Урок информатики по теме "Алгоритмы и исполнители"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (696 кБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)


Организационная информация
Тема урока Алгоритмы и исполнители
Предмет Информатика
Класс 6
Раздел программы Алгоритмы
Автор урока (ФИО, должность) Кулигина Анна Леонидовна, учитель информатики
Образовательное учреждение МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 107”
Республика/край, город/поселение Кемеровская область, г.Новокузнецк
Методическая информация
Тип урока Урок изучения нового материала
Цели урока Сформировать представление об алгоритме, как фундаментальном понятии информатики
Задачи урока Задачи урока:
обучающие – дать представление об алгоритмах, формировать навыки составления алгоритмов, умения анализировать;
развивающие - развивать творческие способности учащихся, логическое мышление, умение планировать свою деятельность;
воспитательные - воспитывать аккуратность, трудолюбие при выполнении работы; эстетическое воспитание детей; воспитывать современную жизненную позицию
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Учащиеся
  • узнают понятие алгоритма, исполнителя алгоритма;
  • развивают навыки точного и полного описанию своих действий;
  • развивают аккуратность при выполнении индивидуальных заданий.
Необходимое оборудование и материалы Мультимедиа-проектор, компьютер, экран, карточки и конверты с заданиями, чистые листы

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся учебно-познавательные мотивы: интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;
Ход и содержание урока 1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте! Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока. А тема нашего урока зашифрована в ребусе. (Cлайд 1) (ученики разгадывают ребус, - тему урока “Алгоритм”).
(Cлайд 2) Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием алгоритм, свойствами алгоритма, способами задания алгоритмов.
2. Изучение нового материала
С алгоритмами вы уже встречались. В своей жизни вы решаете множество задач самой разной сложности. Некоторые задачи настолько просты, что мы решаем их не задумываясь, например “Купить хлеба”, “Собраться в школу”, “Приготовить яичницу” и т.д. Другие же задачи требуют долгих размышлений и усилий, например “Решение контрольной работы”.
Решение любой задачи, даже самой простой осуществляется за определенное количество шагов.
Например: рисование дерева (слайд 3)
- Взять карандаш

- Нарисовать ствол дерева
- Нарисовать ветки
- Нарисовать листья
- Раскрасить дерево

Решение этой задачи мы представили в виде последовательности действий, т.е. получили план действий. Давайте поменяем действия местами, получим ли мы нужный результат. (Cлайд 4)

Последовательность действий, приводящих к искомому результату, называют алгоритмом. Т.е. алгоритм - это понятное и точное предписание исполнителю выполнить определенное количество действий приводящих от исходных данных к искомому результату. (Слайд 5) (учащиеся определение алгоритма записывают в тетради)

Выполним последовательность действий для нахождения значения следующего выражения: (Слайд 6)

55,2+3,4:(65·2-128).

А теперь посмотрите на задание (слайд 7). Проанализируйте последовательность действий, записанную на слайде, и определите, приводит ли она к результату?

Все вы покупали какое-то техническое устройство. К нему прилагается инструкция, в которой указано в каком порядке нужно включать, выключать устройство, выполнять те или иные действия. Разрабатывает такую инструкцию человек. Т.е. в инструкции предписана последовательность действий человека для выполнения какой-либо работы. Поэтому человека можно назвать исполнителем инструкций. Кто может быть исполнителем? Правильно, человек, техническое устройство, роботы, станки, спутники, игрушки. (Слайд 8)

Исполнитель - субъект или объект, для которого написан алгоритм. (Учащиеся определение записывают в тетради) Например, собака. (Слайд 8). Может она быть исполнителем? Назовите команды, которые она может выполнять (сидеть, лежать, фас, апорт) Конечное множество команд, которые понимает исполнитель называют СКИ.
Может кто-то из вас уже знает откуда возникло слово “алгоритм”?

3. Историческая справка. (Слайд 5)

Понятию “алгоритм” уже много лет. В IX веке средневековый ученый Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми впервые сформулировал правила действий над целыми числами и простыми дробями. Арабский оригинал его труда был утерян и Европа познакомилась только с латинским переводом XII века. Ал-Хорезми сформулировал правила так, чтобы они были понятны любому грамотному человеку. В век, когда еще не было математической символики (знаки сложения, умножения и т.д.) это было очень сложно. Но он выработал такой стиль четкого словесного предписания, который не давал читателю никакой возможности уклонится от предписанного. В переводе правила начинались словами “Алгоризми сказал”. Со временем люди забыли, что “Алгоризми” - это автор правил, а не сами правила и стали правила называть алгоритмами.
4. Домашнее задание (слайд 9)
5
. Отложите домашнее задание в сторону. Теперь рассмотрим различные задания.

1) Работа в парах. Возьмите конверты, лежащие на парте. Из отдельных команд вы должны составить алгоритм.

2) Практическая работа (на столах у каждого ученика имеется чистый лист бумаги и задание)

(Выполнение алгоритма заданного графически.) У вас на партах имеется алгоритм, который вы должны выполнить. Посмотрите внимательно на задание и скажите
а) кто будет исполнителем алгоритма?
б) что является исходными данными?
в) что будет результатом?

3) Работа в тетради.

Напишите в столбик последовательность своих действий при:

а) чистке зубов;

б) пришивании оторванной пуговицы.

6. Проверка и оценивание ЗУНКов

7. Рефлексия

8. Подведение итогов урока.

Проверка и оценивание ЗУНКов

Найти зашифрованные в сканворде термины, связанные с темой алгоритм.

Продолжите фразы:

  • Алгоритм – это…
  • Разрабатывать алгоритм может только…
  • Исполняют алгоритмы…

Укажите истинные высказывания:

  • Алгоритм представляет собой некоторую последовательность вычислений;
  • Алгоритм может представлять собой некоторую последовательность вычислений, а может -последовательность действий нематематического характера;
  • Компьютер разрабатывает алгоритмы;
  • Человек исполняет алгоритмы.
Рефлексия деятельности на уроке Выполнить алгоритм:

1) Запустите графический редактор Paint (ОС Windows) или Draw (ОС Linux).

  • Выберите инструмент Эллипс
  • Нарисуйте круг
  • Выберите инструмент Заливка
    5) Залить круг красным - если на уроке узнал что-то новое и было интересно; синим - если было не интересно
Домашнее задание Два мальчика и двое взрослых должны переправиться на другую сторону реки на плоту, который выдерживает либо двух мальчиков, либо одного мальчика и одного взрослого. Как осуществить переправу? Найди несколько способов решения этой задачи.

Алгоритм решения задачи:

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)
  • Л.Босова, Учебник-6, Рабочая тетрадь, Бином, Лаборатория знаний.
  • Ю.А. Макаренков Что такое алгоритм?, Минск, Народная асвета.
  • http://www.inform.sch901.edusite.ru/p6aa1.html
  • http://inf1.info/algorithm
  • http://www.openclass.ru/sub
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование презентации высвобождает большое количество времени, которое употреблено для дополнительного объяснения материала и отработке большего количества практических заданий.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим На последующих уроках, можно использовать фрагменты представленной презентации при повторении изученного материала.