Творческое рассказывание является высшей формой монологическое речи и предполагает как сравнительно высокий уровень мышления, так и творческого воображения.
Основные задачи по развитию творческого рассказывания в подготовительной группе: научить детей самостоятельно придумывать содержание рассказа (сказки), выстроить его логически, облечь в словесную соответствующую этому содержанию. Решение этих задач требует большого запаса слов, композиционных навыков (умения придумывать завязку, кульминацию, развязку), умения точно, занимательно и выразительно передавать свой замысел.
Огромное значение имеет предварительная работа. Поэтому уже в мл. группе, знакомя детей с русскими народными сказками, использовала такой прием, как изменение сказки. Чтобы расширить и активизировать словарный запас использовала игры и упражнения: “Угадай и назови”, “На что похоже”, “Кто как кричит?”, “Магазин”, “Кто как передвигается?”; разучивала с детьми: песни, потешки, заклички; совместно с детьми пересказывала знакомые сказки, показывали настольный театр; обращала внимание на то, как начинаются и заканчиваются сказки. Зачин: Жили-были...; В некотором царстве, в некотором государстве…; У леса на опушке, в маленькой избушке жила-была...
Концовка: Вот и .сказке конец; а кто слушал молодец!; Стали они жить поживать и добро наживать!; И устроили они пир на весь мир!
В индивидуальных беседах побуждала детей рассказывать об. игрушках, о себе: “Как ты играешь дома с куклой?”, “Где были с мамой и что видели?” и т.д. В средней группе использовала на занятиях элементы творческого рассказывания: придумывание начала, или конца сказки. Например, в сказке “Репка” - дети придумывали, что произошло с героями после того, как они выдернули рейку. Также использовала такой прием - изменение содержания сказки: “Покатился колобок по дорожке и прикатился .в детский сад?” Дети придумывали различные варианты. Использовала приёмы: образец рассказа воспитателя и совместное рассказывание и придумывание с детьми.
Придумывали по сюжетной картине что было до и после того, что изображен о на картине. Например: картина “1 сентября”. В начале дети рассказывали, что изображено на картине (наступило 1 сентября. Девочка надела школьную форму, причесалась и завяза красивый белый бант. В портфеле у неё лежат школьные принадлежности: книжки, тетради, ручки и карандаши. Сейчас она возьмёт портфель, большой яркий букет цветов и пойдет в школу).Затем дети придумывали, что предшествовало, изображенному на картине: когда и где девочка купила школьные принадлежности? Как она ждала 1 сентября? Кто помог приготовить форму?
Или придумывали, что произошло после изображенного на картине? (С кем встретилась по дороге в школу? Кому подарила цветы? Что интересного было в первый школьный день?)
Также описывали игрушки, рассказывали о том, как зверюшки гуляли или играли: “Звери в лесу”, “день рождения зайца” и т.д. При знакомстве с загадками учились не только их отгадывать, но а придумывать свои. Придумывали загадки и про ежа. (Он с иголками, но не елка, любит молоко, но не кошка, спит зимой, но не медведь.)
В старшем возрасте развитию творчества способствовали рассказы личного опыта: “Как я отдохнул летом”, “Как мы играем зимой на участке”. Чтобы вызвать интерес к рассказыванию, проводила краткие беседы в утренней и вечерний отрезок времени, на прогулках. На занятиях использовала широко прием речевого образца, мотивацию: “Напишем письмо заболевшему другу”. В ходе рассказывания детьми обращала внимание на содержание рассказа, на последовательность описания, на развитие словаря.
Срезы званий по творческому рассказыванию в старшей группе показали высокий уровень у 34% детей. Дети учились составлять творческий рассказ по картинкам (что было?; и что будет?), познакомились со структурой рассказа и его последовательностью, научились составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем.
Чтобы поддерживать и расширять интерес к рассказыванию использовала рассказывание по скороговоркам (“Волк на лужайке, задрожали зайки”), стихам, знакомила детей с пословицами и поговорками (“Жук упал и встать не может, ждет он кто ему поможет”). В старшей группе во время бесед, при проведении диагностики выявились проблемы: невысокий словарный запас у 50% детей, слабо развито воображение. Чтобы повысить словарный запас использовала дидактические игры: “Угадай по описанию”, “Не ошибись”, “Магазин”, “Наоборот”, познакомила детей с развивающими играми: “Да – нет”, “Что лучше”, “Хорошо-плохо”, “Чем похожи – отличаются “Если я был...”, “Что было бы, если...”, “На что похоже...” Большую роль играет тесный контакт-сотрудничество с родителями. Для родителей оформляла папки-передвижки: “Сочиняем сказки”, “Играем вместе”, проводила консультации: “Как помочь ребенку”, знакомила с играми, чтоб они могли дома играть. Для развития творческого воображения использовала прием - домашнее задание: нарисовать и придумать рассказ. Предварительно с детьми и родителями обговаривали содержание рассказа, давала план, нацеливала детей на подбор точных и выразительных слов. Дети с удовольствием рассматривают детские альбомы, рассказывают самостоятельно или просят зачитать рассказ, обыгрывают с настольными игрушками. Составление альбомов с рассказами и рисунками детей является хорошим мотивом для творческих рассказов. Мотивация имеет огромное значение: дети придумывают сказку для Мишки; сочиняют сюжет, чтоб спасти Василису Прекрасную; или сравнивают, кто самый лучший сказочник. Хороший мотив к рассказыванию – письмо больному ребенку или в другой детский сад. Дети любят получать письма и конечно же отправлять их. Например, составили письма на тему: “Как мы поздравляли мам”, “Чем мы занимаемся в д/саду”, “Наша группа”, “Моя любимая игрушка”, “За что мы любим детский сад”.
