Организационная информация | |
Тема урока | Алгоритмы и исполнители |
Предмет | Информатика |
Класс | 6 |
Раздел программы | Алгоритмы |
Автор урока (ФИО, должность) | Кулигина Анна Леонидовна, учитель информатики |
Образовательное учреждение | МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 107” |
Республика/край, город/поселение | Кемеровская область, г.Новокузнецк |
Методическая информация | |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Цели урока | Сформировать представление об алгоритме, как фундаментальном понятии информатики |
Задачи урока | Задачи урока: обучающие – дать представление об алгоритмах, формировать навыки составления алгоритмов, умения анализировать; развивающие - развивать творческие способности учащихся, логическое мышление, умение планировать свою деятельность; воспитательные - воспитывать аккуратность, трудолюбие при выполнении работы; эстетическое воспитание детей; воспитывать современную жизненную позицию |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Учащиеся
|
Необходимое оборудование и материалы | Мультимедиа-проектор, компьютер, экран, карточки и конверты с заданиями, чистые листы |
Подробный конспект урока |
|
Мотивация учащихся | учебно-познавательные мотивы: интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности; |
Ход и содержание урока | 1. Организационный момент Учитель: Здравствуйте! Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока. А тема нашего урока зашифрована в ребусе. (Cлайд 1) (ученики разгадывают ребус, - тему урока “Алгоритм”). (Cлайд 2) Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием алгоритм, свойствами алгоритма, способами задания алгоритмов. 2. Изучение нового материала С алгоритмами вы уже встречались. В своей жизни вы решаете множество задач самой разной сложности. Некоторые задачи настолько просты, что мы решаем их не задумываясь, например “Купить хлеба”, “Собраться в школу”, “Приготовить яичницу” и т.д. Другие же задачи требуют долгих размышлений и усилий, например “Решение контрольной работы”. Решение любой задачи, даже самой простой осуществляется за определенное количество шагов. Например: рисование дерева (слайд 3) - Взять карандаш - Нарисовать ствол дерева Решение этой задачи мы представили в виде последовательности действий, т.е. получили план действий. Давайте поменяем действия местами, получим ли мы нужный результат. (Cлайд 4) Последовательность действий, приводящих к искомому результату, называют алгоритмом. Т.е. алгоритм - это понятное и точное предписание исполнителю выполнить определенное количество действий приводящих от исходных данных к искомому результату. (Слайд 5) (учащиеся определение алгоритма записывают в тетради) Выполним последовательность действий для нахождения значения следующего выражения: (Слайд 6) 55,2+3,4:(65·2-128). А теперь посмотрите на задание (слайд 7). Проанализируйте последовательность действий, записанную на слайде, и определите, приводит ли она к результату? Все вы покупали какое-то техническое устройство. К нему прилагается инструкция, в которой указано в каком порядке нужно включать, выключать устройство, выполнять те или иные действия. Разрабатывает такую инструкцию человек. Т.е. в инструкции предписана последовательность действий человека для выполнения какой-либо работы. Поэтому человека можно назвать исполнителем инструкций. Кто может быть исполнителем? Правильно, человек, техническое устройство, роботы, станки, спутники, игрушки. (Слайд 8) Исполнитель - субъект или объект, для которого
написан алгоритм. (Учащиеся определение
записывают в тетради) Например, собака. (Слайд 8).
Может она быть исполнителем? Назовите команды,
которые она может выполнять (сидеть, лежать, фас,
апорт) Конечное множество команд, которые
понимает исполнитель называют СКИ. 3. Историческая справка. (Слайд 5) Понятию “алгоритм” уже много лет. В IX веке
средневековый ученый Мухаммед ибн Муса
аль-Хорезми впервые сформулировал правила
действий над целыми числами и простыми дробями.
Арабский оригинал его труда был утерян и Европа
познакомилась только с латинским переводом XII
века. Ал-Хорезми сформулировал правила так, чтобы
они были понятны любому грамотному человеку. В
век, когда еще не было математической символики
(знаки сложения, умножения и т.д.) это было очень
сложно. Но он выработал такой стиль четкого
словесного предписания, который не давал
читателю никакой возможности уклонится от
предписанного. В переводе правила начинались
словами “Алгоризми сказал”. Со временем люди
забыли, что “Алгоризми” - это автор правил, а не
сами правила и стали правила называть
алгоритмами. 1) Работа в парах. Возьмите конверты, лежащие на парте. Из отдельных команд вы должны составить алгоритм. 2) Практическая работа (на столах у каждого ученика имеется чистый лист бумаги и задание) (Выполнение алгоритма заданного графически.) У
вас на партах имеется алгоритм, который вы должны
выполнить. Посмотрите внимательно на задание и
скажите 3) Работа в тетради. Напишите в столбик последовательность своих действий при: а) чистке зубов; б) пришивании оторванной пуговицы. 6. Проверка и оценивание ЗУНКов 7. Рефлексия 8. Подведение итогов урока. |
Проверка и оценивание ЗУНКов |
Найти зашифрованные в сканворде термины, связанные с темой алгоритм. Продолжите фразы:
Укажите истинные высказывания:
|
Рефлексия деятельности на уроке | Выполнить алгоритм: 1) Запустите графический редактор Paint (ОС Windows) или Draw (ОС Linux).
|
Домашнее задание | Два мальчика и двое взрослых
должны переправиться на другую сторону реки на
плоту, который выдерживает либо двух мальчиков,
либо одного мальчика и одного взрослого. Как
осуществить переправу? Найди несколько способов
решения этой задачи. Алгоритм решения задачи: |
В помощь учителю |
|
Использованные источники и литература (если имеются) |
|
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование презентации высвобождает большое количество времени, которое употреблено для дополнительного объяснения материала и отработке большего количества практических заданий. |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | На последующих уроках, можно использовать фрагменты представленной презентации при повторении изученного материала. |
Урок информатики по теме "Алгоритмы и исполнители"
- Кулигина Анна Леонидовна, учитель информатики
Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентации к уроку
Загрузить презентацию (696 кБ)
Загрузить презентацию (2 МБ)