Учебно-методическая разработка интегрированного урока по теме "Закрепление правописания орфограмм в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Продолжительность занятия: 1 урок

Тип урока: Закрепление.

Вид урока: Интегрированный с ручным трудом.

Программа: УМК «Школа 2100»

Класс: 3 кл.

Задачи:

  1. Закрепить умения грамотно писать слова с орфограммами в корне слова на безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные.
  2. Продолжить работу над умением подбирать к таким словам проверочные слова с применением правил.
  3. Развивать речь, внимание, мышление обучающихся.
  4. Развивать чувство формы, цвета, глазомера.
  5. Воспитывать любовь и уважение к маме, своей семье.
  6. Воспитывать аккуратность, точность, трудолюбие.

Оборудование для учителя:

  • Таблички со словами: календарь, «День матери», в.сёлая, радос(т)ная, л.скающая, м.л.дая, грус(т)ная, кр.сивая, прекрас(т)ная.
  • Картина Леонардо да Винчи «Мадонна» и таблички с названием и автором картины.
  • Мяч, карточки с пословицами и словами на тему урока (смотреть приложение 1).
  • Таблички со словами: цветок, цвет, форма, нарисовать, вырезать, приклеить.
  • Образцы цветов, схема их изготовления (см. приложения 2-3).
  • Конвертик с цветными кругами каждому ученику для изготовления цветка (см. приложение 4).
  • Музыкальный центр (магнитофон), кассета с песней о маме.

Оборудование для обучающихся: Рабочие тетради, ручка, карандаш, ножницы, клей. Фотография мамы в рамочке (приготовленная заранее, см. приложение 5).

Класс украшен фотографиями мам в рамочках, сделанными детьми (см. приложение 5).

Ход урока 

В конце каждого тематического раздела проводятся уроки повторения или закрепления ранее изученного материала. К сожалению, школьники, знающие формулировки правил орфографии, зачастую не умеют применять их в процессе письма. Учащиеся не всегда видят в тексте ошибкоопасные места. Кроме того традиционные формы работы на уроке повторения не вызывают интереса, а значит не служат повышению качества знаний, грамотности. Чтобы вызвать интерес к уроку и инициировать работу, часто в своём опыте использую интегративные технологии.

I. Оргмомент.

Учитель: Добрый день всем! Ребята, сядьте ровно, красиво. Откройте тетради, запишите дату и вид работы. Приготовьте свои ручки, мы вспомним с вами одну игру с первого класса:

Хором с детьми: (Указывая на каждый пальчик с большого до мизинца, делая ими круговые движения)

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

Учитель: Дети:
– О чём эта игра? – о семье
– А что такое семья? – это все родные, мама, папа, дети и тд.
– Какие бывают семьи? – большие и маленькие, дружные и тд.
– Расскажите, какая у вас семья?  
– Сколько в ней человек?  
– Как зовут родителей?  
– Чем ваша семья любит заниматься? (дети рассказывают о семьях)

Учитель: Ответьте на мои вопросы:

– Кто в семье вас крепко любит?

– Кто жалеет, кто целует?

– Кто заботится, ласкает?

– В школу кто вас провожает? (мама)

Вывод: Эта работа настраивает детей на тематику урока, на знакомство семей своих одноклассников, помогает предугадать букву для минутки красивого письма, производит разминку пальчиков перед письмом.

II. Минутка красивого письма.

Учитель: Дети:
– Какую букву сегодня пропишем? – ( М)
– Чтобы красиво написать, что должны помнить? – наклон, высоту букв
– Из каких элементов состоит? – из прямой с закруглением влево и вправо

– Пропишите эту букву, придумав закономерность. (м млм ммлмм мммлммм; м мм ммм мммм; ма мо ме ми мя…и тд.)

Несколько вариантов дети могут прописать на доске.

Вывод: Этот вид работы формирует у детей каллиграфию, аккуратность. При составлении цепочки, развивает логику.

III. Словарная работа.

Учитель: Внимательно рассмотрите данный шрифт и угадайте слово в таблице.

(1;3), (2;4), (2;5), (1;6), (1;7), (2;8), (2;4), (2;5), (2;9).

  3 4 5 6 7 8 9
1 к м р е н я ы
  2     е     а     л     ф     о     д     ь  

Учитель: Дети:
– Какое слово получилось? – Календарь
Прочтём так, как говорим.  
– Прочтём так, как нужно писать.  
– Есть ли отличия? – Да.
– Какой сделаем вывод? – (Если в произношении и правописании есть несовпадения, значит в слове орфограмма)
– Запишите слово, выделите орфограммы.  
– Сколько слогов в этом слове? – три
– Сколько букв, звуков? – 9 букв, 8 звуков
– Что означает это слово?  