В подготовительной группе более углубленно занимались творческим рассказыванием, использовали схемы. Со схемами дети познакомились еще в средней и старшей группах: пересказывали сказки (“Теремок”, “Заюшкина избушка”) играли со схемами и символами: “На что похоже”, “Оживи гимнаста”, “Придумай и дорисуй”. Начали составлять рассказы и сказки с детьми по составленным схемам, предварительно познакомившись с символами .У детей появился интерес к составлению сказок, они легко усвоили последовательность и.структуру сказок, благодаря функциям В.Я.Пропка. Чтобы повысить самостоятельность ребенка при составлении сказки, пробовали составлять схемы по сюжетам сказок: “Репка”, “Колобок”, затем “Гуси-лебеди”, “Красная шапочка”, “Морозко”.При пересказе дети самостоятельно зарисовывали. последовательность с помощью символов и пересказывали рассказ. На следующем этапе учились составлять схемы индивидуально и в паре, придумывать по ним сказки. Придумывали сказку и зарисовывали схему к ней вместе с родителями, затем пересказывали детям в группе. Изготовили книжки – малышки “Красная шапочка”, “Репка”.
В подготовительной группе уровень творческого рассказывания у детей повысился до 45%. Чтобы поддержать интерес детей к придумыванию сказок и повысить речевую их активность использовала ТРИЗ: изменение в сказке времени, величины, места действия (прием РВС); замена героя (одного, двух), “винегрет” из сказок. Придумывали с детьми измененные сказки на основе старых: 4 “Волк и семеро козлят”, “Колобок”, “Теремок”.
Познакомила детей с карточками "Волшебные стрелы", которые повысили у детей интерес и стимул к творческому рассказыванию не только на занятиях, но и в свободной деятельности. “Волшебные стрелы” помогают детям в выборе сюжета, в составлении плана, дают возможность обсудить и выбрать героя, помогают развивать сюжет. На основе “волшебных стрел” придумали сказки и записали их вместе с детьми. Придумали новые “стрелы” подобрали иллюстрации, нарисовали картинки - символы. Большую роль при проведении занятий по творческому рассказыванию играет наглядность: картинки с “волшебными предметами”, внесение героев-кукол или приход героя взрослого, использование масок, различные виды театра, декорации и т.д. Большое значение имеет совместная деятельность воспитателя и детей при подготовке к занятию:
- читаем книги,
- рассматриваем иллюстрации,
- рассказываем и показываем различные театры,
- играем в игры драматизации,
- разучиваем народный фольклор: присказка, песенки, пословицы, поговорки, мини-сказки, “Жил-был карась, вот и сказка началась”, отгадываем загадки знаковые и. которые придумывали дети...; разучиваем пальчиковые игры.
Развитию выразительности речи, мимики, воображения, фантазии помогают упражнения “Представь себя на месте героя - как бы ты поступил, или что ты исправишь...”, “Изобрази героя (предмет)”; развитию творчества помогают игры-путешествия: “Шел солдат со службы", "Путешествие утят", “Придумай небылицу”, “На остров сокровищ”, “Город будущего”, “Несуществующее животное”…; краткие беседы “Как бы хотели провести выходной день или праздник?”, “Кем станешь, когда вырастешь”.
К концу года у детей повысился интерес к театральным играм. С помощью родителей сделали различные виды театров. Дети с удовольствием обыгрывают придуманные сказки или придумывают новые.
Благодаря системе в проведении занятий, в организации совместной и самостоятельней деятельности в течение дня, использованию интересной наглядности, мотивацию и других эффективных приемов, дети к концу подготовительной группы научились самостоятельно и выразительно передавать свой замысел. У детей хорошо развита.фантазия, творческое воображение. В речи .детей появились образные выражения и сравнения, сложные предложения, эпитеты. Большинство детей строят рассказ или сказку согласно структуре, последовательности её функций. Результатом работы стали альбомы и книжки - малышки с детскими рассказами и рисунками, магнитофонные записи, схемы придуманных сказок.
Обучение творческому рассказыванию требует хорошей подготовки, творческому подходу воспитателя к составлению занятий, продумыванию наглядных пособий, сюжета и мотиваций.