Цель: формирование представления о главном христианском празднике “Пасха”, через присоединение к социокультурным духовным ценностям.
Задачи:
- Обучающие: познакомить обучающихся с историческими данными возникновения и значения главного христианского праздника “Пасха”, православными обычаями и традициями этого праздника; расширить словарный запас по предмету;
- Развивающие: развивать духовно-нравственные потребности детей путём их приобщения к духовным ценностям; способствовать развитию логических общеучебных умений и навыков (установления причинно-следственных связей); продолжать развивать интерес к предмету через приобщение познания истории православной христианской церкви;
- Воспитательные: создать условия для повышения общекультурного уровня обучающихся, продолжая воспитывать положительные качества (чувство доброжелательности, взаимопомощи, уважения друг к другу, совершенствовать навыки совместной деятельности; прививать любовь к вере предков (через познание основ духовной культуры)).
Методическая цель: показ приёмов формирования христианского мировоззрения.
Оборудование:
- учебные пособия “Детская Библия”, “Мы и наша культура” А.В.Бородина;
- мультимедийная установка, экран.
План урока:
I. Организационный этап – 3 мин.
II. Ориентировочно-мотивационный этап – 5 мин.
III. Целеполагающий этап – 5 мин.
IV.Операционно-испольнительный этап – 20 мин.
V. Рефлексивно-оценочный этап – 2 мин.
План урока.
№ слайда | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный этап. |
||
– Хочется начать урок с доброй улыбки. Я желаю вам сегодня добра. Пожелайте друг другу добра, нашим гостям, приветствуя всех доброй улыбкой. |
Приветствуют друг друга, гостей. | |
2. | – В день Пасхи даже небеса Пронизаны незримым светом И открываются сердца Добра и разума заветом. И на душе покой и лад, И счастьем хочется делиться! Пусть всё хорошее назад Сто крат Вам щедро возвратится! |
|
П. Ориентировочно-мотивационный этап. | ||
Вспомните, на прошлом уроке мы говорили о Творце. – Кого называют Творцом? – Кто стал венцом творения Бога Отца? – Назовите первых людей, сотворенных Богом Отцом. – Что с ними произошло? – Бог не мог оставить своё творение без помощи. |
– Бога Отца – Человек. Работа с учебником А.В.Бородиной “Мы и наша культура” стр.118. – Адам и Ева. Читают текст на стр. 119. Читают текст на стр. 120. Ответы детей. Работа с книгой на стр.122. |
|
III. Целеполагающий этап. | ||
3. | – Кто может объяснить значение слова Спаситель? – Посмотрите вокруг себя и постарайтесь найти тему нашего сегодняшнего урока. (Сретение Господне, Крещение Господне, Праздников праздник, Светлый праздник – Пасха, Вознесение Господне, Благовещение). – Так, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? |
Ходят по классу, находят листы с темой урока. |
4. | – Мы сегодня познакомимся с православными обычаями и традициями главного христианского праздника – Пасха; его значением в жизни каждого человека. | |
IV. Операционно-исполнительный этап. | ||
5. | – Только успеет выглянуть весеннее солнышко, природа оживает, как все, и “млад и стар” готовятся с радостью встретить “праздников праздник и торжество из торжеств” – Пасху Христову, которая празднуется в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. | Рассматривают картины весны. |
6. | – Спешат люди попасть в переполненный уже народом Храм,
располагается вокруг церквей в ожидании крестного хода.
– Но вот раздался первый благовест большого колокола, вся толпа всколыхнулась, зажглись в руках православные свечи, и показалось духовенство в светлых ризах с крестами, хоругвями, с иконами и голос церковного хора возвещает радость великую(учитель поёт) “Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах” и поётся пасхальный канон. – Что значит “воскрес из мёртвых”? Мы с вами говорили, что празднику Пасха предшествовало много Библейских событий. (Христос пострадал на кресте, был положен во гроб). – Рассмотрите фрагмент росписи в Храме Христа Спасителя “Снятие со креста”, “Положение во гроб”. Физкультминутка. (офтальмотренажер) – О том, как воскрес Христос прочитаем в Библии. – Иисус Христос победил смерть своим Воскресением, (оказался сильнее смерти). Воскрес и нам всем открыл путь к вечной жизни, избавлял нас от греха. Уже первые христиане называли Пасху “праздником всех праздников”. Физкультминутка. Под весёлые напевы повернёмся вправо, влево. Руки вверх! Руки вниз! |
Читают вместе с учителем. Дети поют “Христос Воскресе
из мёртвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав” Работа с учебником А.В.Бородиной на стр.123. Работа с Библией с. 428.