Дети: (Заранее подготовили 3 ученика)

  1. Календарь – это способ счисления дней в году (Например: солнечный календарь).
  2. Календарь – это таблица или книжечка с перечнем всех дней в году. (Например: отрывной календарь, настенный календарь).
  3. Календарь – это распределение по времени отдельных видов деятельности. (Например: календарь занятий; календарь футбольных игр).

Учитель: Подберите и запишите родственные слова, выделив корень и орфограммы.

Дети: календарик, календарный, календарище.

Вывод: этот этап работы развивает мышление, речь, грамотность. Знакомит с написанием новых слов. Способствует повторению пройденного материала (корень, однокоренные слова, звуки, буквы). Логично помогает перейти к следующему этапу урока.

Учитель: А почему мы с вами сначала заговорили о мамах, теперь о календаре? Как можно связать эти слова (мама и календарь)?

Дети: По календарю русский народ в последнее воскресенье ноября отмечает «День матери».

IV. Актуализация знаний об орфограммах в корне.

1) Учитель: Ребята, а что вы знаете о мамах, что можете рассказать?

Дети:

  1. Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека – самого близкого, дорогого, единственного. Материнская любовь греет нас до старости.
  2. Мама учит быть нас мудрыми, даёт советы, заботится о нас, передаёт нам свои знания, оберегает нас.
  3. Не случайно народная мудрость слово «мать» поставила рядом с другим великим словом «Родина». «Родина-мать» – говорят люди и этим определяют самое священное, что есть на земле.
  4. Руки мамы качали тебя в колыбели, когда ты был маленьким. Это она согревала тебя своим дыханием и убаюкивала своей песней.
  5. В народе «живёт» много добрых и ласковых слов о матери. Они передаются из поколения к поколению.

Учитель: Праздник этот отмечается в разных странах в разные дни, как благодарность за заботу и любовь.

– Как вы, ребята думаете, трудно ли быть мамой?

– Нужны ли ей помощники?

– Чем вы помогаете маме?

– Расскажите, какой характер у вашей мамы? Какая она?

Я, предугадав ваши ответы, сделала карточки-таблички. Рассмотрите их, прочтите слова. Запишите слова, распределив их в два столбика.

В.сёлая, радос(т)ная, л.скающая, м.л.дая, кр.сивая, грус(т)ная, прекрас(т)ная.

Проверка:

– Прочтите слова первого столбика, назовите проверочные слова.

– Прочтите слова второго столбика, назовите проверочные слова.

Вывод: Как проверить слова с безударной гласной? С непроизносимой согласной?

2) Учитель: Свою любовь и уважение к матери поэты выражают в стихах, композиторы в песнях, художники в картинах (на доске появляется картина Леонардо да Винчи «Мадонна»). Образ матери у всех народов Земли во все времена един! Это женщина с добрым сердцем, умеющая любить, понимать, прощать. Она нежная, ласковая, заботливая… Ещё народ своё отношение к матери выразил и в пословицах.

– Какие пословицы о матери вы знаете?

У вас на столе есть карточки. Найдите задание 1. (см. приложение 1)

Прочтём пословицы вслух. Задание - выпиши пословицы: I вариант – со словами на орфограмму парной согласной. II вариант – на безударную гласную.

– Как проверить парную согласную?

– Как проверить безударную гласную?

Вывод: Урок повторения невозможен без опоры на ранее изученный материал. Ученики обычно неплохо знают правила, но применять эти правила в новой ситуации могут далеко не все. Многие просто не видят орфограмм в тексте, если они не указаны учителем или если в тексте нет пропущенных букв. Поэтому работа с недеформированным текстом (пословицы) хорошо развивает орфографическую зоркость. Этот этап работы учит детей классифицировать слова на изученные орфограммы, подбирать проверочные слова, закреплять пройденный материал. Расширяет кругозор детей.

V. Физминутка.

(игра с мячом)

Дети встают на ноги, выходят из-за парт. Учитель задаёт вопросы и кидает мяч ребёнку. Ученик, ответив на вопрос, возвращает мяч.

Сейчас мы узнаем, кто, как трудится в вашей семье.

– Ходит на работу?

– Гладит?

– Зарабатывает деньги?

– Ходит в магазин?

– Готовит пищу?

