уделяю внимание правильному пониманию и употреблению этого термина, т.к. на каждом шагу мы слышим “у нас плохая экология”.
Поэтому выясняем, что этот термин был предложен Э.Геккелем в 1866 году, даём его перевод “ наука о доме”, находим синоним этого слова “экономика”, выясняем, что их роднит. За это время рамки этой науки значительно раздвинулись, поэтому учащимся даётся понятие о прикладных науках.
При изучении экологических факторов организую наблюдения учащихся за тем, как влияют абиотические факторы, как адаптируются к ним организмы, отмечая оптимальные и лимитирующие факторы. Уделяем внимание изучению закона”минимума” Ю. Либиха, отмечаем прикладную направленность “закона бумеранга”, суть которого сводим к словам “взял - верни”.
Изучая влияние антропогенного фактора, используем материал местной печати: газет” Экоинформ”, “Остров спасения”. Учащиеся получают задание изучить влияние на окружающую среду промышленных предприятий города, дачных участков, расположенных на берегу реки, скопления автомобилей около домов. Идёт обсуждение, как решить эти проблемы, используем презентации “Транспорт будущего”.
Одним из объектов охраны окружающей среды, находящихся на территории Вологодской области, является Дарвинский заповедник, который отметил своё 65летие. Учащиеся знакомятся с историей его появления, отмечают, к каким отрицательным последствиям привело вмешательство человека, нарушившего естественные биоценозы, какова роль заповедника в наши дни, роль мониторинга на его территории.
При изучении биогеоценозов уделяю внимание саморазвитию и смене биоценозов (сукцессии), влиянию абиотических и антропогенного факторов на смену. Отмечаем значение лесных массивов и зелёных насаждений в городе, отмечаем преимущество естественных биоценозов.
Завершается изучение темы самым крупным уровнем организации живой материи Биосферой. При её изучении уделяю внимание объединению всех биоценозов в единую систему, влиянию биомассы на планету, круговороту веществ, вовлечение человеком новых веществ в круговорот, нарушение равновесия, появление нового термина Ноосфера. Учащиеся решают задачи на составление цепей питания, отмечают значение выпадения, какого-либо звена или вовлечение новых (появление в биоценозах колорадских жуков, кроликов в Австралии, переселение рыб в другие водоёмы и т.д.); выясняют значение знаний правила экологической пирамиды при выращивании домашних животных.
Завершаем обобщающий урок строчками из стихотворения В.Шефнера.
…Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей!
Не жги её напропалую
И не исчерпай её до дна.
И помни истину простую:
Нас мало, а она - одна!