|
7. | Сообщения об истории и традициях. 1. На совместных трапезах со своими учениками Христос всегда произносил слова :” Я с вами во все дни!” После распятия Христа, его место за столом никто не занимал и около него оставляли хлеб. По окончании трапезы говорили : “Христос Воскрес”. 2. Когда ученики разошлись по странам для проповеди учения Христа, каждый продолжал хранить эту традицию. Лежащий в храме хлеб (артос) служит напоминанием о том, что здесь незримо присутствует Христос. После торжественной литургии артос освящался и раздавался молящимся. |
|
8. | – Вернувшись из церкви ранним утром, люди христосовались, приветствуя друг друга словами : “Христос Воскресе”, отвечая “Воистину Воскресе” и обмениваются крашенными яйцами. | А в наши дни сохранился обычай на Пасху печь и святить
куличи. Показывают обычай христосования (2–3 чел.) |
9. | – Красное яйцо – символ Пасхи. По преданию, оно было дано Марией Магдалиной римскому императору Тиберию. – Вот как это произошло. Так было подарено первое пасхальное яйцо. – В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон, люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах. Яиц надо было заготовить много: для подарков родным и друзьям, для весёлых игр. – Какие игры вы знаете? |
Инсценирование: А: До того, как Иисус Христос вознёсся на небо, он велел своим ученикам идти по всему миру и проповедовать людям то, чему Он их учил. Пошла проповедовать Христа и Мария Магдалина. Она первая узнала, что Иисус Христос воскрес, когда рано – рано утром пришла ко гробу Господа, чтобы омыть душистым маслом. Она нашла камень отваленным и Ангел сказал: – Что ищешь, его здесь нет. Христос Воскрес! Мария Магдалина, как и другие ученики ходила из страны в страну и всюду рассказывала про Иисуса Христа, про то, как Он воскрес из мёртвых и про то, чему Он учил людей. Однажды пришла она в город Рим и там вошла во дворец. Когда – то давно Мария была знатной и богатой, её во дворце знали и пропустили к императору Тиберию. В те времена, приходя к императору, люди всегда приносили ему какой-нибудь подарок. И вот Мария протянула ему простое яичко и громко сказала: “Христос Воскрес!” – Как может кто-нибудь воскреснуть их мёртвых! Трудно в это поверить. Так же трудно, как поверить, что это белое яичко может стать красным! И пока он ещё говорил, яичко стало меняться цветом: порозовело, потемнело и стало ярко-красным! |
10. | – Много веков любимой пасхальной игрой было катание
яиц. – Хотите поиграть? |
|
V. Ориентировочно-мотивационный этап. | ||
Подведение итогов домашнего задания. – Ребята приготовили стихи. Послушаем их. – Христос Воскресе! – мы говорим, с чувством духовного восторга хочется произносить без конца, слушая в ответ другие два святых слова. – И для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. – Воскресение Господа Иисуса – первая действительная победа жизни над смертью. |
Прикрепляют к доске свои рисунки пасхальных яиц. Чтение стихов: 1. В день Пасхи радостно играя Высоко жаворонок взлетел. И в небе синем исчезая 2. Проснитесь горы, долы, реки. Хвалите господа с небес. 3. И песнь ту громко повторяли 4. Подснежник, ландыш серебристый, Фиалка! Зацветите вновь! И воссылайте гимн душистый – Во истину Воскрес! |
|
VI. Рефлексия – оценочный этап. | ||
– Кто был внимательным? Как называют Господа Бога? – Что вы узнали о Нём? – Как называют “праздников праздник”? – Как мы встречаем этот праздник? – И мне хочется сказать всем сегодня эти чудесные слова: “Христос Воскресе!” и угостить всех пасхальным куличом. |
– Спаситель. – Пострадал, воскрес из мёртвых, жизнь победила смерть. – Пасха. |