Цели урока:
- Научить обучающихся рассчитывать путь, время и скорость равномерного движения, сформировать умения “читать” и строить графики равномерного движения, производить расчёты для задач в устной форме.
- Развивать умение обобщать знания о целостном представлении механического движения. Закрепить навыки перевода единиц измерения физических величин: скорости, пути и времени; развивать самостоятельность при решении физических задач и познавательный интерес к предмету.
- Воспитательная цель урока – овладение умением аккуратно оформлять физические задачи, аккуратно строить графики.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Оборудование урока: компьютер для учителя, мультимедийный проектор, экран, авторская презентация “Расчёт пути и времени движения”, 4–6 компьютеров для школьников, авторские разработки двух Flash-тестов “Механическое движение” и “Скорость равномерного движения”.
Программное обеспечение, с помощью которого создан дидактический материал: Microsoft Office PowerPoint 2003 , Adobe Flash CS3 Professional. Для проведения тестирования на компьютере необходима программа Adobe Flash Player.
План урока:
1. Актуализация опорных знаний (10 мин).
Материалы презентации: фронтальный опрос, индивидуальное тестирование на компьютере (4–6 учеников), самостоятельная работа по переводу единиц измерения скорости, пути и времени, решение задач у доски.
2. Основная часть. Изучение нового материала (20 мин).
Изложение нового материала с использованием презентации с дополнительными комментариями учителя и элементами беседы. Решение устных задач.
3. Закрепление (12 мин).
Решение графических и расчётных задач. Рефлексия.
4. Подведение итогов урока (3 мин).
Домашнее задание.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний.
Организационный момент. Демонстрация презентации. (Презентация)
Объявление темы урока .
Слайд 1. Расчёт пути и времени.
4–6 учеников приглашаются за компьютеры для индивидуального тестирования. Часть из них работает с flash-тестом “Механическое движение” (Приложение 1), правила работы с тестом в Приложении 2. Другая часть - с flash-тестом “Скорость равномерного движения” (Приложение 3), правила работы с тестом в Приложении 4. Время работы с тестами 10 минут.
Слайд 2. Работа с классом.
I. Фронтальный опрос:
- Что такое скорость?
- Какие единицы скорости Вы знаете?
- Что такое векторная величина?
- Дайте определение средней скорости.
- Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина 18 км/ч. Кто из них быстрее движется?
- Какими физическими величинами характеризуется механическое движение?
Слайд 3.
II. Перевод единиц измерения в СИ
Самостоятельная работа. Подумай и ответь. Распечатанные карточки у каждого ученика (Приложение 5).
Слайд 4.
Проверь свои ответы. Поставь себе оценку.
Слайд 5.
Решение задачи у доски.
Задача № 1.
Определить скорость самолёта, который за время 0,5 ч пролетел расстояние 450
км. (Проверка правильности оформления и решения задачи по материалам слайда).
Подведение итогов тестирования учеников, работавших за компьютерами.
III. Основная часть. Изучение нового материала.
Слайд 6.
Пробуем решить задачу устно.
Задача № 2.
Как вы думаете, за какое время африканский страус пробежит стометровку, если его скорость 72 км/ч?
Ответ: 5 с.
Какую формулу вы использовали для определения времени движения страуса?
Слайд 7.
Пробуем решить задачу устно.
Задача № 3.
Как вы думаете, какое расстояние пролетает птица за 1 минуту, если её скорость 144 км/ч?
Ответ: 2400 м.
Какую формулу Вы использовали для расчёта времени полёта птицы?
Слайд 8.
Схема для запоминания формул расчёта v, t, S при равномерном движении.
Запомни!
Слайд 9.
Решение задачи у доски.
Задача № 4.
Паровоз движется со скоростью 36 км/ч. Какое расстояние он пройдёт за 10 минут? Ответ: 6000 м. (Проверка правильности оформления и решения задачи по материалам слайда.)
Слайд 10.
Как выглядят графики зависимости пути от времени и скорости от времени?
(Анализ графиков представленных на слайдах 10 и 11).
Слайд 11 и Слайд 12. (Анализ графиков)
Самостоятельное решение задачи в тетради.
Задача № 5
Дан график движения тела. Каков вид этого движения? Чему равна скорость движения тела? Каков путь, пройденный телом за 8 секунд?
Постройте график скорости тела для данного движения.
Слайд 13.
(Проверка правильности оформления и решения задачи по материалам слайда).
Слайд 14.
А теперь подведём итоги нашего урока. Вам необходимо ответить на вопросы “Рефлексии”. Подведение итогов урока
Распечатанные карточки с вопросами “Рефлексия” у каждого ученика (Приложение 6):
Рефлексия.
- Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
- Что вызвало наибольшую трудность?
- Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные; предстоит осознать; неосознанные)?
- С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками?
Несколько учеников по усмотрению учителя зачитывают свои ответы. Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки.
Слайд 15.
Спасибо за урок!
Счастливого пути по дорогам страны Знаний!
Д/З: п. 16, Упр. 5 (2,4); Л № 128. Физика. 7-й класс, Перышкин А.В., Родина Н.А., 2007 г.
Подведение итогов урока и выставление оценок.
Используемые интернет-ресурсы:
- http://www.sunhome.ru/cards/17179
- http://www.sunhome.ru/cards/17177
- http://dn.ucoz.com/load/gif_pro_avto/6
- http://files.school-collection.edu.ru
Использованная литература:
- Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. М. Вако, 2004.
- Шевцов В.А. Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкин, 2005 г.