Продолжительность занятия: 1 урок
Тип урока: Закрепление.
Вид урока: Интегрированный с ручным трудом.
Программа: УМК «Школа 2100»
Класс: 3 кл.
Задачи:
- Закрепить умения грамотно писать слова с орфограммами в корне слова на безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные.
- Продолжить работу над умением подбирать к таким словам проверочные слова с применением правил.
- Развивать речь, внимание, мышление обучающихся.
- Развивать чувство формы, цвета, глазомера.
- Воспитывать любовь и уважение к маме, своей семье.
- Воспитывать аккуратность, точность, трудолюбие.
Оборудование для учителя:
- Таблички со словами: календарь, «День матери», в.сёлая, радос(т)ная, л.скающая, м.л.дая, грус(т)ная, кр.сивая, прекрас(т)ная.
- Картина Леонардо да Винчи «Мадонна» и таблички с названием и автором картины.
- Мяч, карточки с пословицами и словами на тему урока (смотреть приложение 1).
- Таблички со словами: цветок, цвет, форма, нарисовать, вырезать, приклеить.
- Образцы цветов, схема их изготовления (см. приложения 2-3).
- Конвертик с цветными кругами каждому ученику для изготовления цветка (см. приложение 4).
- Музыкальный центр (магнитофон), кассета с песней о маме.
Оборудование для обучающихся: Рабочие тетради, ручка, карандаш, ножницы, клей. Фотография мамы в рамочке (приготовленная заранее, см. приложение 5).
Класс украшен фотографиями мам в рамочках, сделанными детьми (см. приложение 5).
Ход урока
В конце каждого тематического раздела проводятся уроки повторения или закрепления ранее изученного материала. К сожалению, школьники, знающие формулировки правил орфографии, зачастую не умеют применять их в процессе письма. Учащиеся не всегда видят в тексте ошибкоопасные места. Кроме того традиционные формы работы на уроке повторения не вызывают интереса, а значит не служат повышению качества знаний, грамотности. Чтобы вызвать интерес к уроку и инициировать работу, часто в своём опыте использую интегративные технологии.
I. Оргмомент.
Учитель: Добрый день всем! Ребята, сядьте ровно, красиво. Откройте тетради, запишите дату и вид работы. Приготовьте свои ручки, мы вспомним с вами одну игру с первого класса:
Хором с детьми: (Указывая на каждый пальчик с большого до мизинца, делая ими круговые движения)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Учитель: | Дети: |
– О чём эта игра? | – о семье |
– А что такое семья? | – это все родные, мама, папа, дети и тд. |
– Какие бывают семьи? | – большие и маленькие, дружные и тд. |
– Расскажите, какая у вас семья? | |
– Сколько в ней человек? | |
– Как зовут родителей? | |
– Чем ваша семья любит заниматься? (дети рассказывают о семьях) |
Учитель: Ответьте на мои вопросы:
– Кто в семье вас крепко любит?
– Кто жалеет, кто целует?
– Кто заботится, ласкает?
– В школу кто вас провожает? (мама)
Вывод: Эта работа настраивает детей на тематику урока, на знакомство семей своих одноклассников, помогает предугадать букву для минутки красивого письма, производит разминку пальчиков перед письмом.
II. Минутка красивого письма.
Учитель: | Дети: |
– Какую букву сегодня пропишем? | – ( М) |
– Чтобы красиво написать, что должны помнить? | – наклон, высоту букв |
– Из каких элементов состоит? | – из прямой с закруглением влево и вправо |
– Пропишите эту букву, придумав закономерность. (м млм ммлмм мммлммм; м мм ммм мммм; ма мо ме ми мя…и тд.)
Несколько вариантов дети могут прописать на доске.
Вывод: Этот вид работы формирует у детей каллиграфию, аккуратность. При составлении цепочки, развивает логику.
III. Словарная работа.
Учитель: Внимательно рассмотрите данный шрифт и угадайте слово в таблице.
(1;3), (2;4), (2;5), (1;6), (1;7), (2;8), (2;4), (2;5), (2;9).
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1 | к | м | р | е | н | я | ы |
2 | е | а | л | ф | о | д | ь |
Учитель: | Дети: |
– Какое слово получилось? | – Календарь |
– Прочтём так, как говорим. | |
– Прочтём так, как нужно писать. | |
– Есть ли отличия? | – Да. |
– Какой сделаем вывод? | – (Если в произношении и правописании есть несовпадения, значит в слове орфограмма) |
– Запишите слово, выделите орфограммы. | |
– Сколько слогов в этом слове? | – три |
– Сколько букв, звуков? | – 9 букв, 8 звуков |
– Что означает это слово? |
Дети: (Заранее подготовили 3 ученика)
- Календарь – это способ счисления дней в году (Например: солнечный календарь).