– Смотрит телевизор?

– Убирает?

– Проверяет уроки?

– Моет посуду?

– Воспитывает тебя?

– Стирает?

– Ходит на собрания?

Вывод: Физпауза позволяет детям отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности и с новыми силами, эмоциями перейти к следующему этапу урока.

VI. Закрепление.

Учитель: Каждая мама мечтает, чтобы её дети выросли здоровыми, добрыми, умными…

Вернёмся к карточке, задание 2. Прочтите словосочетания.

– Назовите слова с непроизносимыми согласными (сердце, праздник, чудесный)

– Есть ли слова с парными согласными? (чуткое)

– Встретились ли слова с проверяемой безударной гласной в корне? (большая, семья, цветок)

– На какие правила ещё не назвали слова? («жи-ши» душистый; «чу-щу» чуткое, чудесный; разделительный мягкий знак – семья, и тд.)

Вывод: На этом этапе дети учатся находить слова на заданные орфограммы, ведут самостоятельный поиск, что способствует развитию мышления, внимания, т.к. исследовательская деятельность на уроке – одно из обязательных условий современного урока. В данной ситуации ученики исследуют текст с целью найти в нём как можно больше трудных с точки зрения орфографии мест. Это значит, что текст прочитывается неоднократно, в процессе этой работы виден каждый ученик, его самостоятельность и инициатива.

VII. Итог:

1)

Учитель: Дети:
– Ребята, скажите, какая тема была на уроке? – Правописание слов на изученные орфограммы в корне слов.
– Какие задачи мы учились решать? – Учились писать слова на изученные орфограммы, применять правило, подбирать проверочные слова.

2) Назови «лишнее» слово

  • добрая, цветок, милая, нежная (безударная гласная в корне)
  • светлый, светать, цвет, светильник (неродственное, с ударным корнем)
  • неизвестный, прелестный, форма, праздник (остальные с непроизносимые согласн.)
  • молодой, голосок, нарисуй, дорогой (остальн. с двумя проверяемыми безуд. глас.)
  • бегает, ходит, пишет, вырежи (остальные с ударным корнем)
  • бумага, приклей, ножницы, карандаш (это глагол, остальные – существительные)

Вывод: на доске появляются карточки с этими словами, по которым видна последовательность изготовления цветка.

VIII. Подготовка к изготовлению цветка.

Учитель: На праздник всегда принято дарить подарок. Подарки бывают самыми разными. Можно подарить песенку, рисунок, нежные слова. Мы сделаем свой подарок. А слова на карточках нам помогут его разгадать.

– Что будем делать?

– Что для этого понадобится?

– Как будем обращаться с ножницами? (вспоминаем ТБ на уроке труда)

– Рассмотрите цветы.

– На ваш взгляд, какие неудачны? Почему? (см. приложение 2)

– Какой цвет нужно выбрать, чтоб цветок понравился маме? (яркий, сочный)

– Какой формы цветы?

– Как удобнее их сделать? (использовать круг)

– Сколько деталей понадобится? (три)

– По какому плану будем действовать? (вернуться к словам на карточках)

– Как делать цветок? (см. приложение 3)

Детям раздаю конвертик с тремя цветными, разными по цвету и размеру кругами для изготовления цветка, с учётом экономии времени на уроке (см. приложение 4). Из этих кругов дети самостоятельно делают понравившийся по форме цветок. Потом приклеивают его на рамочку с фотографией своей мамы. Этими фотографиями заранее был украшен класс, а рамочку для фото мы изготовили на прошлом уроке труда (см. приложение 5). Кому нужна помощь – подхожу во время урока. Во время работы над цветком звучит любая красивая песня о маме. Накануне Дня матери дети заберут поделки и подарят дома. Если же будет праздник в классе или школе для мам, можно преподнести их там. Можно из этих цветов сделать коллективный букет для мам.

Учитель: С каким настроением вы уходите с урока?

Заключение

Часто в своей работе использую интегративные технологии, т. к. считаю, что такие виды уроков вносят в обучение оригинальность, новизну, повышают интерес к предмету. Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами и структурой урока.

Структура интегративных уроков имеет отличия:

  • предельной чёткостью, компактностью;
  • логической взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов;
  • большой информативной ёмкостью учебного материала и т.д.

Для обучающихся тоже есть преимущества:

  • способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока;
  • повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, что способствует самообразованию;
  • способствует формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета с нескольких сторон;
  • способствует развитию, в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого) др.

Приложения.