Урок по основам духовной культуры "Светлый праздник Пасха". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2


Цель: формирование представления о главном христианском празднике “Пасха”, через присоединение к социокультурным духовным ценностям.

Задачи:

  • Обучающие: познакомить обучающихся с историческими данными возникновения и значения главного христианского праздника “Пасха”, православными обычаями и традициями этого праздника; расширить словарный запас по предмету;
  • Развивающие: развивать духовно-нравственные потребности детей путём их приобщения к духовным ценностям; способствовать развитию логических общеучебных умений и навыков (установления причинно-следственных связей); продолжать развивать интерес к предмету через приобщение познания истории православной христианской церкви;
  • Воспитательные: создать условия для повышения общекультурного уровня обучающихся, продолжая воспитывать положительные качества (чувство доброжелательности, взаимопомощи, уважения друг к другу, совершенствовать навыки совместной деятельности; прививать любовь к вере предков (через познание основ духовной культуры)).

Методическая цель: показ приёмов формирования христианского мировоззрения.

Оборудование:

  • учебные пособия “Детская Библия”, “Мы и наша культура” А.В.Бородина;
  • мультимедийная установка, экран.

План урока:

I. Организационный этап – 3 мин.
II. Ориентировочно-мотивационный этап – 5 мин.
III. Целеполагающий этап – 5 мин.
IV.Операционно-испольнительный этап – 20 мин.
V. Рефлексивно-оценочный этап – 2 мин.

Презентация.

План урока.

№ слайда Деятельность учителя Деятельность обучающихся

I. Организационный этап.

  – Хочется начать урок с доброй

улыбки. Я желаю вам сегодня добра.

Пожелайте друг другу добра, нашим

гостям, приветствуя всех доброй

улыбкой.

Приветствуют друг друга, гостей.
2. – В день Пасхи даже небеса

Пронизаны незримым светом

И открываются сердца

Добра и разума заветом.

И на душе покой и лад,

И счастьем хочется делиться!

Пусть всё хорошее назад

Сто крат Вам щедро возвратится!

 
П. Ориентировочно-мотивационный этап.
  Вспомните, на прошлом уроке мы

говорили о Творце. – Кого называют Творцом?

– Кто стал венцом творения Бога Отца?

– Назовите первых людей, сотворенных Богом Отцом.

– Что с ними произошло?

– Бог не мог оставить своё творение без помощи.

– Бога Отца

– Человек.

Работа с учебником А.В.Бородиной

“Мы и наша культура” стр.118.

– Адам и Ева.

Читают текст на стр. 119.

Читают текст на стр. 120.

Ответы детей. Работа с книгой на стр.122.

III. Целеполагающий этап.
3. – Кто может объяснить значение слова

Спаситель?

– Посмотрите вокруг себя и постарайтесь найти тему нашего сегодняшнего урока. (Сретение Господне, Крещение Господне, Праздников праздник, Светлый праздник – Пасха, Вознесение Господне, Благовещение).

– Так, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Ходят по классу, находят листы с темой урока.
4. – Мы сегодня познакомимся с православными обычаями и традициями главного христианского праздника – Пасха; его значением в жизни каждого человека.  
IV. Операционно-исполнительный этап.
5. – Только успеет выглянуть весеннее солнышко, природа оживает, как все, и “млад и стар” готовятся с радостью встретить “праздников праздник и торжество из торжеств” – Пасху Христову, которая празднуется в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. Рассматривают картины весны.
6. – Спешат люди попасть в переполненный уже народом Храм, располагается вокруг церквей в ожидании крестного хода.

– Но вот раздался первый благовест большого колокола, вся толпа всколыхнулась, зажглись в руках православные свечи, и показалось духовенство в светлых ризах с крестами, хоругвями, с иконами и голос церковного хора возвещает радость великую(учитель поёт) “Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах” и поётся пасхальный канон.

– Что значит “воскрес из мёртвых”?

Мы с вами говорили, что празднику Пасха предшествовало много Библейских событий. (Христос пострадал на кресте, был положен во гроб).

– Рассмотрите фрагмент росписи в Храме Христа Спасителя “Снятие со креста”, “Положение во гроб”.

Физкультминутка.

(офтальмотренажер)

– О том, как воскрес Христос прочитаем в Библии.

– Иисус Христос победил смерть своим Воскресением, (оказался сильнее смерти). Воскрес и нам всем открыл путь к вечной жизни, избавлял нас от греха. Уже первые христиане называли Пасху “праздником всех праздников”.