- Календарь – это таблица или книжечка с перечнем всех дней в году. (Например: отрывной календарь, настенный календарь).
- Календарь – это распределение по времени отдельных видов деятельности. (Например: календарь занятий; календарь футбольных игр).
Учитель: Подберите и запишите родственные слова, выделив корень и орфограммы.
Дети: календарик, календарный, календарище.
Вывод: этот этап работы развивает мышление, речь, грамотность. Знакомит с написанием новых слов. Способствует повторению пройденного материала (корень, однокоренные слова, звуки, буквы). Логично помогает перейти к следующему этапу урока.
Учитель: А почему мы с вами сначала заговорили о мамах, теперь о календаре? Как можно связать эти слова (мама и календарь)?
Дети: По календарю русский народ в последнее воскресенье ноября отмечает «День матери».
IV. Актуализация знаний об орфограммах в корне.
1) Учитель: Ребята, а что вы знаете о мамах, что можете рассказать?
Дети:
- Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека – самого близкого, дорогого, единственного. Материнская любовь греет нас до старости.
- Мама учит быть нас мудрыми, даёт советы, заботится о нас, передаёт нам свои знания, оберегает нас.
- Не случайно народная мудрость слово «мать» поставила рядом с другим великим словом «Родина». «Родина-мать» – говорят люди и этим определяют самое священное, что есть на земле.
- Руки мамы качали тебя в колыбели, когда ты был маленьким. Это она согревала тебя своим дыханием и убаюкивала своей песней.
- В народе «живёт» много добрых и ласковых слов о матери. Они передаются из поколения к поколению.
Учитель: Праздник этот отмечается в разных странах в разные дни, как благодарность за заботу и любовь.
– Как вы, ребята думаете, трудно ли быть мамой?
– Нужны ли ей помощники?
– Чем вы помогаете маме?
– Расскажите, какой характер у вашей мамы? Какая она?
Я, предугадав ваши ответы, сделала карточки-таблички. Рассмотрите их, прочтите слова. Запишите слова, распределив их в два столбика.
В.сёлая, радос(т)ная, л.скающая, м.л.дая, кр.сивая, грус(т)ная, прекрас(т)ная.
Проверка:
– Прочтите слова первого столбика, назовите проверочные слова.
– Прочтите слова второго столбика, назовите проверочные слова.
Вывод: Как проверить слова с безударной гласной? С непроизносимой согласной?
2) Учитель: Свою любовь и уважение к матери поэты выражают в стихах, композиторы в песнях, художники в картинах (на доске появляется картина Леонардо да Винчи «Мадонна»). Образ матери у всех народов Земли во все времена един! Это женщина с добрым сердцем, умеющая любить, понимать, прощать. Она нежная, ласковая, заботливая… Ещё народ своё отношение к матери выразил и в пословицах.
– Какие пословицы о матери вы знаете?
У вас на столе есть карточки. Найдите задание 1. (см. приложение 1)
Прочтём пословицы вслух. Задание - выпиши пословицы: I вариант – со словами на орфограмму парной согласной. II вариант – на безударную гласную.
– Как проверить парную согласную?
– Как проверить безударную гласную?
Вывод: Урок повторения невозможен без опоры на ранее изученный материал. Ученики обычно неплохо знают правила, но применять эти правила в новой ситуации могут далеко не все. Многие просто не видят орфограмм в тексте, если они не указаны учителем или если в тексте нет пропущенных букв. Поэтому работа с недеформированным текстом (пословицы) хорошо развивает орфографическую зоркость. Этот этап работы учит детей классифицировать слова на изученные орфограммы, подбирать проверочные слова, закреплять пройденный материал. Расширяет кругозор детей.
V. Физминутка.
(игра с мячом)
Дети встают на ноги, выходят из-за парт. Учитель задаёт вопросы и кидает мяч ребёнку. Ученик, ответив на вопрос, возвращает мяч.
Сейчас мы узнаем, кто, как трудится в вашей семье.
– Ходит на работу?
– Гладит?
– Зарабатывает деньги?
– Ходит в магазин?
– Готовит пищу?