Физкультминутка.

Под весёлые напевы повернёмся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево, головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг! На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг! И снова стой,
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.

Читают вместе с учителем. Дети поют “Христос Воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав”

Работа с учебником А.В.Бородиной на стр.123.

Работа с Библией с. 428.

 

7.   Сообщения об истории и традициях.

1. На совместных трапезах со своими учениками Христос всегда произносил слова :” Я с вами во все дни!” После распятия Христа, его место за столом никто не занимал и около него оставляли хлеб. По окончании трапезы говорили : “Христос Воскрес”.

2. Когда ученики разошлись по странам для проповеди учения Христа, каждый продолжал хранить эту традицию. Лежащий в храме хлеб (артос) служит напоминанием о том, что здесь незримо присутствует Христос. После торжественной литургии артос освящался и раздавался молящимся.

8. – Вернувшись из церкви ранним утром, люди христосовались, приветствуя друг друга словами : “Христос Воскресе”, отвечая “Воистину Воскресе” и обмениваются крашенными яйцами. А в наши дни сохранился обычай на Пасху печь и святить куличи.

Показывают обычай христосования (2–3 чел.)

9. – Красное яйцо – символ Пасхи.

По преданию, оно было дано Марией Магдалиной римскому императору Тиберию.

– Вот как это произошло.

Так было подарено первое пасхальное яйцо.

– В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон, люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах.

Яиц надо было заготовить много: для подарков родным и друзьям, для весёлых игр.

– Какие игры вы знаете?

Инсценирование:

А: До того, как Иисус Христос вознёсся на небо, он велел своим ученикам идти по всему миру и проповедовать людям то, чему Он их учил. Пошла проповедовать Христа и Мария Магдалина. Она первая узнала, что Иисус Христос воскрес, когда рано – рано утром пришла ко гробу Господа, чтобы омыть душистым маслом. Она нашла камень отваленным и Ангел сказал:

– Что ищешь, его здесь нет. Христос Воскрес!

Мария Магдалина, как и другие ученики ходила из страны в страну и всюду рассказывала про Иисуса Христа, про то, как Он воскрес из мёртвых и про то, чему Он учил людей.

Однажды пришла она в город Рим и там вошла во дворец. Когда – то давно Мария была знатной и богатой, её во дворце знали и пропустили к императору Тиберию. В те времена, приходя к императору, люди всегда приносили ему какой-нибудь подарок. И вот Мария протянула ему простое яичко и громко сказала: “Христос Воскрес!”

– Как может кто-нибудь воскреснуть их мёртвых! Трудно в это поверить. Так же трудно, как поверить, что это белое яичко может стать красным! И пока он ещё говорил, яичко стало меняться цветом: порозовело, потемнело и стало ярко-красным!

10. – Много веков любимой пасхальной игрой было катание яиц.

– Хотите поиграть?

 
V. Ориентировочно-мотивационный этап.
  Подведение итогов домашнего задания.

– Ребята приготовили стихи.

Послушаем их.

– Христос Воскресе! – мы говорим, с чувством духовного восторга хочется произносить без конца, слушая в ответ другие два святых слова.

– И для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни.

– Воскресение Господа Иисуса – первая действительная победа жизни над смертью.

Прикрепляют к доске свои рисунки пасхальных яиц.

Чтение стихов:

1. В день Пасхи радостно играя Высоко жаворонок взлетел.

И в небе синем исчезая
Песнь Воскресения пропел.

2. Проснитесь горы, долы, реки.

Хвалите господа с небес.
Побеждена Им смерть во веки.
Проснись и ты, зелёный лес.

3. И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и тёмный лес.
“Проснись Земля!” – они вещами
Проснись, твой Царь, Твой Бог Воскрес!

4. Подснежник, ландыш серебристый, Фиалка! Зацветите вновь!

И воссылайте гимн душистый
Тому, чья заповедь – любовь.

– Во истину Воскрес!

VI. Рефлексия – оценочный этап.
  – Кто был внимательным? Как называют Господа Бога?

– Что вы узнали о Нём?

– Как называют “праздников праздник”?

– Как мы встречаем этот праздник?

– И мне хочется сказать всем сегодня эти чудесные слова: “Христос Воскресе!” и угостить всех пасхальным куличом.

– Спаситель.

– Пострадал, воскрес из мёртвых, жизнь победила смерть.

– Пасха.