– Смотрит телевизор?
– Убирает?
– Проверяет уроки?
– Моет посуду?
– Воспитывает тебя?
– Стирает?
– Ходит на собрания?
Вывод: Физпауза позволяет детям отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности и с новыми силами, эмоциями перейти к следующему этапу урока.
VI. Закрепление.
Учитель: Каждая мама мечтает, чтобы её дети выросли здоровыми, добрыми, умными…
Вернёмся к карточке, задание 2. Прочтите словосочетания.
– Назовите слова с непроизносимыми согласными (сердце, праздник, чудесный)
– Есть ли слова с парными согласными? (чуткое)
– Встретились ли слова с проверяемой безударной гласной в корне? (большая, семья, цветок)
– На какие правила ещё не назвали слова? («жи-ши» душистый; «чу-щу» чуткое, чудесный; разделительный мягкий знак – семья, и тд.)
Вывод: На этом этапе дети учатся находить слова на заданные орфограммы, ведут самостоятельный поиск, что способствует развитию мышления, внимания, т.к. исследовательская деятельность на уроке – одно из обязательных условий современного урока. В данной ситуации ученики исследуют текст с целью найти в нём как можно больше трудных с точки зрения орфографии мест. Это значит, что текст прочитывается неоднократно, в процессе этой работы виден каждый ученик, его самостоятельность и инициатива.
VII. Итог:
1)
Учитель: | Дети: |
– Ребята, скажите, какая тема была на уроке? | – Правописание слов на изученные орфограммы в корне слов. |
– Какие задачи мы учились решать? | – Учились писать слова на изученные орфограммы, применять правило, подбирать проверочные слова. |
2) Назови «лишнее» слово
- добрая, цветок, милая, нежная (безударная гласная в корне)
- светлый, светать, цвет, светильник (неродственное, с ударным корнем)
- неизвестный, прелестный, форма, праздник (остальные с непроизносимые согласн.)
- молодой, голосок, нарисуй, дорогой (остальн. с двумя проверяемыми безуд. глас.)
- бегает, ходит, пишет, вырежи (остальные с ударным корнем)
- бумага, приклей, ножницы, карандаш (это глагол, остальные – существительные)
Вывод: на доске появляются карточки с этими словами, по которым видна последовательность изготовления цветка.
VIII. Подготовка к изготовлению цветка.
Учитель: На праздник всегда принято дарить подарок. Подарки бывают самыми разными. Можно подарить песенку, рисунок, нежные слова. Мы сделаем свой подарок. А слова на карточках нам помогут его разгадать.
– Что будем делать?
– Что для этого понадобится?
– Как будем обращаться с ножницами? (вспоминаем ТБ на уроке труда)
– Рассмотрите цветы.
– На ваш взгляд, какие неудачны? Почему? (см. приложение 2)
– Какой цвет нужно выбрать, чтоб цветок понравился маме? (яркий, сочный)
– Какой формы цветы?
– Как удобнее их сделать? (использовать круг)
– Сколько деталей понадобится? (три)
– По какому плану будем действовать? (вернуться к словам на карточках)
– Как делать цветок? (см. приложение 3)
Детям раздаю конвертик с тремя цветными, разными по цвету и размеру кругами для изготовления цветка, с учётом экономии времени на уроке (см. приложение 4). Из этих кругов дети самостоятельно делают понравившийся по форме цветок. Потом приклеивают его на рамочку с фотографией своей мамы. Этими фотографиями заранее был украшен класс, а рамочку для фото мы изготовили на прошлом уроке труда (см. приложение 5). Кому нужна помощь – подхожу во время урока. Во время работы над цветком звучит любая красивая песня о маме. Накануне Дня матери дети заберут поделки и подарят дома. Если же будет праздник в классе или школе для мам, можно преподнести их там. Можно из этих цветов сделать коллективный букет для мам.
Учитель: С каким настроением вы уходите с урока?
Заключение
Часто в своей работе использую интегративные технологии, т. к. считаю, что такие виды уроков вносят в обучение оригинальность, новизну, повышают интерес к предмету. Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами и структурой урока.
Структура интегративных уроков имеет отличия:
- предельной чёткостью, компактностью;
- логической взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов;
- большой информативной ёмкостью учебного материала и т.д.
Для обучающихся тоже есть преимущества:
- способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока;
- повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, что способствует самообразованию;
- способствует формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета с нескольких сторон;
- способствует развитию, в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого) др.